АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные черты философии Нового времени. XVII век – время развития капитализма, основанного на переходе к машинному производству, требующему все новых знаний

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. II. Вивчення нового матеріалу.
  5. II. Вивчення нового матеріалу.
  6. II. Вивчення нового матеріалу.
  7. II. Вивчення нового матеріалу.
  8. II. Вивчення нового матеріалу.
  9. II. Вивчення нового матеріалу.
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

XVII век – время развития капитализма, основанного на переходе к машинному производству, требующему все новых знаний. Становление опытного знания все настойчивее требовало отказа от схоластического метода мышления и замены его новым, обращенным к реальному миру и опирающемуся на опыт, эксперимент. Это, в свою очередь, обеспечивало простор для распространения материалистического мировоззрения. Растущие по объему и глубине проникновения в суть законов природы знания (прежде всего, благодаря открытиям И. Ньютона и Г. Галилея) подтверждали его истинность и опровергали многие исходные положения религии и идеализма.

Понимание мира с позиций математики и механики, как наиболее на то время разработанных областей научного знания, казалось наиболее точным и всеобъемлющим. Поэтому в философии утверждается механицизм, рассматривающий природу как механизм, в т.ч. животных и человека. Человек уже не является в идеале социальным существом и частью разумного сообщества, он стал субъектом, который с помощью технического знания воздействует на объекты.

Господствующее место занимает метафизический метод в понимании мира и его познании. Причиной тому было то, что зарождающееся эмпирическое естествознание характеризовалось дифференциацией ранее единого, нерасчлененного знания о мире, выделением внутри него целого ряда специализированных отраслей, их относительным обособлением друг от друга. Это способствовало тому, что предметы и процессы стали рассматриваться вне их многообразных взаимосвязей и взаимовлияний, что приводило к односторонности подхода в изучении предметов и процессов, к утрате характерной для античной диалектики всесторонности и целостности как принципа осмысления мира.

Все вышесказанное привело к тому, что проблема саморазвития мира и составляющих его предметов и явлений фактически устранялось из рассмотрения. Признавая и даже достаточно глубоко исследуя движение, прежде всего, механическое, метафизика того времени не признает развития. Точнее понимает его весьма поверхностно.

В философии Нового времени появляются понятия «субъект» и «объект». «Я» становится основой мира, т.е. безусловным, и это закрепляет положение человека как венца природы, в которое его поставила эпоха Возрождения. Субъектом стали называть все активное и индивидуальное, понимая его как основу сущего.

Главной задачей философии становится разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления. В процессе решения этих задач образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Различают идеалистический эмпиризм (Д. Юм. Д. Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и др.), полагающий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах; чувства и опыт – источник знания, разум лишь систематизирует чувственные данные, ничего не добавляя к их содержанию. Опытным знаниям соответствует индуктивный метод, в основе которого – наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление гносеологии, в отличие от эмпиризма (сенсуализма) признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Основоположником рационализма Нового времени является Р. Декарт. Чтобы отыскать истину мышление должно руководствоваться дедуктивным методом, который опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

Рационализм можно рассматривать как систему ценностей и как определенный тип мышления, признаками которого являются: а) возвеличивание человека как разумного существа, и в этом отношении уникального; б) вера в безграничные познавательные возможности человека; в) опора на научное познание, противопоставление чувственного и рационального мышления, при этом основную роль играет разум, а не опыт; г) социальный утопизм.

Формационная и Цивилизационная концепции общественного развития.

Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)