|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цивилизационный подход. В основе подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественногоВ основе подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Цивилизация – понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства: · Восточные, западные, промежуточные · Древние, средневековые, современные · Крестьянские, промышленные, научно-технические · Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные · Локальные, особенные, современные. Тип государства и его социальная природа определяется не столько объективными, материальными, сколько идеально духовными факторами. Представитель Тоинби, который отмечал, что культурный элемент представляет собой сущность цивилизации. В сравнении с ним экономические и политические аспекты кажутся искусственными, несущественными. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличается общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: · Религия и формы ее организации · Степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор – Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий: · Традиционное общество · Переходное общество · Общество, переживающее процесс сдвига · Созревающее общество · Общество, достигшее высокого уровня народного потребления Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». 3 принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: 1. Природа государства определяет не только реальное соотношение сил, но и накопленные в ходе исторического процесса и передаваемые в рамках культуры представления о мире ценностей и образцы поведения. Необходимо учитывать не только социальный интерес, но и устойчивые образцы поведения, исторический опыт прошлого. 2. Гос. власть как центральное явление мира политики рассматривается в тоже время как часть мира культуры. 3. Разнородность культур во времени и пространстве позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие своим условиям, останавливаются в развитии в других условиях. Достоинство: · уделяется внимание к культуре. Недостатки: · недооценка социально-экономических факторов; · существование множества критериев и классификаций.
Рассматривая понятие формы государства, необходимо исходить из того, что: а) форма является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства б) форма не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями государства. В частности, форма государства имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Существуют разные точки зрения на понятие «форма государства». 1. Форма государства в узком смысле (только форма правления – Денисов) 2. Форма государства в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства, политический режим рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства). Существует точка зрения, согласно которой следует различать: 1. внутреннюю форму государства (демократия, т.к. это разновидность политического режима) 2. внешнюю форму государства (конкретная организация политической власти, совокупность форм правления и государственного устройства).
Государство предлагается рассматривать как: 1. функциональная (динамическая) система (в этом случае под формой государства понимается политический режим) 2. организационная (статическая) система (форма правления и форма государственного устройства). Определения формы государства: – это внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства – между высшими ОГВ, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства (юридический энциклопедический словарь) – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима (Корельский Перевалов). – категория, которая показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру ОГВ, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности (Матузов, Малько). - организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением (Парфенов). Сущность и социальное назначение - основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм - монархия, буржуазия - республика). В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена - президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Факторы, определяющие разнообразие форм: 1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете. 2. Непосредственные факторы: а. Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия). б. Степень остроты политической борьбы. в. Национальные и культурные традиции. Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах: 1. Форма правления 2. Форма государственного устройства 3. Политический (государственно-правовой) режим Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства). Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти. Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти. Политический режим - совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Эти методы принуждения, убеждения, поощрения, законности. В зависимости от преобладания тех или иных методов, различают демократические и недемократические режимы.
Исторический тип – совокупность типичных признаков, свойственных всем гвам, находящимся в пределах одной экономической формации. (Парфенов) Данная категориявыработана сторонниками формационного подхода. Для одного исторического типа характерна одна экономическая, правовая, культурная основа, которая определяет основные принципы организации власти, т.е. формы государства. Форма государства - организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением (Парфенов). Сущность и социальное назначение - основной принцип организации этой власти. Каждому историческому типу свойственны определенные формы (феодализм - монархия, буржуазия - республика), но в рамках одного типа м.б. множество форм (в рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена - президентские, парламентские республики, ограниченная монархия). Факторы, определяющие разнообразие форм: 1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете. 2. Непосредственные факторы: • Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия). • Степень остроты политической борьбы. • Национальные и культурные традиции. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |