АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальность европейского города

Читайте также:
  1. I. КРИЗИС НАУК КАК ВЫРАЖЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  2. II-й этап: Гала – концерт 25 июня 2013года. В программе празднования Дня города.
  3. IV. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА И ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА 700 – 480 гг. до Р. X.
  4. Анализ существующей сети города Актау
  5. Бегство из города
  6. Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  7. Билет № 13. Инкунабульный период западноевропейского книгопечатания. Оформление инкунабулов.
  8. В каком районе города Вы живёте?
  9. Велопоход вокруг города Минска
  10. ВЕРХОВНЫЙ СУД ВОЛШЕБНОГО ГОРОДА
  11. Вести из города
  12. Взятие Тутмесом города Кадеша – Константинополя В 1453 году

Особенность средневекового города, которую унасле­дует Европа Нового времени, состоит в том, что создает­ся новый тип общества и управления, который, приспо­сабливаясь к феодальным структурам, обнаруживает су­щественные отличия от них и проходит определенную эволюцию. Эта эволюция берет начало в XI веке и приво­дит к концу (или, во всяком случае, к значительному ограничению) владычества над городом епископов, захва­тивших в свои руки гражданскую власть, и графов, кото­рых с большим или меньшим успехом назначали импера­торы. Впрочем, епископы нередко официально выполняли функции графов. Случались и волнения, как правило мир­ные, но иногда сопровождавшиеся насилием, — например, в Лане в 1116 году мятежная толпа убила графа-еписко­па. Чаще всего сеньоры даровали горожанам привилегии в виде прав и льгот. Горожане же стали требовать уста­новления формы самоуправления, которую назвали коммуной, но не всегда этого добивались. Традиционная ис­ториография ввела в обращение миф о коммунальном дви­жении, но на самом деле, не считая Италии, горожане редко добивались этой почти полной формы независи­мости. Однако «права», полученные городом Лоррисом в 1155 году, послужили образцом для многих городов, принадлежавших французской короне. Граф Тулузский в 1147 году даровал «свободы» жителям Тулузы, а в 1198 году разрешил выборы консулов жителям Нима; архиепископ Арльский в 1142 и 1155 годах согласился на консульство и учреждение муниципалитета в этом го­роде; в Англии Генрих I между 1100 и 1135 годами даро­вал некоторые права Ньюкаслу-на-Тайне; Генрих II в 1155-м даровал королевскую привилегию Лондону, а в 1171-1172 годах — хартию Дублину; в Италии император Фридрих Барбаросса, побежденный городами Ломбардской Лиги, был вынужден признать их свободы при заключении Констанцского мира в 1183 году. Король Арагона в 1232 году даровал жителям Барселоны освобождение от всех пошлин на товары.

Самоуправление горожан повлекло за собой, кроме все­го прочего, два последствия, оставивших глубокий след в развитии европейских городов. Во-первых, это обычай при­бегать к услугам юристов, законников, которые по боль­шей части не обладали большой юридической культу­рой, — она появится позже, вместе с университетским образованием, — но все же получали теоретическую и практическую подготовку в городских школах, находив­шихся в гуще повседневных проблем горожан. Конечно, этот обычай породит крючкотворческую, бюрократическую Европу. Однако в нравах и обычаях утвердится резуль­тат грандиозных изменений в юриспруденции, которые в XII и XIII веках приведут к перевороту в правовой сис­теме христианского мира: начнется, во-первых, процесс обновления римского права, во-вторых, выработка кано­нического права (за ним останутся такие важные сферы жизни, как ростовщичество и вступление в брак), и значительным состоянием, если он унаследовал от пред­ков имя и репутацию. Наконец, были профессии, обес­печивавшие своим обладателям уважение сограждан не­зависимо от средств, которые зарабатывались с их по­мощью. Помимо доходов, основанием для отличия в городском обществе служила честь профессии. В частно­сти, почтением пользовались юридические знания и свя­занные с ними функции, которые горожанин выполнял на благо города и городских обывателей. В этом мире про­фессий, связанных с ремесленной, торговой или юриди­ческой деятельностью, значительно изменилась система профессиональных ценностей. Уменьшилось число профес­сий, считавшихся незаконными и по этой причине осуж­давшихся Церковью. Так, была реабилитирована профес­сия содержателя постоялого двора, с античных времен счи­тавшаяся недостойной. В конце концов, полностью предосудительными остались только ростовщичество и про­ституция; при этом ростовщичество, как мы увидим поз­же, вскоре свелось к весьма ограниченной сфере деятель­ности и отошло на второй план; ростовщики просто одал­живали деньги под проценты, — как правило, этим занимались евреи. И даже проституцию общество терпе­ло, а то и поощряло.

Церковь допускала проституцию, поскольку считалось, что она — следствие первородного греха и слабости чело­веческой плоти. Кроме того, тогдашнее общество, кото­рое Жорж Дюби назвал «мужским Средневековьем», мень­ше, чем люди других эпох, негодовало по поводу деятельно­сти, которая приносила пользу мужчинам и ущерб женщинам. Набожный Людовик Святой, державшийся строгих правил, в XIII веке хотел изгнать проституцию из своего королевства, и в частности — из его столицы, Па­рижа. Но его окружение, в том числе и епископ Париж­ский, дало понять, что это будет не только бесполезно, но и плохо скажется на общественном порядке. Прости­туция была призвана умерить излишний пыл общества, в котором было множество холостых мужчин: и клирики, и не женатая еще молодежь. Тем не менее Церковь пыта­лась вернуть человеческий облик состарившимся или рас­каявшимся проституткам и проповедовала им слово Бо­жье. Начиная с XII века жениться на проститутке счита­лось делом похвальным. Церковь создала женский орден Марии Магдалины: монастыри этого ордена принимали проституток. К проституткам по-разному относились на Севере и на Юге Европы. В городах Севера по отноше­нию к проституткам и сводням проявляли, по-видимому, довольно большую терпимость. Но в некоторых городах им предписывалось носить особое платье и запрещалось иметь такие же пояса и украшения, как у других горожа­нок. На Юге христианского мира толерантность была даже большей, поскольку дома терпимости находились в веде­нии муниципалитетов, получавших доход благодаря сдаче внаем помещений, отчислениям от прибыли этих заведе­ний и штрафам. С развитием ремесел увеличивалось чис­ло бедных работниц, которые пополняли ряды проститу­ток. Некоторые профессии и заведения, не будучи неза­конными, становились сомнительными, — например, парные бани и банные заведения, которые удовлетворяли стремление средневековых мужчин к чистоте, но, кроме того, хозяева их нанимали женщин, которые (как сегодня массажистки в некоторых странах) были в то же время и проститутками. Постепенное усиление терпимости, свя­занное с развитием городского общества, в XIII веке подвигло некоторых специалистов по каноническому пра­ву на определенных условиях узаконить проституцию. Ею разрешалось заниматься по причине бедности и для добывания средств к существованию, но не для удоволь­ствия. Девушки не должны были прибегать к обману — например, чрезмерно пользоваться косметикой. Прости­туция все больше и больше входила в рамки обычной рег­ламентации ремесел. Так родилась Европа проституции, существующая и в наши дни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)