|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАМЕЧАНИЯ О МЕТРЕ
Преданные часто спрашивают меня, как я определяю метр, или размер стихов, которые я читаю. Несколько слов о метре санскритских стихов можно найти в конце "Руководства по чтению санскрита", но это объяснение такое краткое, что его трудно понять. Поэтому лучше обратиться к примерам. Метр - это определенное, строго заданное чередование долгих и кратких слогов, из которых состоит стихотворная строка. Слог свою очередь, - это сочетание звуков, среди которых есть один гласный или дифтонг. Посмотрите строку из "Гауранга-става-калпа-врикши":
^ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^ ^ _ _ ^ ^ ^ _ га/тим/ дриш/тва/ йас/йа/ пра/ма/да/-га/джа/-вар/йе/'кхи/ла/-джа-на
Слоги отделены друг от друга дробной чертой. Как видим, в слоге иногда только один согласный, а иногда два (до и после гласного или два перед гласным). Возможны и другие сочетания согласных, или же они могут просто отсутствовать (один гласный может составлять слог). Сочетания звуков ау и аи, называемые дифтонгами, тоже играют роль гласных. Далее, в каждом слоге гласный звук может быть долгим или кратким. Краткие гласные - это а.; а долгие- это а.(е)иу. Именно расположение и долгота этих гласных, а также примыкающих к ним согласных и определяет метр стиха. Стихотворный метр санскрита состоит из сильных и слабых слогов. Сильные слоги звучат в два раза дольше слабых (если вы знакомы с нотами, то сильный слог можно сравнить с четвертой долей, а слабый - с восьмой). Сильные и слабые слоги определяются следующим образом: Сильный слог- это слог с долгим гласным или с кратким гласным, за которым следует больше одного согласного. При этом важно помнить, что придыхательные (тх, гх, кх, пх и т.д.) считаются одинарным согласным. Слабый слог - это слог с кратким гласным, за которым стоит только один согласный или, в редких случаях, ни одного согласного. Давайте рассмотрим строку из "Намаштаки" Шрилы Рупы Госвами:
^ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^ ^ ^ _ ^ ^ ^ _ йад/ а/бха/со/'пй уд/йан/ ка/ва/ли/та/-бха/ва/-дхван/та/-ви/бха/во
Я поставил над каждым слогом знак, указывающий, какой это слог. Знак - обозначает сильный слог, а знак ^ - слабый. Изучив эту строку и несколько раз прослушав, как она звучит, вы поймете, как применять эти правила. Обычно последний слог каждой строки четверостишия - это сильный слог, то есть он звучит дольше независимо от того, из каких звуков он состоит. Однако есть один стихотворный размер, метр которого определяется числом матр, а не заранее заданным чередованием сильных и слабых слогов.(Матра- это длительность слабых слогов, то есть "восьмая доля") Например, в последнем стихе "Намаштаки" Шрилы Рупы Госвами:
_ ^ ^ _ _ _ ^ ^ ^ _ ^ _ _ ^ _ ^ _ _ _ на/ра/да/-ви/нодж/джи/ва/на/ су/дхор/ми/-нир/йа/са/-ма/дху/ри/-пу/ра
_ _ ^ _ ^ _ _ ^ ^ _ ^ ^ _ ^ _ ^ ^ _ твам/ криш/на/-на/ма/ ка/мам/ спху/ра/ ме/ ра/са/не/ ра/се/на/ са/да
Я записал этот стих двумя строками, чтобы показать, что деление на четыре строки в подобных случаях мешает правильно определить метр. Если вы остановитесь в конце первой строки, после дживана, то метр нарушится. Стихи, написанные в таком размере, читать не так просто, но, если вы научитесь делать это, они доставят вам подлинное наслаждение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |