АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие “политическая культура” и ее структурные элементы. Назовите критерии высокой политической культуры

Читайте также:
  1. I. Понятие о синонимии
  2. I. Понятие распределительной (сбытовой) логистики
  3. II. Понятие о семе и семеме.
  4. Q.50 Обратитесь к выставке. НОК техником на провайдера входит в команду, показанную. Назовите две причины, чтобы использовать эту команду? (Выберите два.)
  5. V. Критерии оценки конкурса
  6. VII. Критерии оценки работ
  7. Административное наказание: понятие, виды
  8. Административное правонарушение: понятие, состав
  9. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  10. Акции и облигации: понятие и виды.
  11. Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.
  12. Анализ геополитической ситуации.

Политическая культура – необходимый элемент политической системы, это процесс субъективации (т.е. осознания, оценки и переоценки, интеллектуального присвоения). полит. реальности и существующего в фиксированных формах полит. опыта по ее освоению в соответствии с актуальным уровнем развития культуры общества в целом, и одновременно процесс объективации (опредмечивания в различных формах) субъективированного (и субъективного) в полит. отношениях.

С точки зрения концепции культуры как формы деятельности, взаимосвязи политического сознания и политического поведения культура участия включает в себя четыре элемента: когнитивный, аффективный, оценочный, поведенческий.

1. Когнитивный (познавательный) элемент составляют политические знания и представления о различных сторонах политической общества: о политической системе и ее отдельных институтах, политическом режиме, об основных акторах политики, о принимаемых решениях и их реализации и т. д.

2. Аффективный (эмоционально-чувственный) элемент составляют чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества, эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение и т. д. Сюда же входят и конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь “к спасителям Отечества”, разочарование по поводу неисполнения предвыборных обещаний со стороны конкретных политиков, партий и движений.

3. Аксиологический (оценочный) элемент составляют выработанныесубъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам, полит. Убеждениям, идеологическим предпочтениям, ориентации и установкам..

4. Поведенческий компонент — результат когнитивного, аффективного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирорования на происходящие в политической жизни события.

1. Другая (“чужая”) культура.

2. Политический опыт в объектированной фиксированной форме

· политико-культурные тексты есткственного (первичного) языка. “Большая письменная традиция”: научные тексты, философские трактаты. Художественная литература и т.п.

“Малая устная традиция”

· семиотическая система искусственного (вторичного) языка – языка культуры (полит. символы, полит. Традиции, обычая, полит. Ритуалы и т.п.)

· институциональные формы (полит. институты, правовые нормы (как образцы поведения)).

3. Политич. процесс (полит. реальность)

4. Холическая (общая) культура.

Высокая политическая культура выделяется в соответствии с критерием выделения типов полит. культуры – базовые ценности (в данном случае человек с его потребностями и интересами), на которые ориентируется та или иная общность в полит. деятельности или в полит. процессе.

 

Понятие “политическая идеология”. Раскройте существенные характеристики политической идеологии, ее роль и функции в обществе. Назовите основные политические идеологии современности.

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, соц. групп, общества в целом.

Формы проявления:

· политические партии

· полит. концепции

· полит. идеи

· социально0политические идеалы

· политические принципы, ценности, нормы

· политические лозунги

· политические программы.

Функции:

· познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.

· Мобилизационная (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей)

· нормативно-регуляторная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых полит. ценностей, установок. Целей. Мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных полит. решениях гос-ва и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках полит. системы со стороны гос-венных институтов и со стороны гражданского общества.

· контрольная

· политическая социализация

 

В политической идеологии принято выделять три уровня: тео­ретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются опреде­ленные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т. е. стройную, непротиворечивую, внутренне со­гласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.

Программно-директивный. На этом уровне социально-фи­лософские принципы и идеалы переводятся в конкретные полити­ческие программы, лозунги и требования политических элит, поли­тических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждеб­ным классам и социальным группам. Через политические програм­мы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы не возможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственно­го аппарата.

Поведенческий. Внедрение в общественное сознание опреде­ленных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требо­ваний приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккуму­лировать их энергию, направлять ее на определенные формы дейст­вия. Сила той или иной идеологической системы определяется степе­нью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплоще­ния в практических делах и поступках широких слоев населения.

Таким образом, политическая идеология предстает как систе­ма мировоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политичес­ких ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Наиболее крупные из них:

1. Либерализм – учение, идейно-политическое движение, которое ориентировано на организацию общественной жизни, основанную на признание политических и экономических прав и свобод индивида, на ограничении роли гос-ва в обществе.

2. Консерватизм - учение, идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение традиций, на основе которых общество выстраивает отношения. “Не надо реформ, не надо перемен”

3. Социал-демократизм – учение, идейно-политическое движение, ориентированное на постепенное формирование “демократического социализма”. Это идеология рабочего класса, сторонники которой выступают за самую широкую социальную роль гос-ва на основе интересов общества. Равнопр. Форм собственности в экономике.

 

12. Дайте определение понятий “процесс” и “политический процесс”. Раскройте содержание понятий “частные политические процессы” и “общий политический процесс”. Приведите конкретные примеры.

Слово “процесс” (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта; 2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Т.о., это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Политический процесс – это совокупность действий и неинституциализированных субъектов по осуществлению совокупности специфических функций (дисфункций) в сфере власти; это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики; совокупная деятельность всех субъектов политики, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием полит. с-мы, использованием полит. гос-венной власти. Посредством которых осуществляется управление обществом.

Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности полит. процессов выделяются две группы – общие и частные. Полит. Процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержа­нием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политичес­ких процессов. Однако сразу отметим, что эти две группы про­цессов тесно связаны между собой. Более того, частные полити­ческие процессы могут оказывать существенное влияние на со­держание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

Итак, общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенному изменению или даже к смене состояния его политической системы.

Частные политические процессы — это различные, исклю­чительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных полити­ческих целей, не затрагивающих состояние политической си­стемы общества в целом. Соответственно частные политичес­кие процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по уп­равлению обществом). Эти процессы также отражают различ­ные пути презентации различными политическими партия­ми, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и. т.д.). К частным политическим процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Про­цессы могут протекать на государственном уровне, в регио­не, городе, деревне, внутри разных социально-демографи­ческих групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в по­литических партиях и т.д. Несмотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализа­ция не ведет к существенным изменениям политической сис­темы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене мо­нархии республикой и др.

Как уже было отмечено, данные две группы политических
процессов имеют свои закономерности развития, свои механиз­мы, формы, цели. Рассмотрим вначале общий политический
процесс.

В совокупности протекающих в обществе политических про­цессов исследователи выделяют форму, которая отражает дви­жение политической системы в целом, смену ее состояний, зат­рагивающую все общество. Речь идет о процессе политического развития государства. Сразу отметим, что общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличает­ся от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политичес­ком режиме (нарастание демократических или антидемократи­ческих тенденций), в структурах политической власти и т.д.

Постепенность перемен, как характерная черта эволюции общественной системы, предполагает, что в отдельные перио­ды общий политический процесс протекает в формах, которые не выводят политическую систему за рамки сложившихся отно­шений между институтами политической власти и гражданами. Речь идет о простом воспроизводстве правящими властными структурами сложившихся отношений между властвующей эли­той страны, с одной сторбны, и электоратом, политическими партиями, общественными движениями, органами местного самоуправления и т.д. — с другой. В этих условиях все попытки политических нововведений отступают на второй план в срав­нении с установившимися традициями и преемственностью в политической жизни.

Однако в рамках эволюционной формы общий политичес­кий процесс часто выражается в качественных и количествен­ных изменениях политической системы. Эти перемены отража­ют ее развитие. Как правило, речь идет о том, что политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению поли­тических сил внутри страны и на международной арене методы организации политической жизни и управления страной. С уче­том интересов различных групп населения используются новые и более гибкие стратегии и технологии властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет ре­шать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Сущность революционной формы развития общего политичес­кого процесса означает «коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и гос­подствующих форм собственности» (Политологический словарь. Ч. П. М.: Луч, 1994. С. 105). Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов. Политическая ре­волюция, как правило, сопровождается многочисленными жер­твами, гибелью и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьим состоянием (формой) общего политичес­кого процесса является политический кризис. Его главный пока­затель — потеря властными структурами контроля над развити­ем крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего по­литического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства наро­да и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего политического процесса, меняются тенденции. В частности, с уверенностью можно сказать, что политическая революция все более становится угасающей закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как форма общего политического процесса в современном мире ста­новится все более редким явлением, имеет свои причины.

Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования наси­лия для достижения политических целей. Внутри стран и в между­народной жизни происходит демократизация политических институтов. В рамках общего политического процесса все шире применяются механизм согласования интересов различных соци­альных слоев общества и отдельных граждан, поиск и достиже­ние консенсуса. В этом отношении примечателен, например, такой факт из практики ООН: на 13-й сессии Генеральной Ассам­блеи данной организации с помощью консенсуса и единоглас­но было принято 35% резолюций, а на 40-й сессии — уже 70%.

Итак, общий политический процесс отражает динамику по­литической системы общества в целом, смену ее состояний. Дру­гими словами, речь идет о смене форм государственного уст­ройства (форма правления, методы осуществления власти, на­ционально-территориальная организация), а также политичес­кого режима (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).

В отличие от общего политического процесса, который отра­жает движение политической системы общества в целом и про­является в смене состояний, частные политические процессы (как это следует из их названия) касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего политического процесса своей структурой, характеристиками, типологией, эта­пами развития. Рассмотрим эти их отличительные черты более подробно.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)