|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НагибинЮрий Нагибина (1920–1994), прошедший дорогами Великой Отечественной войны. Большинство его произведений, объединенные общей темой, «сквозными» героями складываются в циклы – военный, «охотничий», деревенская, городская, историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся «сказать в малом о большом». Фронтовой опыт воплощен в рассказах, собранных в сборники Человек с фронта (1943), Большое сердце, Две силы (оба –1944), Зерно жизни (1948). Для военных рассказов характерен поиск собственной индивидуальной авторской манеры. Рассказы «Ваганов», «Гибель пилота», Переводчик. Раскрытие военных будней и героизма простого солдата становится все более психологически углубленным и драматичным. Особенно выделяется среди произведений этой тематики повесть"Павлик", герой которой преодолевает в себе страх смерти с помощью разума. рассказ «Терпение». События в рассказе происходят после войны на острове Богояр в Балтийском море, недалеко от Ленинграда. Здесь стоит монастырь, в котором нашли свой приют самые страшные жертвы войны - изувеченные инвалиды без рук, без ног, один из них лишен всех конечностей. Таких людей называли тогда "самоварами". Герои сильные духом, но надломленные войной люди. Авторская известность приходит к Нагибину в начале 1950-х. Рассказы Трубка (1952). Зимний дубиКомаров (1953). За десятилетие с 1954 по 1964 сложился «Охотничий» цикл более чем из 20 рассказов. В них заметно влияние классической литературной традиции, восходящей к тургеневским Запискам охотника. Повествование здесь ведется от первого лица: Ночной гость, Погоня (1962), Мещерская сторона, Молодожен (1964). Нагибин здесь – тонкий художник природного мира и испытатель человеческих характеров в природной среде. При этом во взаимоотношениях человека и природы рассматривается как социально-нравственная, так и экологическая стороны. В плавни Днестра приезжает на охоту Сергей Воронов. Он здесь впервые, и ему рекомендуют егеря Василия по прозвищу «Молодожен». Вечером у костра мужчины заговорили о женах. Циничные взгляды Воронова вызывают у Василия протест. Ему хочется домой. С иронией Воронов соглашается отпустить «Молодожена» до утра. Когда Василий возвращается, Воронов с удивлением узнает, что егерь женат более десяти лет. Не растерял с годами Василий юношеского задора, влюбленности в свою жену. Поэтому и прозвали его односельчане «Молодоженом». Охотничьи» рассказы подготовили почву для деревенской темы. В дело пошли материалы и наблюдения послевоенных журналистских лет. В итоге родилась повесть Страницы жизни Трубникова (1962), ставшая самым «звездным» часом Нагибина. За столкновениями Егора Трубникова и Семена Силуянова, людей страстных и одержимых своими идеями, читатели видят столкновение противоположных жизненных принципов, двух систем взглядов – общественной и индивидуалистической. Появляются вполне «городские» автобиографические циклы, составившие книги Чистые пруды (1962), Книгу детства (1968–1975) и Переулки моего детства (1971). Он обращается здесь к истокам формирования духовного облика своего лирического героя Сережи Ракитина и его поколения.своеобразным «героем» цикла становится образ Москвы с ее городским бытом и нравами. Тема Москвы развивалась в многочисленных последующих публицистических статьях, собранных в книге Москва… как много в этом звуке (1987). Успех книг Нагибина в эти годы объясняется волнующей лирической исповедальностью, естественной искренностью интонаций, легкостью и ясностью слога, богатой метафоричностью, оригинальной ритмической структурой повествования с обязательным финальным аккордом, в котором давалась морально-этическая оценка рассказанной истории. В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале в цикле Вечные спутники (1972–1979). «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И.Анненский и другие великие личности. Среди устойчивых тем Нагибина, по разному варьировавшихся на протяжении всего его творческого пути, – яркая и разнообразная любовь, а также драматизм несостоявшегося или упущенного счастья. в отношениях мужчины и женщины у Нагибина сложилась устойчивая расстановка характеров: он всегда раним и беззащитен, до самоубийства, она всегда сильнее и устойчивей в этом мире. Светлую, с легкими ностальгическими мотивами прозу Нагибина в начале 1980-х сменила трагическая напряженность, большая злободневность и острота, склонность к социально-философским отступлениям. Рассказы синего лягушонка – это исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая осталась у него от былой человеческой жизни (тогда как любимая превратилась в постчеловеческом бытии в грациозную косулю). Критика осудила новую прозу писателя за «отсутствие нравственной определенности». В последние годы жизни воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – Встань и иди (1987), вспомнил первую любовь – Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя (1994), описал роман с тещей – Моя золотая теща (1994), оставил крайне пессимистическую повесть-завещание Тьма в конце туннеля. Посмертно опубликованный Дневник (1995) полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения. Умер Ю.Нагибин в Москве 17 июня 1994.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |