|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Главный конфликт романа - конфликт народа и государства, свободы и насилияВ. Гроссман разоблачает все то, что уничтожает личность человека. В романе сопоставляются два режима - гитлеровский и сталинский. Как гитлеризм, так и сталинизм уничтожают в человеке главное - его достоинство. Личная судьба человека, живущего в тоталитарном государстве, может сложиться благополучно или драматически, но она всегда трагична, так как человек не может исполнить свое жизненное предназначение иначе, как став деталью машины.
Гроссман изображает народные страдания: это и изображение лагерей, арестов и репрессий, и их разлагающего влияния на души людей и нравственность народа. Храбрецы превращаются в трусов, добрые люди - в жестоких, стойкие - в малодушных. Людей разрушает двойное сознание, неверие друг в друга. Причины данных явлений - сталинское самовластие и всеобщий страх. И в то же время в образах героев Отечественной войны Гроссман видит свободолюбие и совестливость. Что превысит в человеке и человечестве? Финал романа открыт.
Трагедия народа, по В. Гроссману, заключается в том, что, ведя освободительную войну, он, по сути дела, ведет войну на два фронта. Во главе народа-освободителя стоит тиран и преступник, который усматривает в победе народа свою победу. На войне человек получает право стать личностью, он получает возможность выбора. В доме «шесть дробь один» Греков совершает один выбор, а Крымов, пишущий на него донос, - другой. И в этом выборе выражается суть данного человека.
Война точно определяет, кто есть кто и кто чего стоит. Есть Новиков, и есть Гетманов. Есть майор Ершов, и есть те, кто даже на краю смерти шарахаются от его смелости и свободы.
Новиков - умный, совестливый комкор, который не может относиться к солдатам как к живой силе и побеждает врага военным умением на поле боя. Рядом с ним бригадный комиссар Гетманов - человек номенклатуры. На первый взгляд он кажется обаятельным и простым, но на самом деле он живет по классовым законам: к себе он применяет одни мерки, а к другим - иные. И побеждает только совесть, правда, человечность, проходящая жестокое испытание.
Вместе с тем В. Гроссман показывает и античеловеческую сущность войны: осажденный Сталинград воюет на последней кромке берега, героически сопротивляются защитники города. А рядом - будничные заботы, борьба зависти, тщеславия и настоящей любви.
Впервые писатель показывает не сюжет, а философствует о войне. Широкомасштабность охвата явлений роднит роман В. Гроссмана с толстовской эпопеей «Война и мир».
46. Астафьев Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиографическую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. С появлением в начале 60-х гг. рассказов, составивших первую книгу повествований «Последний поклон», критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Как отмечают литературоведении, Астафьев «принадлежит к школе критического реализма в русской литературе». Военная тема. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта Бориса Костяева: чистоту и силу своей любви к девушке Люсе он не смог совместить с нормами военной жизни, умер.рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др. Разоблачительный пафос Астафьева проявился в полной мере в произв. 80-90-х гг., вызвавших широкий полемический отклик, - в цикле рассказов «Место действия» (1986), новелле «Жизнь прожить» (1985), новелле «Людочка» (1987, опубл. в 1989), романах «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», объединенных мотивами всеобщего распада. Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ Родины, духовно чиста и красива. (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси» Сельская тема связана у него с экологическими проблемами. В первую очередь привлекает внимание его «повествование в рассказах», как он сам определил жанр своего сочинения «Царь-рыба» (1972 - 1975). Люди у Астафьева делятся по отношению к природе. Дикой представляется писателю мысль о покорении природы, о ее враждебности людям. Перо писателя обретает несвойственные ему сатирические краски, когда он пишет о браконьерах - сельских ли, городских ли. «Царь-рыба» - роман в новеллах. В его структуру входит одиннадцать рассказов. Главным героем романа является герой-повествователь. В одних рассказах повествование ведется от первого лица, в других повествование пронизано косвенным присутствием рассказчика. Художественная ткань пронизана глубоким психологизмом, богатой гаммой эмоционально-психологических интонаций. Роман «Царь-рыбу» можно назвать натурфилософским романом. В романе воплотился конфликт принципиально нового типа.на сцену выступила трагическая коллизия борьбы за природу. Человека-хозяина природы сменил защитник и покровитель. Друг другу противостоят две группы персонажей - браконьеры и защитники природы. К браконьерам относятся Герцев, Командор, Грохотало, к которым автор не скрывает своего негативного отношения. На другом «крыле» конфликта - Аким Касьянов, любимый герой автора-рассказчика, воплощающий положительный идеал. Много лет Астафьев работает над своей главной книгой - «Последний поклон» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни. Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, рисует галерею сиб. характеров — непутевых, бесшабашных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга. В них, носителях «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни. Композиционно произведение состоит из десятка самостоятельных рассказов, последовательно связанных друг с другом.Два нейтральных образа, переходя из рассказа в рассказ, составляют его структурный стержень - автобиографический герой Витька Потылицын и его бабушка Катерина Петровна. Повесть начинается воспоминанием о первых проблесках детского сознания, начинающего воспринимать мир, и завершается возвращением героя с войны. Таким образом, центральной темой повести в новеллах является история формирования личности. Эта история раскрывается через внутреннюю жизнь юной взрослеющей души. Автор размышляет о любви, о добре, о духовных связях человека с родиной и землей. Образ бабушки, вложившей во внука глубокие человеческие премудрости, жизнь души и ее дома в Сибири приобретают символический характер. В мировом вихре разных событий они - бабушка и дом - становятся символом незыблемости коренных основ существования - любви, добра, уважения к человеку. В последнем романе «Прокляты и убиты» Астафьев подводит художественный итог своим многолетним размышлениям о героизме, дегероизации и пацифизме, изображая войну с самой неприглядной стороны, состоящей не только из боев и подвигов, но и из тяжелой надсадной работы, невыносимых бытовых условий. Обращаясь к практически не исследованной теме штрафных лагерей, «подлого казарменного быта», он разоблачает изощренный механизм подавления и унижения человека, вплоть до полной нивелировки личности и физического уничтожения, вскрывает пороки тоталитарной системы, ставшие особенно явными в аномальной военной действительности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |