|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ. АГРЕССИЯ. Приближение к противнику и нанесение какого-либо вреда, или, по крайней мере, генерация стимулов
АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Формы поведения, связанные с конфликтами между живыми организмами. Включает агрессию, изоляцию (избегание), подчинение. АГРЕССИЯ. Приближение к противнику и нанесение какого-либо вреда, или, по крайней мере, генерация стимулов, побуждающих противника подчиниться (Н. Тинберген). Адресованное другой особи поведение, которое может привести к нанесению повреждений и часто связано с установлением превосходства, получением доступа к определенным объектам или права на какую-то территорию (Р. Хайнд). АЛЬТРУИЗМ ВЗАИМНЫЙ (РЕЦИПРОКНЫЙ). Самопожертвование ради родственного или неродственного индивида, если только последний готов к аналогичной жертве. Косвенный взаимный альтруизм (indirect reciprocal altruism) реализуется при посредничество наблюдающих за взаимодействием двух индивидов «третьих лиц», в дальнейшем награждающих помогающего индивида репутацией честного помощника, которому следует всячески помогать при необходимости. АЛЬТРУИЗМ РОДСТВЕННЫЙ. Самопожертвование особи ради близкого родича. Тем самым индивид способствует сохранению в популяции генов, общих для него и для этого родича, повышая совокупную приспособленность (см.). АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Установка на верховенства человека на планете, наделение человека исключительными правами, отношение к остальному населению Земли (биосу) как совокупности ресурсов, подлежащих эксплуатации со стороны человека. АФИЛИАЦИЯ. Взаимное притяжение особей одного вида, группы, семьи друг к другу. БИОКУЛЬТУРА. Термин употреблен в смысле: весь важный для современного человека и общества багаж связанных с биологией знаний и ценностей (А. Влавианос-Арванитис). БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система мер по преодолению биологической неграмотности. Преподавание основ биологии и ее важных для социума приложений, в перспекиве необходимое для всего населения в масштабах планеты. БИОПОЛИТИКА. Всясовокупность социально-политических приложения наук о живом, в плане как политической теории, так и практической политики. В более узком понимании (А.Сомит, Х. Флор и др.) -- применение подходов, теорий и методов биологических наук в политологии. БИОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (Биополитическая подсистема биосоциальной системы). Элементклетки, многоклеточного организма, биосоциальной системы, который непосредственно отвечает за регуляцию поведения системы, «целеполагание» (например, принятие решения о маршруте миграции группы обезьян и о пункте назначения), управляющую коммуникацию. Биополитическая система может быть воплощена в лидере, в высокоранговых особях, выступающих в роли «контролирующих животных», в неиерархических факторах социальной координации (таких как поле диффузных сигнальных агентов). Функциональный аналог политической системы человеческого общества. БИОСЕМИОТИКА. Междисциплинарная область… исследований, анализирующая коммуникацию и значения, смыслы в живых системах (Hoffmeyer, 1998). Распространение на все живое традиционной семиотики ( науки о знаковых системах в человеческом обществе). БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Биосоциальные системы -- объединения особей, характеризующееся афилиацией и кооперацией. Гамма взаимодействий между особями в такой системе может быть описана с позиций «биосоциального архетипа» (Ю.М. Плюснин), включающего отношения по поводу индивидуального существования, воспроизводства, упорядочивания биосоциальной системы и ее консолидации. БИОТЕОЛОГИЯ. Направление гуманитарной биологии, посвященное религиозным аспектам живого как священного Божьего дара (А. Влавианос-Арванитис). Родственный характер носит термин христианская биополитика (К. Котен). БИОТЕХНОЛОГИЯ. Промышленное использование биологических процессов и агентов на основе получения форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами, т.е. как применение микробных, животных или растительных клеток или ферментов для производства, расщепления или преобразования материалов. БИОФИЛОСОФИЯ. Раздел философии, занимающийся анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений комплекса наук о живом (Лисеев, 2004. С.85). БИОЦЕНТРИЗМ. Установка на абсолютную ценность живого во всех его формах, на этическое восприятие живого, на понимание человека и человечества как части планетарного биоса (жизни, см. Гусев, 1991а, б; Влавианос-Арванитис, Олескин, 1993). В более специальном смысле – описание поведения (или других характеристик) живого существа на основе попытки проникновение в присущую этому существу модель вспринимаемого мира («в мире стрекозы есть только стрекозиные вещи», Meyer-Abich, 1990), избегая аналогий с человеческим поведением и восприятием окружающего (Chebanov, 1998). БИОЭТИКА. Биоэтика – философски-прикладная область знания, охватывающая отношение человека к животным, а также проблемы, возникшие недавно в связи с бурным развитием биотехнологии и биомедицинских исследований (А.С. Лукьянов). В глобальном понимании включает принципы отношения ко всему живому и его среде обитания (экологическая этика). БИОЭСТЕТИКА. Учениео прекрасном, его законах и нормах в живой природе, в том числе в восприятии человека как части биоса (Ботвинко, 2006). БИХЕВИОРИЗМ. (англ. behaviour – поведение). Направление в биологии и гуманитарных науках, посвященное поведению живых существ, включая человека. Характерной для раннего бихевиоризма (например, для работ Дж. Уотсона и Б. Скиннера, начиная с 10--20-х годов ХХ века) была так называемая модель «чёрного ящика»: живое существо уподоблялось автомату, дававшему на каждый предложенный экспериментатором стимул (С) вполне определённый ответ (О, модель стимул—ответ, С—О). БИХЕВИОР АЛ ИЗМ (англ. behavioral – относящийся к поведению, поведенческий). Направление в биологии и гуманитарных науках, посвященное поведению живых существ, включая человека. По контрасту с бихевиоризмом, сторонники бихевиор ал изма исходили из того, что организм (биологический или социальный) реагирует на один и тот же стимул по-разному, в зависимости от своего внутреннего состояния (В). Постулируется модель стимул–внутреннее состояние организма—ответ (С—В—О). Бихевиорализм фактически приближается по методологии к этологии (см.) в ее современных модификациях. БЮРОКРАТИЯ. Организация (или система организаций), построенная на базе принципов единоначалия и жесткой иерархии, узкой специализации и формализации отношений между членами организации. ВЛАСТЬ. Способностьи право одних индивидов или групп в человеческом обществе осуществлять свою волю в отношении других. Частный случай более общей категории доминирования (см.). ГЛОКАЛИЗМ (англ glocal = global + local). В культурном и философском смысле – мировоззрение, опирающееся на идею диалектического единства глобального и локального, мкаро- и микрокосма. В политическом смысле – современная тенденция к размыванию политических структур уровня национального государства, основанная на двух взаимодополняющих процессах: 1) Усилении роли местных социальных и политических структур; 2) Укреплении структур надгосударственного уровня – вплоть до всемирных организаций. ГОРМОНЫ. В животном организме – информационные вещества, переносимые с током крови к клеткам-мишеням во всех частях тела. Гормоны вырабатываются эндокринной системой, включающей несколько основных желез внутренней секреции (эндокринных желез). В царствах растений, грибов и др. гормоны понимаются как сигнальные молекулы генерализованного действия в пределах соответствующего организма. ГУМАНИТАРНАЯ БИОЛОГИЯ. Охватывает все возможные вклады современных наук о живом в области наук о человеке и социуме. Включает в себя междисциплинарные биолого-гуманитарные нучные направления, в том числе биополитику, биоэтику, биоэстетику, биосемиотикуи др. ГУМАНИСТИКА. Понимается как подход к исследованию восприятия, мышления, поведения живых существ, основанный на допущении о близком сходстве, родстве, сопоставимости этих существ и человека, что позволяет исследователю вопрошать «как вел бы себя я, будь я этим бонобо (котом, муравьем и др.?» ДИАТРОПИКА. Наука о разнообразии, т.е. о тех общих свойствах сходства и различия, которые обнаруживаются в больших совокупностях объектов (Чайковский, 1990. С.3). ДОМИНИРОВАНИЕ. Преимущественный доступ к ресурсам в биосоциальной системе; право действовать не считаясь с поведением других (подчиненных) индивидов. ИДЕОЛОГИЯ. Часть мировоззрения, охватывающая социальные явления, связанные с отношениями между различными социальными группами; принимающая форму коллективных верований; система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей (Яценко, 1999). ИНДОКТРИНАЦИЯ. Понимается как сознательное, целенаправленное внушение политических идей, ценностей, символики, норм поведения группам людей – «идеологическая обработка» в широком смысле, которая может опираться на механизмы, аналогичные импринтингу. ИНТЕГРАТИВНАЯ БИОЛОГИЯ. Система биологических знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными знаниями в систему жизненных ценностей и формирующих биоцентрическое мировоззрение и биологическую грамотность (см. Пивоварова и др., 2002, 2006). Термин отчасти синонимичен слову «биокультура» (см.). КОММУНИКАЦИЯ. Обмен информацией между индивидами (клетками, многоклеточными организмами) и (или) группами. Существенный компонент социального поведения. В человеческом обществе различают вербальную (словесную) и невербальную (жесты, позы, интонации, запахи и др.) коммуникацию. КООРДИНАЦИЯ. Взаимное согласование поведения особей в биосоциальной системе. КООПЕРАЦИЯ. Объединение и взаимодействие двух или более особей ради выполнения той или иной задачи. КОЭВОЛЮЦИЯ. Коэволюция– согласованное, «взаимно пригнанное» развитие частей одного целого, например разных компонентов экосистемы, разных уровней человека, человечества и его биологического окружения и др. КСЕНОФОБИЯ (греч. xέnoς - чужой; fόboς - страх). Недружественное отношение к чужой группе (национальности, племени, расе) и отдельным её членам. Предпосылка предрассудков (неоправданно негативных установок по отношению к «чужакам»), а также межплеменных, межнациональных, межрасовых, межрелигиозных, межрегиональных конфликтов. ЛИДЕРСТВО. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу (Майерс, 2000. С.676). Лидер руководит передвижением (лидерство в наиболее буквальном смысле, от англ. lead – вести) и другими формами поведения членов биосоциальной системы (Lamprecht, 1996). ЛОЯЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Неагонистические, «дружественные», сплачивающие биосоциальную системы взаимодействия между индивидами (группами). Важные формы лояльного поведения – афилиация и кооперация. МЕМ (англ. meme). Термин, предложенный Р. Докинзом (Dawkins, 1976, русский перевод: Докинз, 1989) для обозначения элемента культуры, передаваемый из поколения в поколение, по аналогии с переносом генов из поколения в поколение в результате репликации ДНК. У. Ламсден и Э. Уилсон (Lumsden, Wilson, 1981) использовали в сходном значении термин «культурген». МЕХАНИЦИЗМ. Представление о живых существах как сложных машинах (автоматах), функционирование которых можно объяснить в рамках механики. Механицизм в более широком смысле синонимичен термину физикализм и, кроме механики, допускает приложение к объяснению поведения биосистем всего арсенала концепций и методов физики и химии МИФОЛОГИЗМ. Донаучное, религиозно-художественное освоение мира посредством творчества мифов – повествований о наделенных духовными, мистическими силами героях, сотворивших мир, создавших жизнь и самого человека. Первобытная неотделенность человека от окружающего; представление об одушевленности мира. МОДУЛЬ (мозга). Структурный блок мозга, специализированный на выполнении определенных функций. НАТУРАЛИЗМ. Философская онтология, которая акцентирует связь человека с природой, породившей его и вложившей в него свои законы, проявляющиеся в человеческом поведении, психике, потребностях, социальной и политической организациии, духовном мире. В зависимости от преимущественного внимания к познавательным возможностям той или иной естественной науки, натурализм приобретает различный характер, например, различают физический (физикалистский) и биологический (биоцентрический) натурализм. НАТУРФИЛОСОФИЯ. Исторически первая научная парадигма, во многом представлявшая собой результат систематизации и логического осмысления мифов. При всем многообразии вариантов натурфилософии, центральной идеей является представление о единстве мира во всех его элементах, об одущшевленности и близости к человеку всех вещей в этом мире. НЕЙРОТРАНСМИТТЕРЫ (НЕЙРОМЕДИАТОРЫ). Вещества, передающие импульсы между нейронами, от рецепторной клетки (зрительной, слуховой и др.) к нейрону или от нейрона – к клетке исполняющего команду органа (мышцы, железы). ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (Behavioral Ecology). Рассматривается в литературе или как синоним социобиологии, или в более широком смысле, включая поведенческие механизмы расселения групп особей по территории, а также поведение, направленное на поиск оптимальных условий (температуры, влажности и др.) ПОЛИТИКА. Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами» (Политология, 2000. С.15). ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Целостная упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, включающая организацию политической власти, отношения между обществом и государством (Политология. Энциклопедический словарь, 1993. С.273). РАСА. Большая популяция человеческих индивидов, у которых часть генов общие и которую можно отличить от других рас по общим для нее генам(Фогель, Мотульский, 1989). Однако мы судим о генетических различиях по фенотипическим (анатомическим, физиологическим, иногда поведенческим) признакам. Фактически поэтому понятие раса интерпретируется как «группа индивидов, которую мы распознаем по биологическим отличиям от других»(Cavalli-Sforza, 2001. P.25). СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА. Биосоциальная система, а в человеческом обществе организация, построенная на принципах децентрализованной иерархии и частичного лидерства, широкой специализации индивидов составе этой системы (организации). СОВОКУПНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (Inclusive Fitness). Суммарные шансы индивида передать свои гены потомству, зависящие как от его собственной приспособленности, так и от таковой ближайших родственников, имсеющих общие гены с этим индивидом. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА (в биологии). Система концепций и методологических подходов к живому, опирающаяся на идею о сходстве, родстве, сопоставимости человека с другими живыми существами, человеческого социума – с их сообществами (биосоциальными системами). Активное применение в биологии концепций, разработанных в русле социальных и гуманитарных наук. Предпосылка становления гуманитарной биологии (см.) и ее более частных областей, в том числе и биополитики (см.). СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Вся совокупность поведенческих взаимодействий индивидов в биосоциальной системе. СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Способность дать адекватную оценку собственного и чужого социального статуса, понимание того, что следует, можно и нельзя делать в данной социальной ситуации. Развивается рано в жизни ребенка, достаточно развита у высших приматов, давая им возможность манипулятивных и обманных действий с целью приобретения ресурсов (включая сексуальных партнеров) и социального статуса. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Разработки по улучшению взаимоотношений между индивидами и группами в социуме, а также по усовершенстванию различных социальных структур. СОЦИОБИОЛОГИЯ. Систематическое изучение социального поведения у животных и человека на базе данных этологии, экологии, генетики и др. В классическом варианте основана на модернизированной дарвиносвкой теории эволюции. СОЦИОМОРФИЗМ. Уподобление биологических систем человеческому обществу. СРЕДА ЭВОЛЮЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ (Environment of Evolutionary Adaptadness, EEA). Первобытная (плейстоценовая) среда, в которой сформировались фундаментальные тенденции поведения и функционирования мозга современного Homo sapiens. ТЕОРИЯ ДУШИ (Theory of Mind, TOM). Связанная с социально-когнитивной функцией (см.) способность мысленно ставить себя на место другого и понимать, что может и что не может знать другой. УМВЕЛЬТ (die Umwelt). Непосредственное окружение биологического объекта; уникальный мир, который воспринимает и осваивает данное живое существо. ФЕРОМОНЫ. Вещества, выделяемые одним организмом и оказывающие влияние на поведение и физиологическое состояние других организмов. ХАРИЗМА. Очарование политического лидера, нередко имеющее биосоциальную компоненту. ХИРАМА. Один из вариантов сетевых структур в человеческом социуме. Структура включает частичных творческих лидеров, каждый из которых координирует работу по одному из частных направлений в рамках общей широкой междисциплинарной творческой задачи. Члены хирамы могут параллельно работать по нескольким направлениям сразу. Имеется также психологический лидер, призванный налаживать отношения в коллективе, смягчать конфликты, способствовать успешной работе по всем подпроблемам. Структура может включать также лидера по внешним связям (внешнего лидера), координирующего контакты с другими организациями. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Приложение дарвиновских подходов к пониманию природы человека. В сердцевине такого эволюционного подхода – идея о том, что человеческий ум есть эволюционирующий, адаптированный орган (Rossano, 2003). Тесно связана с социобиологией и часто рассматривается как ее «правопреемница», ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. Исследование процесса познания, а также эволюции знания под углом зрения биологического эволюционизма. Эволюционная эпистемология – часть ветви философии, известной как эпистемология вообще. Этот термин происходит от греческого epistemή (знание) и lόgoς (учение, теория), следовательно, эпистемология изучает происхождение, развитие и рост знания (Шульга, 2006). ЭКОЛОГИЯ. Наука о взаимотношениях биосистем между собой и со средой их обитания (авторское определение, не претендующее на исчерпывающий характер и непротиворечивость). Концептуальная основа для природоохранных разработок и мероприятий. В обобщенном смысле («мегэкология») – сохранение функциональной и структурной целостности того центрального объекта, который вычленяется в процессе исследования (Н.Ф. Реймерс). ЭМПАТИЯ. Способность вчувствоваться в другого индивида, иное живое существо, видеть мир его глазами, изнутри понимая его поведение. Предпосылка гуманистики (см.) как научного подхода. ЭТНОЦЕНТРИЗМ. Избирательное отношение к представителям "своего" этноса (нации, народности, племени), «убежденность в превосходстве собственной этнической и культурной группы» (Майерс, 2000. С.682.). ЭТОЛОГИЯ. Область биологии, ведающую поведением живых организмов. В классическом варианте упор делается на врожденное (инстинктивное) поведение в естественных условиях.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |