АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Практикум. Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары)
Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается:
- знание студентом теоретического материала;
- знание текстов художественных произведений по курсу;
- свободная ориентация в излагаемом материале;
- наличие собственной позиции.
№ п/п
| Наименование темы
| Вопросы для обсуждения
|
| Тема 1. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства
| - Сущность и генезис искусства.
2. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/
3. Виды искусства: происхождение и принципы классификации.
|
| Тема 2. Художественный образ
| 1. Многозначность понятия «художественный образ».
2. Художественный образ: объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.
3. Специфика словесного образа.
4. Худож.произведение как система образов.Классификация литерат.образов: предметная (образы-детали, …), обобщенно-смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип), структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы).
5. Образ и знак (иконические, конвенциональные, индексальные знаки).
|
| Тема 3. Художественное время и художественное пространство
| 1. Понятие хронотопа. Формы хронотопа.
2. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность.
3. Литература в кругу других искусств. Основные функции литературы
|
| Тема 4. Образ автора в литературном произведении
| 1. Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения.
2. Автор, герой, перформер.
3. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы.
4. Автор в драме.
5. Автор и лирический герой.
6. Автор и читатель.
|
| Тема 5. Сюжет, фабула, композиция сюжета
| 1. Категория события.
2. Фабула и сюжет произведения.
3. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные).
4. Композиция сюжета.
5. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия).
6. Мотив как понятие сюжетологии.
- Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема.
- Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет.
|
| Тема 6. Композиция произведения
| 1. Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…).
2. Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж.
3. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления).
Композиционные средства (повторы, усиления, антитезы, подобия, «монтажные фразы»).
4. Проблема «точки зрения».
|
| Тема 7. Риторика художественного текста: тропы, фигуры.
| 1. Риторика художественного текста: тропы (эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, символ, эмблема, метонимия, оксюморон, синекдоха, ирония, перифраз, гипербола, литота).
2. Риторика художественного текста: фигуры (стилистические: фигуры мысли /синтаксические/, фигуры слова /лексические/.
|
| Тема 8. Жанровая природа эпического произведения
| 1. Категория жанра литературного произведения.
2. Канонические жанры.
3. «Память жанра» (М.М. Бахтин).
4. Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя.
5. Деканонизация жанров и полижанровые произведения.
6. Роман как маргинальный жанр.
|
| Тема 9. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система
| 1. Структура стихотворной строки. Терминология.
а. Метр, икт, неикт.
б. Схемное (метрическое) ударение; пропуск схемного ударения; сверхсхемное (внеметрическое) ударение.
в. Степени ритмического ожидания: константы, доминанты, тенденции.
2. Слагаемые стихотворной строки (Анакруса, метрический ряд, клаузула, эпикруза).
3. Генезис силлабо- тонической системы стихосложения.
4. Двусложные и трехсложные метры.
5. Четырехсложные метры (пеоны), пятисложник.
|
Планы практических занятий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Поиск по сайту:
|