|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Живое свидетельство
Эта книга родилась не в кабинете, заставленном книгами по церковной педагогике, но в результате живого взаимодействия с детьми и подростками. Мое внимание было приковано к реальности, иногда довольно печальной, реальности отношений родителей и детей, а ответы я искал в живом общении с практиками, родителями, которым удалось успешно разрешить эти вопросы. Одно из таких свидетельств родительской мудрости мне хотелось бы привести ниже. «Благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви. И пока вы не станете поистине любящим родителем, не имеет значения, каким заповедям вы их обучаете, — они будут мертвыми правилами, от которых ребенок откажется, как только не будет того, кто требует от него послушания. Когда наши дети были еще совсем маленькими, мы с женой обнаружили, что инстинктивно следуем правилам, из которых впоследствии выкристаллизовались определенные принципы: * Мы учили наших детей воспринимать Бога как реальность, как бесконечный Источник Любви, который с нежностью поддерживает их. * Мы не оказывали на них никакого давления для того, чтобы они добились успеха в общепринятом понимании этого слова. Таким образом, мы пытались донести до них мысль о том, что Бог любит и ценит их такими, какие они есть, а не за то, что они делают. * Мы никогда не испытывали потребности их наказывать, хотя всегда давали им понять, когда мы рассержены, задеты или разочарованы их поведением. Мы обучали их с помощью реагирования нашего, а не с помощью «правильных правил». * Мы всегда помнили, что наши дети — это подарок Божий и давали им понять, что именно так воспринимаем их. Мы подчеркивали им, что для нас большая честь помогать им расти и развиваться. Мы не вели себя как их собственники, мы не распространяли на них наших ожиданий. * Мы никогда не сравнивали их ни в хорошем, ни в плохом, с кем бы то ни было. * Мы поощряли их мечты, их веру в то, что с Богом в этой жизни для них все возможно. * Мы не требовали повиновения и не настаивали на том, чтобы быть для них авторитетами во всех вопросах. * Мы не подавляли своих чувств к ним и друг ко другу и не требовали этого от детей. * Мы старались воспитать их так, чтобы они прожили свои собственные жизни, а не продолжили наши. Не будучи совершенными родителями, мы с женой нашли способ вырастить детей по вдохновению. Показывать, что значит жить "в духе" — вот истинный смысл слова "вдохновенный", то "есть дышит тем, чем дышит Бог". Подобным образом можно объяснить, что значит "обладать энтузиазмом", поскольку слово "энтузиазм" происходит от греческого "en Theos" — "в Боге". Последнее кажется нам наиболее важным. Если вы хотите передать своим детям законы духовной жизни, посмотрите, насколько вы сами являете образ вдохновения и энтузиазма». ключи
Уважительность —
Одно из самых размытых понятий современной педагогики — «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем говорить о нравственности, определим, что это такое. Нравственность — это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг ко другу. Основа нравственности — это уважение: к себе, к другим, к окружающему миру и обстоятельствам. Уважать человека — значит считать его важным, значимым, достойным чести. Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя — значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни — наркомания, алкоголизм, проституция — следствие неуважения человека к самому себе. Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой. Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение — основа общения, отношений и взаимопонимания между людьми. Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей — сеяние. Ответное уважение детьми родителей — это жатва. Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека. Активное стремление изменять, исправлять людей, неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное неприятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравственности человека. Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды, сказала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети — это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные марионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки». Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответного уважения необходимо с учетом развития нравственного мышления ребенка. Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родителями. Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим. Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления. Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы преподаем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Бумеранг
1Посл. к Тимофею, 5, 8
В психологии взрослого и ребенка есть некоторые существенные различия. Ребенок оценивает людей по их поведению, а взрослые ориентируются в первую очередь на слова. Прекрасно любить своего ребенка и хранить эту любовь в сердце, но этого мало. Нужно говорить ребенку о своей любви, это замечательно, но и этого мало, чтобы он знал и чувствовал, что любим. Вы должны выражать свою любовь еще и своими поступками, так как ребенок ориентируется именно на них. Только тогда, когда ребенок поймет, что на его сокровенный и самый главный вопрос по отношению к родителю: «Любишь ли ты меня?», вы отвечаете «Да» своим поведением, он будет уверен в этом. Вы можете много говорить о любви, но ваше дитя обращает внимание на поступки. У ребенка существует потребность в восполнении душевных сил. Это происходит, конечно же, благодаря любви. Но если душевный мир ребенка не восполнен пониманием, любовью, добрым родительским словом, тогда ребенок будет непременно искать какой-то авторитет на стороне, искать компанию, в которой его душевная значимость ценилась бы и подчеркивалась. Именно в этом причина того, что многие дети уходят из дома в подростковом, переходном возрасте, находят себе различные сомнительные компании. Родители вместо того, чтобы восстановить теплые, человеческие взаимоотношения, по возвращении детей начинают всячески их ругать, говорить: «Где ты шляешься, связался с какими-то хулиганами...», и тому подобное. Именно родители должны восполнять эмоциональные, душевные потребности ребенка в любви, понимании, участии, чтобы он мог проявлять свои лучшие качества. Многие ли родители спрашивают своих детей: «Ну, как ты сегодня? Что у тебя в школе? Как твои дела?», — и могут просто поговорить о том, что действительно интересно подростку, а не о бесконечных уроках, домашних делах или проблемах, не имеющих непосредственного отношения к душевному миру подростка.
В переходном возрасте дети скорее отражают любовь, нежели являются ее источником. Какую любовь они получают, такую и отдают. Если они ничего не получают, то и отвечают тем же. Любовь с условиями отдается с условиями. Безусловная любовь возвращается безусловно. Мы уже отмечали, что ребенок восполняет недостаток своих душевных сил от родителей. Это начинается с очень раннего возраста. Каждая мать знает, что в знакомом месте малыш старается проявить свою независимость, а в незнакомом — держится за маму. Ему нужно постоянно возвращаться к родителям за восполнением душевных сил, а потом опять уходить в свой мир, продолжать свою жизнь, которая во многом является борьбой за независимость. То же самое происходит и со взрослеющим ребенком.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |