|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Городские повести ТрифоноваЮрий Валентинович Трифонов ( повести «Студенты», сб. рассказов «Под солнцем», роман «Утоление жажды», городские повести, «Дом на набережной», роман «Старик». В 1981 г — роман «Время и место». Посмертно издан роман «Исчезновение» ) 2) Условное деление на исторические произвед-я и Городские повести («Обмен», «Долгое прощание», «Предварительные итоги», «Другая жизнь») 3)Городские повести. Остросоциальные, актуальные проблемы. Тема города и жизни горожан. Стремление изображать общество «в форме внутренней связи характеров». Герои московских повестей, представляющие мир интеллектуалов (в силу проф. принадл-ти и сферы деят-ти), воспринимают повседневность как естест-ю среду обитания, в кот-й есть и обступающий со всех сторон быт, и сфера интеллект-х и духовно-нравств-х исканий. Вместе с тем, «повседневность для рефлексирующих трифоновских интеллектуалов - источник бесконеч. напряжений, конфликтов, споров, непониманий, бед», причем мир повседневности становится очагом конфликта (идейного, социального, любовного, семейного), как правило, в момент актуализации «квартирного вопроса». Герои всегда из интеллигентской среды.Слова героев и слова безличного повествователя могут свободно перетекать друг в друга, какой-то четкой грани между ними нет. Повествовательная речь прочно организованна, только способы организации не совсем привычные: ощущается ритм фразы; речевой поток у Трифонова окрашен определенной тональностью. Татьяна Бек, известный поэт и критик, отметила, что проза Трифонова удивительно ритмична. Мало того, в трифоновской прозе то автор, то один из героев в моменты наибольшего эмоционального напряжения начинает говорить буквально стихами. «Обмен»: - Виктор Дмитриев, 37 лет, инженер. а) Конфликт отчетлив и строг, его суть – столкновение двух систем ценностей: духовных и бытовых. Рельефный эпический каркас повести. б) Четкий сюжет, выстраивается из цепи событий, кажд. из кот-х предст. собою самостоят. новеллу: 1 «завязочная» новелла – жена Лена, которая терпеть не может свою свекровь, уговаривает Виктора съехаться с матерью ради жилплощади. 2 новелла – метания Виктора, кот-й мучается угрызениями совести и в то же время обдумывает варианты обмена; появляется Таня, которая любит Дмитриева, она предстает одной из первых жертв его компромиссов. 3 новелла – родословная Виктора. 4 новелла – история противостояния 2х семейных кланов: интеллигентов Дмитриевых и Лукьяновых, из породы «умеющих жить»; 5 новелла – мучительный диалог Дмитриева и его сестры Лоры о том, куда девать больную мать, кот-я умирает за стенкой, и Ксения Федоровна почти в забытьи констатирует, что он дошел уже до полной утраты нравственных принципов: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел. Это было очень давно»
«Долгое прощание»: а) испытание бытом, маленькими и большими нравственными провокациями, из которых состоит повседневная борьба за существование, проходят сразу два центр-х персонажа - Ляля Телепнева и ее муж Гриша Ребров. б) основные события в прошлом – нач. 1950х. Символ наступления нового слоя времени в судьбе героев и города, театрал. и лит. искусстве – гибель сада, за сохранение кот.сражается отец Лели (отсылка к Чехову «Вишн.сад») в) Образы текучи и изменчивы. 2 параллельно развивающихся сюжета, линии 2 центр.героев. Ляля, средненькая актриса, идет на мелкие нравственные уступки ради, нпр, роли в пьесе модного драматурга, она – тип личности с зыбкими нравств-ми предст-ями, оттого у нее низкая планка требовательности к себе и к другим. Забрасывает театр, замуж за военного, другая жизнь. Гриша Ребров, начинающий драматург, как и Ляля, испытывает на себе страшное давление быта. «квартирный вопрос» остро стоит перед Ребровым: для сохранения родительской комнаты герою необ-мо предоставить справку с места работы. Этот судьбоносный документ вынуждает героя соглашаться на работу, лишенную творческого элемента, ради сохранения квадратных метров. Но, в отличие от Ляли, он чувствует моральную нечистоту этих попыток подстроиться под обст-ва, он понимает, что они уводят его от смысла его жизни. Более того, Ребров знает, свое предназначение. Он – историк. Занимаясь любимым делом, пытается спасти себя самого: он хочет найти в прошлом духовные опоры себе, если угодно – нрав-е образцы для сопротивления своей текучей совр-ти, затягивающей тине повседневности. г) Однако, Трифонов не поддался соблазну хэппи-энда: история не спасает Реброва от жестокого напора быта – он забрасывает малодоходные занятия историей, в финале – преуспевающий сценарист. И все же, когда перебирает минувшее, «ему кажется, что те времена, когда он бедствовал, тосковал, завидовал, ненавидел, страдал и почти нищенствовал, были лучшие годы его жизни, потому что для счастья нужно столько же…». д) Способность человека меняться дорога автору и заставляет его отказаться от категоричн. оценок. е) Сложная организация хронотопа. Прерывание авторскогоповест-я внутр. монологами героев.
43. «Тихие лирики» Н. РубцовHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм", А. Жигулин, А. Прасолов В поэзии в собственном смысле слова на смену гражданской, «громкой» поэзии приходит «тихая лирика». Гражданская поэзия, как правило, посвящена общественно-политической проблематике и обращена к широким массам, тихая же поэзия, которая занимает значительное место в творчестве авторов послеоттепельного двадцатилетия, обращена к проблемам нравственно-философским, к душе конкретного человека и часто имеет медитативный, созерцательный, философический характер.
Для тихой лирики характерен мотив возвращения к истокам, незамутнённым истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Зачинатель тихой лирики – Владимир Соколов. В стихотворениях «Болезнь», «Первое свидание» он поэтизировал чистоту первозданных человеческих чувств и красоту мира, виденного глазами влюблённого. Но наибольшую известность среди представителей тихой лирики получил всё же Рубцов. Николая Рубцова (1936 – 1971) С именем Рубцова связано появление не акцентированного до него аспекта лирики: поэтизация мира, не тронутого цивилизацией, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм"как опосредованная реакция на крайности научно-технического и социального прогресса. Природа останется и в дальнейшем главным объектом творчества Рубцова. С его точки зрения, природа – святая обитель человека («В святой обители природы, // В тени разросшихся берёз...»), природа зачастую символизирует у Рубцова красоту, разлитую в мире. Природа в то же время может выступать у него и олицетворением самой России. Опоэтизировал красоту русской природы, придав ей философский оттенок, Рубцов в стихотворении «Звезда полей» (одноимённый сборник, 1967). Звезда – традиционный в литературе и культуре образ вечности, иногда HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм"выступает как символ стремлений, идеалов. Часто подразумевается звезда Вифлеема. Автор впрямую связывает образы поля и звезды. Расстояние между полем и звездой у него кратчайшее. Речь в стихотворении о той духовной звезде, которая осеняет Русь и отличает её среди других стран мира. Поэт не скрывает, что природа Руси сурова, но тем выше в ней проявлено стремление к идеалу.
Рубцов, вместе с тем, не может не видеть, что природы становится всё меньше, что люди её губят. Многие его тексты о природе проникнуты грустью, имеют элегический характер. Рубцов как бы смотрит на природу прощальным взором, ему больно оттого, что этой нерукотворной красы всё меньше, значит, человечество становится всё беднее. Стихотворение «Поэзия»: «Теперь она вся в дымке, островками...» Природа у Рубцова и есть поэзия бытия. Здесь отчасти чувствуется перекличка с антиурбанистическими стихотворениями Есенина 1919-1920 годов, хотя прямых обличений города у Рубцова мы не встречаем, скорее, оплакивание уходящего.
Преобладают описания природы севернорусской, которую поэт лучше всего знал. Стихотворения «Старая дорога», «Журавли». Пейзаж этот всегда психологизирован, но воплощает чувство любви к этим местам и чувство грусти от того, что всё так неустроенно. В пейзаже Рубцова всегда преобладает традиционное, очень редко мелькнёт деталь проакцентированной современности. Это не случайно, так как Рубцов в духе почвенников поэтизирует Русь старую, традиционную, как исток национальной самобытности, наделившей Русь неповторимым лицом среди других стран мира. «Переоткрытие» для себя родной страны отражает стихотворение «Привет, Россия, родина моя...», в котором чувствуется есенинское начало. Рубцов подчёркивает, что успел побывать в столицах, увидел белый свет, ему есть с чем сопоставлять, но ничего лучше родных мест он не обрёл.
Очень часто природа у Рубцова оказывается связана с миром сельской жизни. Деревня, с точки зрения Рубцова, – праматерь России, которая когда-то вся началась с деревень, только те, которые стояли на важных торговых путях, постепенно укрупняясь, превратились в города. «Жар-Птица»: «В деревне виднее природа и люди... // Виднее на поле при звёздном салюте, // На чём поднималась великая Русь». Каждый человек более заметен и более тесно, пусть поневоле, связан с почвой. Жар-Птица – образное обозначение самой России, горячо любимой поэтом.
Широте русских просторов у Рубцова соответствует широта русского национального характера. Однако он подчёркивает, что русская природа – скромная, да и русскому характеру свойственна скромность. Одним из произведений на эту тему стало стихотворение «Русский огонёк»: «...И вдруг сказала: Будет ли война? // И я сказал: Наверное, не будет». «За всё добро расплатимся добром». Автор показывает героя замерзающим и принятым щедро, душевно. Но хозяйка отказывается взять плату и рождает в душе героя ответный порыв. Рубцов поэтизирует христианские нравственные ценности: любовь к ближнему, милосердие.
Мысленным взором Рубцов уходит в прошлое России, и в его сознании встают картины борьбы с иноземцами за национальную независимость, те страдания, которые выпали на долю русского народа. Ещё большую ответственность за судьбы родины он чувствует, мысленным взором «просматривая» эти картины. «Видения на холме»: автор прямым текстом говорит, что он больше гордится старой (»...За все твои страдания и битвы») Россией, чем современной. Образ кладбища: вся Россия покрыта кладбищами. Рубцов не может отдать дань восхищения способности своих предков различать в жизни красоту и воссоздавать её, причём в целом ряде случаев следовать органическому единству красоты природы и красоты рукотворного, человеческого порядка. «Ферапонтово»: поэта поражает, насколько точно церковь вписана в окружающий пейзаж. Надо обратить внимание, что в большом количестве стихотворений возникают у Рубцова образы церквей, соборов, но часто в разрушенном виде, что склоняет автора к печали. «Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь». Рубцов был среди тех, к стремился восстановить эти культурные ценности как, вместе с тем, и ценности христианские. Он подчёркивал, что в этом желании нет ничего реакционного, а просто это стремление сохранить для русского человека наследие прошлого. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»: «Не жаль мне растоптанной царской короны, но жаль мне разрушенных русских церквей».
Философичность пронизывает многие тексты Рубцова. Один из них – цикл «Осенние этюды». Здесь Рубцов, повествуя о своём пребывании в очередной раз в родных северных местах, в то же время излагает свои представления о более совершенном мироустройстве и образно воплощает свои идеалы. Первый его идеал – гармония: мировая, между человеком и природой, в самом человеческом обществе. Поэт подчёркивает, что человек, вышедший из природы, – существо социальное и нуждается в себе подобных. Рубцов не скрывает, что в деревне ему не хватало равного интеллектуального общения. Автор говорит о том, что, если человек остаётся один, это очень плохо, и он сам должен стараться преодолеть свой разрыв с обществом и природой, и вместе с тем должен соответствовать требованиям к человеку как члену общества.Интересно, что среди идеальных ценностей Рубцова – не только труд, не только поэзия, но и покой. В советском обществе обычно поэтизировалась борьба. Но здесь перед нами покой как духовное условие осмысления человеком своего бытия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |