|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наставник. Когда-то Ярослав мечтал о хорошем пастыре для себя, ему так не хватало добрых и мудрых советов в Новгороде
Когда-то Ярослав мечтал о хорошем пастыре для себя, ему так не хватало добрых и мудрых советов в Новгороде! Рядом был старый Блуд, но тот умел хитрить, а князя требовалось научить уму-разуму. Учил новгородский епископ Иоаким, только отношения с ним разладились после опалы Коснятина. У Остромира были свои заботы, и Ярослав учился всему сам. Но было то, в чем учиться тяжело, – любому верующему нужен пастырь. Таким стал пресвитер церкви в Берестове Иларион. Когда-то Ярослав случайно услышал проповедь этого священника и сам пришел к нему. После долгой беседы князь решил, что лучшего наставника в вере и духовника ему не сыскать. Ярослав выбирал сердцем и не ошибся, Иларион был его духовником и помощником до самой смерти. Казалось, святой отец знал все, что касается веры. Он мог ответить на любой вопрос князя, объяснить любое непонятное слово или место в книгах, какое бы ни встретилось. Но больше всего Ярославу нравились его рассуждения. Этот человек сыграл огромную роль не только в жизни князя, но в судьбе всей Руси, а потом России. Середина XI века – время разделения церквей на католическую и православную. Все родственники королевских кровей, новые и старые, приняли сторону католицизма, а киевский князь остался верен греческому толку, православию. И православной стала Русь. Конечно, большая заслуга в этом самого Ярослава, но не меньшая и его духовного наставника Илариона. Можно смело сказать, что если князь Владимир Святой выбрал для Руси христианскую веру, то его сын князь Ярослав Владимирович – православие! Позже никому из государей даже в голову не приходило изменить этой вере, казалось, какой еще может быть вера русского монарха? А тогда это совсем не было очевидным. И именно убежденность княжеского духовника Илариона в правоте православной веры, его горячие проповеди, которые могли часами слушать и князья, и простые смерды, его моления в вырытой на берегу Днепра пещерке, со временем превратившейся в один из самых известных в христианском мире монастырей – Киево-Печерский, помогли определиться и самому князю. И определили путь всей Руси.
Но в те годы огромный митрополичий двор, так любовно отстроенный для владыки князем Ярославом, стоял без хозяина. Как только в Киеве началась подготовка к войне с Византией, митрополит Феопемпт предпочел отбыть на родину. Если честно, то Ярослав очень надеялся именно на его помощь. Мудрый духовный наставник должен был либо усовестить самого князя, либо посодействовать его делам в Константинополе. Приложи митрополит хоть какие-то усилия, и войны можно было избежать. Но грек этого не сделал. То ли оттого, что совсем недолго прожил на Руси, то ли потому, что вовсе ее не любил и даже не уважал. Он уехал, оставив свою паству без пастыря. Это очень обидело князя, пусть бы на него епитимью какую наложил, если не прав, даже анафеме предал, только не бежал вот так предательски, когда он был очень нужен. И это тогда, когда ему самому ничего не угрожало, чего же ожидать от такого митрополита, если бы враг стоял у ворот? Ярослав вспоминал Анастаса, и у него крепло убеждение, что греки все таковы, если не сами по себе, то по отношению к Руси. Мало того, с Византией был заключен мир, даже состоялась свадьба Всеволода с Марией, а нового митрополита не присылали. Неужто греки решили так наказать Русь? Но при чем здесь вера? Правители могут воевать меж собой, но при чем здесь священники? Это тоже тяжелым грузом лежало на сердце и у Ярослава, и у Ингигерд до ее смерти. В Софии Киевской служил Иларион, он же освятил собор, но митрополит от этого не появился. Греки словно забыли, что на Руси тоже христианская вера. Вот когда подсуетиться бы римским священникам, но там хорошо помнили неуспех много лет назад Адальберта и новых попыток не делали. А может, знали, насколько тверд в своей вере князь киевский, и просто не рисковали связываться?
Жизнь прочно вошла в мирную колею, Русь была сильна как никогда, связана брачными узами с половиной Европы, если и не со всеми дружила, то хоть не воевала. Князю можно и отдохнуть. Но отдыхать Ярославу не давали собственные мысли, и далеко не только об отсутствии митрополита. Чем старше он становился, тем больше понимал отца. Вернул Руси все потерянные за время междоусобиц земли, собрал ее воедино, укрепил границы, связал соседей договорами, даже разбил проклятых печенегов, а что теперь? Повзрослели сыновья, им нужна самостоятельность и нужна власть. Снова Русь делить? По отчине и по дедине все должно достаться Владимиру, он старший, он и Новгород за собой держит. Ошибок наделал, так кто ж без этого правит? Ошибок не делает тот, кто вообще ничего не делает, а за одного битого двух небитых дают. Сможет ли он править Русью, как правит Новгородом? Сумеет ли сдерживать свою горячность и не натворить беды? Как хотелось воспитать старшего самым сильным, самым мудрым, самым грамотным, чтобы ему передать все, что скопил не только вон на улицах Киева или в казне, но и в душе, в уме, в закромах Софии, где лежат книжные сокровища, наконец. Не сумел, все было не до сына, то с одним воевал, то с другим, а когда всех одолел, оказалось, что сын уже вырос. И воспитали его другие. Хорошо воспитали, но он слишком упрям и горяч, а Ярослав точно знал, что князь должен быть и хитрым, и осторожным, и неторопливым тоже. Сколько раз его самого обвиняли в нерешительности и даже трусости! Но он выжидал, и все решалось так, как ему было нужно. За много лет князь понял, что, пока есть хоть какая-то надежда договориться, это надо делать. Худой мир всегда лучше доброй ссоры. Он договорился с Брячиславом и только выиграл от этого, с Мстиславом и не пожалел, терпел выходки Магнуса и наглость Харальда, зато ныне Норвегия хороший союзник, а король его зять. Принимал у себя всех изгнанников, отдал дочерей замуж далеко от дома, женил сыновей на чужестранках, зато теперь у Руси нет противников. Мир на границах, мир внутри. Надолго ли? Так не хотелось думать, что лишь до его смерти! А ведь самому князю шел уже восьмой десяток лет… Пора было подводить итоги. Он и подводил. Не всегда они оказывались утешительными. Многое сумел, многое исправил, отдал все долги, которые наделал тогда, после смерти отца. Стал мудрым, жизнь научила. Сможет ли так Владимир? И без размышлений Ярослав мог ответить: «Нет!» Старший сын больше похож на Мстислава, такой же нетерпеливый и горячий. Но брат сумел стать хорошим князем для Чернигова, может, и Владимир станет? Только бы отцу дожить до этого времени!
За окном не просто рассвело, а уж день-деньской, а он все размышляет! Совсем сна не стало у князя, вот тебе и спокойная жизнь. Слуга несколько раз осторожно заглядывал в комнату, но масла в лампадке хватало, а остальное Ярославу не нужно. Махнул рукой, чтобы не мешал, вихрастая голова слуги скрылась, тихо стукнула прикрывшаяся дверь. Мысли князя вернулись к сыновьям. За Владимиром Изяслав. Назвав сына в честь своего старшего брата, Ярослав точно определил его судьбу – быть супротив Киева, а посадив в Турове, добавил к ней еще и что-то от Святополка. От такой мысли стало не по себе. Поднялся, тяжело прошелся по горнице, долго стоял перед образами, шепча молитву. Ярослав часто просил Господа о помощи, гораздо чаще, чем возносил ему слова благодарности. Понимал, что это неправильно, плохо, но человеческое брало верх. Большинство людей так – больше просят: «Дай! Помоги!» и куда меньше произносят от души: «Благодарю, Господи!» Молитва чуть успокоила, но мысли об Изяславе не отпускали. Второй сын и без того сторонился, а уж когда стал Туровским князем и взял за себя Гертруду, так и вовсе отдалился. Все против Киева, против отца. Первенца Мстиславом назвали, Ярослав порадовался, казалось, разумен сын, не злобив. Но потом второго нарекли Святополком, и сердце защемило обидой. Не столь уж важно, какое имя у внука, но к чему же супротив делать? Это был вызов, мелкий и исподтишка, Изяслав словно нарочно подчеркивал свое неприятие Киева. И это при живом отце, а что будет, когда Владимир начнет править? Между этими братьями сызмальства ладу не было, старший подчеркивал, что он будущий князь Руси, а Изяслав фыркал. Как бы после его смерти не сцепились в борьбе за власть… Ярослав понял, чего боится больше всего, – именно вот этой братоубийственной войны! Всех чужих врагов можно одолеть, даже печенегов вон прогнали, но когда брат на брата – это самое страшное. Врагу не пожелаешь, а уж своим родным кровиночкам тем паче. Сыновья и дочери для родителей словно пальцы одной руки, любой порань, всей руке больно. И все же, как бы родители одинаково ни любили детей, у каждого есть тот, к кому сердце лежит больше. Из дочерей это Анна, а все же и ее не пожалел отец, отдал замуж далеко-далеко в чужие края. А из сыновей? Конечно, любимый сын Всеволод, он ближе всех, самый спокойный, разумный, истово верующий, любящий книги. Этот не станет рубить сплеча или рваться в бой очертя голову. Ему бы править за отцом… И вдруг князя обожгла мысль: а не повторяет ли он сам отца – князя Владимира?! У того тоже был любимцем Борис – спокойный, истово верующий любитель книг. И также в Новгороде сидел сам неистовый, рвущийся в бой Ярослав, а в Турове обиженный Святополк… Неужели Русь ждет повторение страшных лет, а сыновей – судьба его погибших братьев?! Ярослав метнулся к образам, упал на колени, невзирая на боль, взмолился: – Помоги, Господи! Огради! Не о себе молю, о сыновьях! Вразуми, не дай ввергнуться в бездну ненависти и убийств! Молился горячо и долго, не замечая, что за окном день совсем сменил ночь. Потом вдруг собрался и отправился в Десятинную. После пребывания в Киеве Болеслава и предательства Анастаса, а потом еще и разлада с Феопемптом эту церковь не любил. А уж когда построил Софию и поставил на нее Илариона, так и вовсе тянуло в новый собор. Но сейчас князь шел не столько в Десятинную, сколько на могилу отца. Он долго стоял на коленях перед саркофагом, несмотря на сильную боль в поврежденном колене. Просил прощенья за то, что не понимал и не столь любил при жизни, как надо бы сыну. Просил Святого Владимира помочь внукам, оградить их от злобы и зависти друг к другу, а его самого вразумить, как от этого княжичей уберечь. И вдруг почувствовал, что с души словно свалился огромный камень. Нет, легче не стало, тяжкие думы не отпускали, но стало как-то яснее. Он много лет исправлял ошибки, сделанные в молодости, но все время чувствовал, что есть еще что-то, чего он не видит, не понимает. А теперь понял – это была вина перед отцом. И только теперь, когда осознал, Ярослав стал в тысячу раз мудрее себя вчерашнего, хотя и без того слыл весьма мудрым. Оставалось одно – суметь передать эту мудрость детям. А для этого надо было пока жить, несмотря на смерть любимой жены и собственные хвори. С трудом поднявшись с колен (отвел руку подскочившего служки: «Я сам!»), Ярослав вышел из Десятинной, остановился на паперти, вглядываясь в золоченые купола своего любимого детища – Софии Киевской. Над митрополичьим двором кружила стая ворон, видно, не поделили чего-то на земле, передрались и никак не могли угомониться. Сильно прихрамывая, отправился к Софии пешком. Хотя службы не было, день будний, Иларион наверняка там, а если и нет, так скажут, живо придет. Иларион жил на митрополичьем дворе, правда, не в главных покоях, а в боковом крыле. Греки не торопились присылать нового митрополита, а прежнего Феопемпта Ярослав и сам не хотел. Вспоминались его прощальные слова перед отъездом: – Смотри, как бы снова греческим огнем не опалили, как твоего прадеда князя Игоря! Чуть не возразил, мол, а к деду князю Святославу Храброму император Иоанн Цимисхий навстречу сам выезжал, вон как боялись! Но сдержался, негоже святому отцу так возражать. Да и нутром понимал, что митрополит прав. Для себя Ярослав давно осознал: если чего делать не хочется, лучше не делать! Как не хотелось тогда посольство к Генриху Немецкому посылать с предложением кого из своих дочерей в жены! Умом понимал, что выгодно, а нутро отвергало. Послушал разум, и что вышло? Один конфуз! Послы вернулись с богатыми дарами и… отказом. Генрих нашел себе жену у французов. Бедная Франция ему показалась заманчивей богатой Руси. И с походом Владимира тянул и тянул, потому как сердце ныло. А может, зря тянул? Додумать не успел, остановился перед собором, привычно полюбовался на купола и пошел внутрь. Иларион был в соборе, поспешил навстречу к князю. Вглядевшись в усталое после ночного бдения лицо, тревожно поинтересовался: – Недужится? Ярослав помотал головой: – Душа болит, думы одолели… Они долго беседовали обо всем, что так беспокоило князя, прежде всего о сыновьях и их будущем. Пока слушал Илариона, все казалось простым и понятным. И как ему удается во всем разобраться? Сколь же мудр этот наставник! Как обычно, после разговора с Иларионом на душе у Ярослава заметно полегчало. Он неторопливо обошел собор, останавливаясь у каждой иконы. Иларион занимался своими делами, лишь время от времени поглядывая на князя и стараясь ему не мешать. А Ярослав уже раздумывал над тем, как быть с митрополитом, где его взять? Не к папе же римскому посылать? И вдруг, повернув голову, увидел Илариона, беседовавшего с каким-то прихожанином. Пришедшая мысль была удивительной: зачем искать, вот же он! И удивила не сама догадка, а то, почему она не приходила раньше. – Святой отец, кто избирает митрополита? – Мы избираем Собором. Патриарх присылает, а мы избираем. – А без патриарха никак? – Как это? Ярослав не отрываясь смотрел в глаза духовнику, постепенно до того доходила мысль князя. – Возьми под себя митрополию, Иларион? Священник покачал головой: – Патриарх не одобрит. – Не посмеет. Мы тебя Собором выберем, не посмеет не утвердить. Не о патриархе и не о себе ныне думай, о Руси. Кому как не тебе митрополитом быть? Предложение Ярослава смутило душу Илариона, но пока он думал, сам князь раздумывать не стал. В тот же день полетели гонцы в Новгород к Луке Жидяте, в Ростов к Леонтию… звать на Собор. Епископами по всей Руси стараниями Ярослава сидели его люди, да и кто мог слово сказать против самого авторитетного священника не только в Киеве, но и во всей Руси? Кому как не ему быть митрополитом? Собор с предложением князя согласился. Это было по букве церковных правил, но вопреки обычаю. Не спрося отцов церкви, князь поставил митрополитом своего духовника! И в Константинополе не было никакого дела до того, что Русскую церковь возглавил действительно достойнейший. Иларион и поныне известен своим главным произведением – «Словом о Законе и Благодати». Его считают, пожалуй, первым произведением русской литературы, конечно, литературы духовной, но другой тогда попросту не было.
Ярослав был прав, патриархи не посмели воспротивиться, они сделали вид, что не заметили такого своеволия русского князя, но, конечно, только пока был жив сам Ярослав. Константинопольским патриархам молиться бы на Илариона и Ярослава, православными святыми их признать за то, что не отдали Русь Западу, не сменила она православие на католицизм, не то после гибели самой Византии и вовсе не осталось бы православных государств в Европе! Но священников Византии больше возмутило непослушание русских, чем восхитила их преданность и верность. Неблагодарный народ эти византийцы, ей-богу! Что там Византия, если в своем собственном Отечестве о Ярославе помнят, что он Мудрый, потому как дочерей замуж за королей выдал, сыновей на принцессах женил, библиотеку собрал немалую, грамотен был и набожен. А об Иларионе – о проповедях и «Законе…». А кто помнит о том, что именно их усилиями на Руси и потом в России все же воцарилось православие? Сдается, даже те, кому «по должности положено», не все помнят.
Но Ярослав и Иларион общими усилиями оставили нам еще один памятник – «Русскую Правду», первый писаный свод законов Руси. По нему видно, как кропотливо продумывал все стороны жизни Ярослав, как реально смотрел на происходившее вокруг, как хорошо понимал, что рубить сплеча нельзя! «Правда» определила круг преступлений и проступков, которые должны наказываться церковью, а какие Князем или княжьими людьми. Подробно расписала все виры и права пострадавших, ввела запреты. Но в ней не было запретов ни на какие языческие праздники или обычаи (кроме умыкания невесты и многоженства), зато было запрещено, например, выдавать замуж девицу без ее согласия, отказывать детям в браке, назначались виры за преступления, которые раньше оплачивались кровной местью. Ныне смешно читать наказания за стрижку бороды другому человеку (это было очень сильным оскорблением) или, например, о штрафах за блуд с невесткой, за драку мужчин «по-женски» с царапаньем и визгом и много что. Но были и очень толковые, даже на нынешний день, запреты и наказания.
Иларион стал прекрасным помощником князю в его стремлении упорядочить жизнь на Руси, в том числе и церковную. При них заложены новые монастыри, кроме Печерского в Киеве, еще женский во имя святой Ирины и мужской в честь святого Георгия. Множились церкви и обители и по всей остальной Руси. Конечно, не везде одинаково быстро и много, но все же. В Новгороде достраивалась своя каменная София. Она была тем более нужна, что прежняя деревянная красавица сгорела. Восстанавливать ее не стали, Лука Жидята служил пока в маленькой пристроечке.
Росла и крепла Русь, князь уже чуть опомнился после смерти жены, снова был деятелен, снова мало спал, много читал и размышлял. Но беда никогда не приходит одна, взявшись за какую-то семью, она норовит принести как можно больше горя. И ей все равно – смерд человек или князь.
На пристани у Подола тесно от стоящих вплотную ладей из самых разных городов и стран, но как бы ни было тесно, одно место всегда свободно. И если его кто-то попробует занять, то только по незнанию, – это место для ладей срочных гонцов. Иногда бывает и минуточка для вести важна, потому всегда стоит оседланный конь, ожидая такого гонца, чтобы отвезти на Княжеский двор. Вот и в тот ненастный осенний день сверху по течению показалась такая ладья, видно было, что спешит из Новгорода. Ох, как не любили киевляне вот такие спешные! Чего ждать? Внук у князя родился, спешили, но не так же. Едва ладья приткнулась к пристани, как с нее, не дожидаясь, пока кинут сходни, прыгнул гонец. Дружинники свое дело знали, уже подводили оседланного коня, ныне Княжий Каменный дворец далеко от Подола, у самой Софии стоит, показали рукой на купола, чтоб знал, куда скакать. Тот махнул рукой, мол, не впервой, птицей взлетел в седло, успев вполоборота головы крикнуть: – Князь Владимир преставился! Ахнули все, кто слышал. Умер старший сын князя Ярослава, его надежда и опора! Снова осиротел Новгород. Кто там теперь сядет, Изяслав Туровский? Небось болят головы у новгородских бояр… Даже киевские – и те затылки заскребли, вспомнив, что и сам князь Ярослав не вечен. Но если киевляне больше гадали про то, каково теперь будет новгородцам, то сам князь словно на полном скаку выпал из седла. Внезапно в 32 года умер Владимир, наследник, тот, на кого больше всего рассчитывал князь. Все, что сообщили, говорило, что никто в смерти не виновен, Господь прибрал своей волей. Хотелось крикнуть: «За что, Господи?!» С трудом сдержался, но волю к жизни утратил, теперь ему было все равно, кто будет править, кто где сядет. По отчине в Новгород должен был сесть Изяслав, но тому совсем не хотелось покидать свой Туров, и он отправил в вольный город наместником своего малолетнего сына Мстислава. А воспитателем и наставником определил боярина Остромира. Ярослав, услышав, что внук будет в руках у мудрого давнего друга Остромира, лишь согласно кивнул: – Пусть. Пусть как будет… Иларион не знал, как встряхнуть князя, не помогало ничего, тот принялся твердить о скорой встрече с любимой Ингигерд и готовиться к смерти. И никакие увещевания, что это грех, не помогали. Владимир своей смертью, казалось, оборвал в Ярославе что-то такое, на чем держалась его жизнь. При князе оставался любимый им Всеволод с женой Марией. На какое-то время рождение их первенца, названного в честь деда тоже Владимиром и даже получившего такое же крестильное имя, как у Святого – Василий, оживило князя. Он с радостью держал на руках малыша, агукал с ним, тетешкал, но это был уже совсем не тот князь. Конечно, Владимир Мономах не запомнил своего деда, слишком уж был мал, но он всегда помнил то, что Ярослав для Руси сделал, а еще сколь мудрым был во второй половине своей жизни. Зимой князь почувствовал себя очень плохо. Видно, понимая, что осталось ему недолго, позвал сыновей. Перед тем он долго беседовал с Иларионом, и тот вдруг увидел какое-то просветление в глазах у измученного болезнью и думами Ярослава. Так и было, князь обрадованно сообщил, что понял, почему бились меж собой он с братьями и почему эта участь не должна постичь его сыновей: – Мы были одного отца, но разных матерей! У Святополка своя мать, у меня своя, у Бориса с Глебом своя… А мои кровные родичи, мать и отец едины для всех, не посмеют такую кровную связь распрей оборвать! – Дай бог! – улыбнулся Иларион. Ему было радостно не столь то, что Ярослав нашел опору для дружбы сыновей в будущем, сколько то, что сам князь ожил и снова чего-то хотел, хотя бы видеть сыновей. – Завещание напишу, отцовского завета не ослушаются!
Перед ним стояли пятеро сыновей, только пятеро, шестого не было на свете. Рослые, сильные, красивые… Как жаль, что Ингигерд этого не видит! Раньше они не собирались вместе, только когда мать умерла, а он вот позвал. Хотел при жизни им сказать свое слово, чтоб запомнили, чтоб послушались. – Вот, сыновья мои, отхожу я со света сего. Храните меж собой любовь, потому что вы же братья от одних отца и матери. Если будете в любви меж собой, то Бог будет в вас, покорит вам противников, и жить будете мирно. Если же жить будете в ненависти, в распрях, живя в междоусобицах, то погибнете сами и землю отцов своих и дедов опустошите, которую они собрали трудом великим. Так пребывайте мирно, слушая брат брата. Он оставил старшим Изяслава, остальным велел слушать его, как отца, а самому Изяславу – строго блюсти, чтобы один брат другого не обижал. Распределил уделы, посадив Святослава в Чернигов, Всеволода в Переяславль, Игоря во Владимир, а Вячеслава в Смоленск. – Пусть не преступает брат братнего удела, – завещал Ярослав, – и не сгоняет. Сыновья разъехались по уделам, с отцом остался только его любимец Всеволод. Предчувствуя близкую кончину, князь попросился в Вышгород, к храму Бориса и Глеба. О чем он говорил со Всеволодом? Наверное, до самого конца давал наставления, пытался передать все, что успел понять в жизни сам, научить, хотя человека не всему можно научить. На первой неделе Великого поста 20 февраля 1054 года на 76-м году жизни князь Ярослав Владимирович умер. Его погребли в Софийском соборе рядом с любимой женой княгиней Ириной-Ингигерд. Первое время его могила пользовалась почитанием как у святого, а самого Ярослава даже называли святым. Но таковым он все же не был признан. И все же потомки дали свое прозвище хромому князю – Мудрый. Было за что.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |