АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественный мир и композиция

Читайте также:
  1. Аномалии обновлений при наличии многозначных зависимостей и возможная декомпозиция
  2. В) Композиция и язык трагедии.
  3. Возможная декомпозиция
  4. Возможная декомпозиция
  5. Глава V. Художественный идеал
  6. Декомпозиция и ранжирование подцелей программы ресурсосбережения.
  7. Декомпозиция логистических систем
  8. Евсеенко Иван. Нетленный солдат: рассказ / И. Евсеенко // Наш современник: литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. - 2013. - № 4. - С. 32-53.
  9. Ефимов Михаил. Классик и современники: рецензия / М. Ефимов // Знамя: ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. - 2013. - № 9. - С.235-237.
  10. Золотое сечение и композиция цвета
  11. Композиция
  12. Композиция

Художественный мир произведения, его эстетическая конкрет­ность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплановость, символичность.

Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведен­ные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность ис­кусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художе­ственного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.

Персонаж (герой) и структура его образа. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире.

Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний об­лик персонажа. Средства его психологической характеристики: вос­создание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природ­ный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Об­наружение присущих ему противоречий (комических, трагических и т.п.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные ха­рактеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Ре­чевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутрен­ний монолог (солилоквий), поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей. Логиче­ская и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактиче­ская, бытовая речь в связи с ситуацией высказывания. Цитаты в речи персонажа и повествователя.

Условно-патетическая (возвышенная или сниженная) речь пер­сонажей в канонических жанрах. Речь персонажа в прозе и в поэзии.

Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с инди­видуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персона­жи, их историческая трансформация.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации ху­дожественного содержания.

Сюжет - динамическая сторона художественного мира. Две на­учных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.

Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного кон­фликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведе­ние устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хро­никальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.

Пространственно-временная организация сюжетного действия. Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т.п.). Понятие хронотопа. Соотношение настоящего, прошед­шего и будущего времени. Мифологическое, утопическое, историче­ское время. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции.

Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героиче­ских, нравоописательных, романических жанров. Типология сюже­тов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.

Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Описание статических элементов художественного мира. Лессинг о способах преодоления статичности описаний.

Повествование о сюжетных событиях как основной принцип ор­ганизации эпоса. Структура повествования. Обрамление и мотиви­ровки повествования. Введение рассказчика. Субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюда­теля, хроникера. Сказ. Оценочные характеристики и комментарии. Деперсонифицированный повествователь.

Пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения». Эмоционально-смысловые связи между высказываниями персонажей и повествователя. Многоголо­сие («полифония» М. Бахтин). Объективный и субъективный тон повествования. Рассмотрение проблем повествования современной нарратологией.

Темп и ритм повествования. Временная дистанция между сю­жетным событием и рассказом о нем. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Фабула как композиция рассказывания.

Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления и вставные эпизоды. Обращения к читателю. Особенности повество­вания в героическом эпосе, в нравоописании и в романе.

Внешняя композиция эпического произведения: деление на час­ти, главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.

Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Выска­зывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Особенности сценической речи. Пространство и время в драме. Соотнесенность сюжетного и сцени­ческого времени. Напряженность драматического действия («драма­тизм») и поведения персонажей. Острота конфликтов. Пафос и воле­изъявление героя в действии. Авторское слово на сцене. Хор и герои-резонеры. Ремарки.

Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины.

Организация сценических эпизодов. Соотношение монологов, диалогов, реплик в сторону. Композиция канонических жанров драмы (трагедии, комедии, слезливой комедии и др.). Историческое из­менение жанровых канонов драматургии. Монтажная композиция, сюжетные инверсии, смешение жанров в драматургии романтизма и реализма. Драма абсурда. Понятие театральности.

Художественный мир и композиция лирического произведения. Лирическое произведение как художественное воплощение интен­сивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Понятие лирического мотива и лирического героя. Совмещение субъекта и объекта в одном лице. Своеобразие лири­ческой ситуации. Художественное время и пространство в лирике. Субъективность тона.

Лирическая композиция от имени «я». Описательно-изобрази­тельная композиция (лирический пейзаж, интерьер). Лирическая ме­дитация. Ролевая лирика. Лирический сюжет. Композиция канониче­ских жанров в лирике. Свободно-лирическая композиция. Экспрессив­ность лирической речи. Сопоставление речевых образов. Интенсивность ассоциативных связей, сгущение семантики. Эмфатические акценты. Поэтические формулы. Синтаксическая и интонационно-мелодическая оформленность лирики. Лирический фрагмент и лирическая поэма.

Стиль

Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведе­ния. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимо­действии. Стиль как показатель эстетического совершенства произ­ведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направ­лению. Устойчивые признаки стиля.

Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)