|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партийПолитическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти. Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно. Однако само понятие «партия» в значении группа лиц, борющихся за власть, вероятно, известно человечеству так же давно, как и понятие «власть». Данный термин был известен уже в Древнем мире. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной полосы. Им обозначались группы политиков, входящих в ближайшее окружение вождя (партия Цезаря, Суллы и др.). Это же понятие употреблялось при характеристике группы людей, управляющих государством. Последующие исторические эпохи также давали примеры политических групп типа партий. Например, в средневековой Европе возникали многочисленные враждующие группы Большую роль в партогенезе, то есть в процессе возникновения и развития партий, сыграли события конца XVII—начала XVIII в. Это, как известно, был период становления в Западной Европе и США буржуазных государств. На исторической сцене появляется «третье сословие», происходит ограничение абсолютной монархии, в результате усложняется политическая система многих государств. Затем введение всеобщего избирательного права (XIX в.) резко повышает роль системы представительной власти. Сложилась ситуация, при которой обретение и сохранение политической власти требовало массовой поддержки. Другими словами, история сформировала политическую среду, в которой с необходимостью стали возникать политические партии. Внутренняя структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое. В свою очередь, представлено штабом партии и функционерами. Штаб партии- это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр. Это небольшая группа (партийная элита), определяющая общий полит. курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающая программу партии. Функционеры – это партийные активисты. Работающие на всех уровнях, как в центральных, так и в местных органах партии. Они являются организаторами работы всех звеньев партии и проводниками ее полит. линии. Рядовые члены, как правило, работают в первичных организациях. Они действуют в соответствии с полит. курсом партии, выполняют задания партийного руководства. Все партии стремятся к увелечению числа своих членов. 1) Электорат (не разделяя идеологию партии, голосуют за нее) 2) Сочувствующие (считают партию социально необходимой, часто те, кто финансируют, считают так или иначе необходимой)
Основные типы избирательных систем. Дайте их краткую характеристику, приводя примеры стран, в которых они используются. К какому типу относится избирательная система Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ. Избирательная система – совокупность правил. Приемов. Процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных органов власти. В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система. Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того. Какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство. Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах. Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности: 4. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются. 5. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения. 6. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список). Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах. В ряде стран действуют смешанные избирательные системы. Т.е. системы. Которые по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Суть смешанной избирательной системы заключается в том. Что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая же часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, позволяет представить наиболее широкий слой политических партий и, следовательно, наиболее полно выразить политическую волю населения Нередко смешение этих систем происходит таким образом, что одна из палат парламента избирается по мажоритарной избирательной системе, другая — по пропорциональной. В Российской Федерации при выборе депутатов в Государственную думу действует смешанная избирательная система, представляющая собой комбинацию мажоритарной и пропорциональной систем. В Государственную Думу избирается 450 депутатов. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Вторая половина (225 депутатов) в соответствии с пропорциональной системой избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями, избирательными объединениями, избирательными блоками. В Российской Федерации законом о выборах депутатов Государственной Думы установлен порог для прохождения партий или избирательных объединений в ее состав 5 % от принявших участие в голосовании избирателей. Федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному округу не допускаются. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня: соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим — за политическую партию, объединение. Можно сказать, что в Российской Федерации действует самая демократическая и прогрессивная система, призванная формировать эффективные и стабильные органы власти, но в реальной действительности она такого призвания не выполняет потому, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума не имеет права формировать и контролировать действия правительства. Правительство формирует Президент и Председатель Совета Министров. Дума же имеет право утверждать или не утверждать Председателя Совета Министров, которого ей представляет Президент. В результате Председатель Совета Министров и весь состав правительства чаще всего формируется без учета мнения большинства Государственной Думы, точнее, в своих действиях он не опирается на большинство. Для Российской Федерации на протяжении всех 90-х годов была характерна парадоксальная ситуация, что парламентское большинство находилось в оппозиции к правительству. Когда же парламентское большинство не формирует правительство, тогда оно и не отвечает за его работу. А значит, оно принимает такой бюджет и такие законы, которые могут расходиться с представлениями правительства. Пример Российской Федерации наглядно показывает, как хорошо задуманный закон о выборах в парламенте может давать противоположные, негативные результаты, поскольку положительное действие этого закона блокируется нормами конституции страны и другими законодательными актами. В настоящее время политическая элита страны осознала это противоречие и прилагает усилия для изменения соответствующих норм Конституции РФ.
Раскройте взаимосвязь и взаимодействие между элементами политической культуры. Какие факторы и условия способны изменить характер взаимодействия между ними? Дайте аргументированный ответ. Политическая культура — неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — составляют основные структурные элементы политической культуры. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политической культуры является смысловой, знаково-символический. С этих позиций политическая культура предстает как совокупность текстов и символов, при помощи которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей. С помощью языка осуществляются формирование, функционирование и передача политической информации. Язык — это средство объективирования идей, концепций, идеологических конструкций. Любые политические убеждения, ценности, нормы и идеалы формируются в рамках того словаря, которым оперируют группы, стремящиеся к власти или обладающие ею. Специалисты в области политической культуры считают, что выбор словаря и синтаксиса — это в определенной мере политический акт, который определяет восприятие фактов политической жизни. В каждом словаре содержатся мировоззренческие конструкции, система убеждений и ценностей. Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т. д. Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к политической символике. Символ — это особого рода знак, в котором в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого. Политический символ выступает концентрированно зримым выражением основной идеи того или иного политического явления. В политической жизни общества политическая символика участвует в самых разнообразных формах. К основной и наиболее распространенной форме политической символики относится национально-государственная символика: флаги, гербы, гимны и т. д. С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации. Эти символы призваны объединить граждан вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. В национально-государственной символике отражаются единство и характер нации, ее желания и цели так, как их представляет правящая элита. Однако если эти символы на протяжении длительного периода были приняты всем обществом, то можно сказать, что национально-государственная символика — это объективизированная форма существования общественного идеала. В политической символике значительная доля принадлежит скульптурно-архитектурным формам объективации: дворцам, правительственным зданиям, площадям, статуям и иным памятникам. Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политические идеи и концепции дают идейный материал для политических субъектов, который наряду с жизненным опытом служит основой для их сознания, политической рефлексии. Политические убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение индивида к политическим объектам. Убеждения и верования — это единство знаний, эмоций и воли. Именно поэтому в убеждениях и верованиях содержится то, чем руководствуются люди в своей деятельности и отношениях. Политические убеждения и верования выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков. Убеждение в несправедливости существовавших эксплуататорских порядков в России начала XX века и вера в возможность установления новых справедливых порядков, «светлого будущего» толкнули миллионы российских граждан на участие в социалистической революции. Доверие к тому или иному лидеру партии служит мотивом для их поддержки в период избирательного процесса и т. д. Однако политическая символика, идеи и концепции, убеждения и верования опираются на определенную ценностно-нормативную систему. Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система. Понятием «ценность» характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться, свойства того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Основой социального порядка, в том числе и политического порядка, являются базовые социальные ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые общество выработало в течение своего социально-политического развития. Это определенные представления о добре и зле, цели и смысле жизни, провозглашающие ценность жизни, здоровья, личной безопасности, благополучия семьи и т. д. Социокультурные ценности непосредственно входят в политическую жизнь и в этом смысле являются также и политическими Ценностями. Вместе с тем социокультурные ценности играют также роль содержательной основы для формирования собственно политических ценностей. Политические ценности образуются при соотнесении субъектами деятельности самой деятельности и ее результатов с общими ценностями, признаваемыми всеми участниками политической жизни: свободы, равенства, справедливости и т. д. В различных ценностных системах в качестве политических Ценностей могут выступать: а) ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности», приоритета государственных интересов над личными, социального равенства, взаимопомощи и т. д.); б) ценности индивидуализма (уважения к личности как таковой, автономия личности от государства, приоритет личностных интересов над государственными, формальное равенство всех граждан и т. д.); в) ценности демократии (право голоса, свобода получения и распространения информации, свобода совести, партий, организаций и т. д.); г) ценности патриотизма (любовь к Родине и самоотверженное служение ей, национальный суверенитет и т. д.). Эти ценностные системы могут находиться в противоречивых отношениях друг с другом, взаимоисключать друг друга. Как, например, системы корпоративизма и индивидуализма, а могут включать одна другую. Ценности демократии и патриотизма могут быть реализованы в политических системах базирующихся как на ценностях корпоративизма, так и индивидуализма. Возможно рассмотрение еще множества различных политических ценностных систем. На базе определенных систем политических ценностей формируются ценностные установки. Политические ценностные установки представляют собой предрасположенность субъекта политического действия к заранее определенному отношению к данному объекту: лидеру, событию, факту и т. д. Ценностные установки ориентируют индивида, социальные группы в политической ситуации, направляют и стимулируют его деятельность. Они выступают важнейшим мотивирующим фактором политического поведения, в том числе формируя и цели деятельности этого субъекта. Цели политической деятельности по шкале социального времени могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, конечные. Для выделения из многообразных целей — конечных употребляется понятие «идеал». Политические идеалы как конечная цель всей политической деятельности субъекта являются самой целью всей политической деятельности, насквозь пронизывают всю эту деятельность и сводят все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении политического идеала политический субъект видит весь смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни. Политическим идеалом может выступать идея создания мировой державы, доминирующей во всей системе международных отношений или построения общества всеобщего равенства и благоденствия. Политические идеалы могут носить и более приземленный характер. Например, таким идеалом может быть создание политической системы, в которой бы правовое государство находилось в гармонии с развитым гражданским обществом. Такой идеал поселился в умах многих российских граждан после распада СССР и краха социалистической системы. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде определенной социальной нормы. Социальные нормы — это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствие с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются правилами поведения людей в обществе, т.е. определяют то, каким должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Исполнение и предписание социальных норм обеспечиваются различными формами принуждения. В политическую культуру того или иного сообщества входят как нормы, связанные с выражением интересов общества в целом, так и нормы, отражающие интересы конкретных классов и групп, организаций и т. д. Существует множество видов социальных норм. Исторически первыми являются нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку и таким образом регламентируют поведение людей. Обычай — это одобренный обществом, классом, группой массовый образец поведения. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая. Обычай — это поведенческий стереотип, привычка. В случае действия обычая человек поступает особо не размышляя, автоматически. И в этом случае нет необходимости в особых механизмах принуждения, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования. Политическая жизнь общества в значительной мере основывается на механизме обычаев. В ней преобладают стандартизованные и схематизированные типы взаимодействия власти, индивида и общества. В политических обычаях объективизированы определенные идеи, ценности, социальные установления. С обычаем тесно связаны традиции. Традиции — это исторически сложившиеся элементы культурного наследия, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение значительного времени. Традиция базируется на обычае. Однако между этими формами объективации культуры наряду с общими моментами существуют и различия. Обычай характеризует одобренный и общепринятый способ поведения «здесь и сейчас». Это одномоментный, горизонтальный срез культуры. Традиция — это обычай во времени, вертикальный срез культуры, механизм передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных ценностей, норм и форм. Традиция — это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения общества. Традиция обеспечивает преемственность в общественном развитии. Политические традиции существуют в многообразных формах. Наиболее крупными социальными формами традиций являются политические ритуалы и политические институты. Ритуалы — это совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, Ценности и нормы, и вызывающие определенные коллективные чувства. Сила ритуалов — в их эмоционально-психологическом воздействии на людей. Ритуалы совершаются, как правило, в особозначимых для общества событиях жизни. На основе же политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется политическое сознание – еще один элемент структуры полит. культуры. Т.е. полит. опыт субъективирует (присваивает) через социализацию и инкультурацию полит. сознание, а оно в свою очередь объективирует (опредмечивает) через полит. поведение полит. процесс и полит. опыт.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |