АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глоссарий. АРХЕТИП (греч. archetypon - модель, первообраз) - некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством «вездесущности» и пронизывает всю

Читайте также:
  1. VII. ГЛОССАРИЙ
  2. ГЛОССАРИЙ
  3. ГЛОССАРИЙ
  4. ГЛОССАРИЙ
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. ГЛОССАРИЙ
  8. Глоссарий
  9. Глоссарий
  10. Глоссарий
  11. Глоссарий
  12. ГЛОССАРИЙ

 

АРХЕТИП (греч. archetypon - модель, первообраз) - некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством «вездесущности» и пронизывает всю культуру человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы, мотивы, схемы и модели поведения и т. д., лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, переходят из поколения в поколение как «образы коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг «Об архетипах», 1937) Напр: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник, действие, связанное со сменой одежды (мотивом обновления, преображения), омовение водой (мотив очищения) и т. д.

Являясь по своей сути не самим образом или мотивом, а его схемой, архетип обладает качеством универсальности, соотнося прошлое и настоящее, общечеловеческое и индивидуальное, уже свершившееся и потенциально возможное. Это ощутимо не только в художественной (от древнего ритуала и мифа до произведений новейшего искусства в широком понимании, в том числе литературы), но и в обыденной психической деятельности человека (прежде всего в снах, фантазиях). Юнгианская трактовка архетипа оказала самое непосредственное и заметное влияние на классическую зарубежную литературу прошлого века (Г. Гессе, Т. Манн, М. Фриш, Дж. Джойс, У. Голдинг, М.А. Астуриас, Г.Г. Маркес и др.). //'); //]]>

АРХИТЕКТО́НИКА (греч. ἀρχιτεκτονική — архитектура, строительное искусство, конструкция здания) – построение литературно-художественных, публицистических и литературно-критических текстов как единого целого, взаимосвязь основных составляющих произведение частей и элементов. А. не следует смешивать с композицией, которая является внутренней формой художественного произведения и имеет целью расположение и развитие деталей в частях его. К А. относится строфическое построение стихотворных произведений, так называемые твердые формы стиха — сонет, венок сонетов, триолет, рондо и др. В последнее время в литературной науке получает распространение понимание архитектоники как ценностной структуры «эстетического объекта, т.е. мира героя, воспринятого читателем» (Н.Д. Тамарченко). В таком толковании архитектоника противопоставляется композиции.

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление Б. С. связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. К Б. С. относят, в частности, сюжеты о Золушке, Дон Жуане и др., в русской литературе – сюжет о кавказском пленнике.

ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (лат.искусство понимания) – теория понимания и интерпретации текста, наука о понимании смысла. Возникла в эпоху античности на основе представления о том, что речевое произведение является «толкователем духа». Слово «герменевт», означавшее в Древней Греции «учитель понимания», происходит от имени Гермеса, который, будучи богом торговли и покровителем дорог, передавал послания олимпийских богов людям и толковал их приказы.

С герменевтикой ныне связана методологическая основа гуманитарного знания (наук о духе), в том числе педагогики, искусствоведения и литературоведения. Как метод истолкования исторических фактов на основе филологических данных герменевтика может считаться универсальным способом интерпретации литературных памятников. Основные положения герменевтики, базирующиеся на понимании, интерпретации и смысле, проливают свет на характер общения писателей с читательской публикой и отдельными конкретными лицами.

ГОНГОРИ́ЗМ (исп. gongorismo) — вычурный манерный стиль в испанской литературе, получивший свое название от создателя этого стиля, испанского поэта Луиса де Гонгора (1561—1627), представителя испанского барокко. Свои стихи Гонгора писал темным языком, синтаксически запутанными фразами, со сложными метафорами и многообразными тропами. //'); //]]>

ДЕКАДАНС (франц. decadence - упадок) - общее обозначение нереалистических направлений (см.) в русском и европейском искусстве конца XIX - начала XX в. (декадентские настроения, декадентская идеология). Сам термин возник во Франции в 80-х годах ХIХ века, одновременно с понятием «конец века». С этим понятием в большой мере связаны идеология, этика и эстетика Д., а также основные мотивы творчества художников-декадентов конца ХIХ - начала ХХ вв.: утрата надежд, идеалов, ощущение безнадежности и бессмысленности существования. (Д.противостоит модернизму (см.) как диаметрально противоположная оценка ситуации рубежа веков: известная формула «конец-начало века» может быть обозначена как «Д.– модернизм»). Черты Д. введение в литературу (прежде всего поэзию) тем небытия, смерти, «ухода»; культ хрупкой, болезненной, угасающей красоты; проповедь неограниченной свободы личности и «искусства для искусства»; пренебрежение общественной моралью, крайний индивидуализм; отчуждение (отстранение) от реальной жизни и «уход в себя». Д. не является отдельным художественным направлением; он получил свое воплощение в различных направлениях (например, в символизме).

ИНТЕРПОЛЯ́ЦИЯ (лат. - вставка) – слова и фразы, произвольно вставленные в текст при переписке или редакторской правке. В текстологии новой русской литературы интерполяцией называют любые вставки в авторский текст, в том числе слов, фраз, пунктуационных знаков, принадлежащих автору, но в том или ином издании пропущенных по ошибке.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ (фр. intertextualite, англ. intertextuality) одно из главных свойств постмодернистской литературы. Концепция И. связана с провозглашенной постмодернизмом «смертью автора» (Ролан Барт), то есть растворением индивидуального, созданного конкретным автором текста в явных и неявных цитатах, реминисценциях, аллюзиях, культурных и литературных перекличках. Т. о., отдельные тексты постоянно «вступают в диалог», «ссылаются» друг на друга и все вместе являются частью некоего общего текста, который в свою очередь включается в отношения с культурой, историей, действительностью, тоже оценивающейся как текст. В результате снимается оппозиция «свое – чужое» слово, а всякий текст мыслится как своеобразная реакция, отклик на предшествующие тексты, в большей или меньшей степени узнаваемые. «Через призму И. мир предстает как огромный текст (интертекст), в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно лишь как смешение определенных элементов в иных комбинациях» (И.П. Ильин).

КАНО́Н (греч. - норма, правило) – 1. Система устойчивых норм и правил создания словесно-художественных произведений определенного стиля, обусловленного мировоззрением и идеологией эпохи. Художественный канон является не только образцом, но и критерием положительной оценки всех произведений, созданных по его правилам. Канон обычно является эталоном художественного творчества. Особое значение канон имел для литературы XVIII века, когда существовала строгая система жанров и традиционных формул. В литературе XIX–XX столетий, когда происходит разрушение идеологических основ и моральных устоев, канон как нормативное предписание перестает существовать. 2. Каноном называют также вид религиозного гимна, своим содержанием выражающего суть празднуемого события и его внутреннее значение. Каноны бывают полные – из девяти песен – и неполные – из одной-четырех песен. На Руси канон известен с XII века.

КАТА́РСИС (греч. - очищение, прояснение, освобождение души от тягостного и ненужного, а тела от вредных веществ) – введенный Аристотелем в «Поэтике» термин, связанный с его учением о трагедии и обозначающий душевную разрядку зрителя, который, сопереживая событиям, разворачивающимся в трагедии, испытывает сострадание к героям пьесы, неподдельный страх за их судьбу. Это волнение и приводит зрителя к катарсису, то есть очищает его душу, возвышает над окружающей действительностью и в конечном итоге оказывает на него глубокое воспитательное воздействие. //'); //]]>

ЛЕЙТМОТИ́В (нем. - ведущий, руководящий мотив) – преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (напр: лейтмотив в «Вишневом саде» А.П. Чехова - отдаленный звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла (напр: «Шуми, шуми, послушное ветрило» – в стихотворении «Погасло дневное светило...» А.С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определенные ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Лейтмотив – термин, заимствованный литературоведением из музыки. //'); //]]>

ЛИТО́ТА (греч. - простота) – образное выражение, оборот речи, в котором содержится художественное преуменьшение различных параметров, значения изображаемого предмета или явления. Является тропом, противоположным (обратным) гиперболе. Литота имеется в народных сказках: «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», «избушка на курьих ножках». К литоте часто обращался Н.В. Гоголь: «Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем...».

МАКАРОНИЗМ (ит. machaeroni - макароны) - иностранное слово или выражение, механически, в неизмененном виде внесенное в речь, например: «Вздумалось моей кузине // Бедную меня, малад, // Проводить жюска Кронштадт» (И. Мятлев). Малад [фр. malade] - больная; жюска [фр. jusgu'a] - до.

МАРГИНА́ЛИИ (лат. - находящийся на краю) – записи, заметки, различного рода пометы на полях книги или рукописи. Особую ценность представляют маргиналии писателей на полях их собственных книг и рукописей, а также на книгах и рукописях других авторов.

МАРИНИЗМ (ит. marinismo) доминирующее направление в ит. поэзии 17 в., получившее свое название по имени его лидера – Джанбаттиста Мариино (1569-1625).Поэзия поверхностная, тяготеющая к декоративности, с неожиданными оригинальными эффектами (поэтика изумления); с типичные для поэтики маньеризма и барокко мотивами и образами.

МЕНИППЕЯ - 1. Группа античных жанров «серьезно-смехового» плана, смело сочетающих стихи и прозу и характеризующихся свободным соединением серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полет на небо, нисхождение в преисподнюю и т. п.). М. создает для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения. Основателем жанра М. (менипповой сатиры) считается греческий философ и сатирик Менипп из Гадары, живший в III в. до н. э.; развили жанр М. Варрон, Сенека Младший, Петроний, Лукиан. 2. В современном значении М. (термин М.М. Бахтина) - жанровая разновидность романа, произведение подобного типа (например, романы Ф. Рабле, М. А. Булгакова). Основной чертой М. литературоведы считают сочетание смелого вымысла, фантастики с постановкой исключительных по глубине философских проблем (испытанием «последних» вопросов). Характерные черты - многоплановость повествования: сочетание «высокого» (философского, исторического, библейского) и «низкого» (реального, бытового) планов; многостильность и (нередко) многосюжетность; присутствие так называемых мениппейных персонажей (например, Коровьев, Бегемот в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Главной особенностью жанра М. является особое отношение творящего (художника) к изображаемой действительности: «сатиризирующий», «карнавализирующий» (М.М. Бахтин) подход к миру и человеку в нем. По мысли исследователя, М. вырастает из осознания человеком «незавершенности-несовершенства» мира и человека, которые как раз поэтому нуждаются в совершенствовании.

МИ́МЕСИС (греч. - подражание) – такое изображение различных вещей, явлений и самой действительности, которое, в отличие от простого копирования, в первую очередь воспроизводит внутренние закономерности предмета и уже в результате этого воссоздает его внешний облик; термин античной философии и эстетики, первоначально обозначавший творческое воспроизведение в обыденной действительности вневременных образцов или моделей всего существующего и сущего.

МИФОПЭТИКА - в современном значении термин М. можно истолковать как исследование "проекции" мифа (мифологического сюжета, образа, мотива и т. д.) на произведение. При этом термин "миф" следует понимать расширительно (см. толкование М. в "Словаре культуры ХХ века" В. Руднева). Например, с точки зрения М., согласно Рудневу, "Винни-Пуха" А. Милна можно прочесть не только как произведение детской литературы, но и как постмодернистский текст, где ключевую роль играет поэтика неомифологизма, в частности мифологема мирового дерева: все герои живут на деревьях и с деревьями же связаны наиболее значимые события сюжета. Поваленное ветром дерево символизирует конец мира виннипуховского леса.

МОТИВ (франц. motif - мелодия, напев) - 1. В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из многочисленных М. складываются различные сюжеты. В фольклоре сопоставление сходных М. используется с целью реконструкции первоначальной формы сюжета и прослеживания его миграции в сказках, былинах и мифах народов мира. 2. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (напр: М. смерти в «Сказке о мертвой царевне...» А.С. Пушкина, М. одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова, М. холода в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и «Легкое дыхание», М. полнолуния в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова)

НЕОМИФОЛОГИЗМ - концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века. Согласно этой концепции, весь ХХ век предстает как сложная система искусно сопрягаемых и взаимоотражающих друг друга культурно-эстетических мифов. Н. - специфическая для ХХ века форма художественного мышления, предполагающая особое отношение к мифологическим сюжетам, образам и символам, которые не столько воспроизводятся, сколько проигрываются или пересоздаются, тем самым рождая новые мифы, соотносимые с современностью. Таким образом, неомифологическое искусство ХХ века как бы постоянно ссылается на древнейшие образцы, соизмеряет себя с избранной культурной традицией (напр: в «Докторе Фаустусе» Т. Манна, в роли мифа выступают различные легенды и художественные произведения (К. Марло, И.В. Гете) о докторе Иоганне Фаусте, волшебнике и чернокнижнике, жившем в ХVI в. и продавшем душу дьяволу).

ОСТРАННЕ́НИЕ — термин, введенный в русскую поэтику В. Шкловским; означает описание в художественном произведении человека, предмета или явления, как бы впервые увиденного, а потому приобретающего новые признаки. Отсюда даже привычный и признанный предмет, как всякое новое явление, может показаться необычным, странным. В. Шкловский указал на приемы О. в русских народных песнях и загадках, особенно с элементами эротики. Л. Толстой, описывая спектакль с точки зрения посетителя, впервые видящего сцену, говорит так: «На сцене были ровные доски посредине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно...». На примере О. построено трагическое стихотворение А. Блока «Из газет», где все описывается с точки зрения безмятежных маленьких детей, ничего не знающих о самоубийстве их матери. Образец О. в стихотворении А. Фета: «Две капли брызнуло в стекло, // От лип душистых медом тянет. // И что-то к саду подошло, // По свежим листьям барабанит».

ПАЛИНДРО́М или палиндро́ном (греч. - бегущий назад, возвращающийся) – перевертень, фраза, стих или слово, которые могут по буквам читаться слева направо и справа налево (спереди назад и сзади наперед) с сохранением смысла. В русском языке, например, палиндромными являются слова: кабак, казак, топот, шалаш. При чтении слева направо и справа налево сохраняют смысл следующие пары: кот – ток, нос – сон, хорош – шорох. В русской поэзии палиндромы – явление достаточно редкое, хотя в китайской они очень распространены. У нас же палиндромы воспринимаются только в качестве зрительной формы взаимообратного порядка букв в словах. На слух палиндромические тексты по своей сути представляют нелепицу.

ПАРА́БОЛА (греч. - сравнение, сопоставление, подобие) – иносказательное нравоучение; термин, обозначающий близкую притче жанровую разновидность в прозе и драматургии XX века, хотя парабола, как краткая иносказательная история поучительного содержания, известна еще со времен античности, часто встречается в христианской литературе. «Книга парабол» в качестве составной части входит в «Западно-восточный диван» И.В. Гете, как рассказ аллегорического характера встречается в европейской и русской романтической литературе. Близость к жанру параболы, многочисленные параболические вкрапления отмечаются во многих произведениях современной литературы. //'); //]]>

ПЕРИПЕТИ́Я (греч. - внезапный поворот, перелом) – неожиданная перемена в течении действия произведения и судьбе персонажа. Перипетия является важнейшим композиционным компонентом эпических и драматических сюжетов, как трагедийных, так и комедийных, с ярко выраженной интригой. С помощью действия, в котором на первый план выступают поворотные события, жизнь предстает и познается как замысловатая и непредсказуемая смена стечений разных неожиданных обстоятельств, а люди при этом изображаются целиком подвластными судьбе. Наиболее отчетливо перипетии просматриваются в сюжетах авантюрного характера («Ледяной дом» И.И. Лажечникова, «Петербургские трущобы» В.В. Крестовского, «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» И.Г. Эренбурга, «Я – не я» А.И. Слаповского).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: «И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране» (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: «Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!» (А.С. Грибоедов).

ПРЕЦИО́ЗНАЯ ПОЭ́ЗИЯ (франц. precieux — драгоценный, изысканный) — эстетско-салонное течение во Франции 17 в. зародившееся в кругах аристократии, в парижском салоне маркизы Рамбулье. По мнению последователей этого течения, поэзия, равно как и другие искусства, должна принадлежать только изысканным умам, единственным ценителям прекрасного, поскольку поэзия — это эстетическая забава, игра, в которой содержание подчиняется форме. Любимым стилистическим приемом последователей П. п. или перифразы, высмеянные впоследствии Мольером в «Смешных жеманницах» (зеркало — «советник граций», кресла — «удобства для разговора» и пр.). Эти поэты писали стихи различной изощренной формы: фигурные стихи, стихи, в которых все слова начинались на одну букву (тавтограмма), и т. п. Для прециозного стиля характерны пышные метафоры и сравнения, остроты.

РЕМИНИСЦЕ́НЦИЯ (лат. - воспоминание) – сознательное или невольное напоминание в тексте о другом художественном произведении (воспроизведение фразовой или образной конструкции), известном факте культурной жизни. Встречаются реминисценции, рассчитанные на узнавание, и реминисценции скрытые, а в отличие от цитаты, реминисценция порой может быть и неосознанной самим автором.

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - неотъемлемая черта любого произведения, связанная с природой самого искусства и состоящая в том, что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действительности, как нечто созданное творческой волей автора. Любое искусство условно воспроизводит жизнь, но мера этой У. х. может быть различной. В зависимости от соотношения правдоподобия и художественного вымысла (см.) различают первичную и вторичную У. х.. Для первичной У. х. характерна большая степень правдоподобия, когда вымышленность изображаемого не декларируется и не акцентируется автором. Вторичная У. х. - это демонстративное нарушение художником правдоподобия в изображении предметов или явлений, сознательное обращение к фантастике (см.), использование гротеска (см.), символов (см.) и др., для того чтобы придать тем или иным жизненным явлениям особую остроту и выпуклость.

ФЭ́НТЕЗИ (от англ.) - вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению. В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т.п.). События в фэнтэзи происходят в условной реальности, в своеобразном «параллельном» мире, похожем на наш.

Современные исследователи предпосылки этого жанра связывают с именами Н.В. Гоголя, О.М. Сомова, В.Ф. Одоевского. В XX столетии эта линия была продолжена Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.Я. Брюсовым, А. Грином, М.А. Булгаковым, А.Н. и Б.Н. Стругацкими и др

ХРОНОТОП (греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно- временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки, может быть намеренно замедлено автором (РЕТАРДАЦИЯ) или свернуто до ремарки (ср.: отраженное в сознании героя, нарочито медленно движущееся или вовсе «останавливающееся» психологическое время в отдельных эпизодах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и обозначенное одной фразой «прошел год» движение времени в рассказе А.П. Чехова «Ионыч», мотивированное тем, что происшедшие за указанный промежуток события не важны для дальнейшего развития действия); может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения (например, толстовский прием изображения в романе «Война и мир» одновременного действия в различных точках пространства условно называют «в то время как»: «В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез... с графом Безуховым сделался шестой удар»). Создаваемое писателем художественное пространство - некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» каморка Раскольникова - замкнутое, противоположный берег Оби, который видит герой в эпилоге, - открытое, разомкнутое пространство), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов Х., как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи и т. п. (временные символы). Кроме того, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется прежде всего Х. (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе, эпическое время в произведениях эпических жанров, субъективно отраженные время и пространство в лирических и т. д.).

ЦЕНТОН (лат. cento - лоскутное одеяло) - 1. Жанр, популярный в поздней античности и представляющий собой мозаику цитат (см. ЦИТИТА). 2. Стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других поэтических произведений: «Выхожу один я на дорогу, // В старомодном ветхом шушуне. // Ночь тиха, пустыня внемлет богу, // Не густи так шибко обо мне»; «Однажды, в студеную зимнюю пору, // Сижу за решеткой в темнице сырой. // Гляжу, поднимается медленно в гору // Вскормленный в неволе орел молодой. // И, шествуя важно, в спокойствии чинном, // Мой верный товарищ, махая крылом, // В больших сапогах, в полушубке овчинном // Кровавую пищу клюет под окном». Эффект Ц. основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником. В современной литературе - художественный прием в постмодернистской поэзии.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. existentia - существование) - философское, а позднее литературное направление 40-х - 60-х гг. ХХ в., сформировавшееся в западноевропейской литературе накануне второй мировой войны, в американской и японской сразу после нее. Опираясь на философию живших в XIX в. Ф. Ницше, С. Кьеркегора, позднее Н. Бердяева, на философские идеи Ф.М. Достоевского, экзистенциалисты рисовали человека в мире распадающихся связей, абсурдном, лишенном нравственных основ прошлого (например, Бога), в состоянии тревоги, предощущении конца, то есть в неком «пограничном состоянии», например, перед лицом смерти. Согласно Э., поведение человека в обществе, среди людей, в историческом пространстве и времени, мотивировано не внешними воздействиями, а свободным выбором самой личности, что неизбежно накладывает на нее ответственность за все происходящее в мире. Наделенный подобного масштаба свободой, герой может либо взбунтоваться против бессмысленности окружающей действительности, либо примириться с ней. В этом интуитивном (а не рациональном) выборе и проявляются, по мысли экзистенциалистов (отвергавших сам принцип познания мира с помощью разума), подлинные, сущностные свойства личности. Одним из ведущих в литературе Э. становится мотив «трагического жеста»: даже не веря в позитивный результат своего поступка, персонаж - носитель экзистенциального сознания, нередко все же совершает тот или иной шаг (подвиг), чтобы «утвердить себя» перед своим собственным сознанием и совестью. Крупнейшими представителями Э. были Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции, Абэ Кобо в Японии и др.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)