|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 37. Вкусы Двора. "Ревизор" в "высочайшем присутствии"
Вкусы Двора. "Ревизор" в "высочайшем присутствии". "Высочайшее" одобрение. Трения с дирекцией и конторой.
По мере того как время шло, дирекция все более и более отступала от предположенного плана. Голоса, раздававшиеся вокруг, заглушали все благие начинания. Министру, в сущности, было глубоко все равно, что и как делается в театрах. Великие князья, считавшие Лейкина первоклассным писателем, восхваляли репертуар Шпажинского, от которого был в ужасе Теляковский. Приведу несколько фактов. Панчин 1-й в день своего бенефиса возобновил пьесу "Соловушки" Шпажинского. Я не возражал и решил, что пьеса пойдет один раз. После первого акта директор, который был один в ложе и, видимо, томился скукой, сказал мне: -- Вы подвели меня! Можно ли ставить такую гадость! -- Во-первых, это бенефис и повторять его не будем, во-вторых, Шпажинский -- председатель Общества драматургов, имя, -- и он сам отвечает за свои произведения более чем мы, -- возразил я. А великие князья были в восторге от "Соловушки" и благодарили за выбор, усердно аплодируя исполнителям, игравшим плоховато. Другой пример. Давали "Ревизора". Приехал на спектакль государь. Конечно, Теляковский и Фредерикс заняли свои ложи. Я сижу в своем кабинете. Вдруг входит ко мне Корнев, -- на нем лица нет. -- Несчастье сейчас случилось. Добчинский и Бобчинский не вышли на сцену. -- Как не вышли? -- Заговорились. И помощник режиссера заговорился с ними вместе. Уж Ленский, игравший судью, вышел со сцены, говорит: -- "Там, кажется, кто-то пришел", -- приотворил двери, говорит: "Что же вы, господа?" -- Тогда только те вышли. Не надо забывать, что это был тот момент пьесы, когда городничий восклицает: -- Инкогнито проклятое! Того вот и жду, что дверь отворится и шасть! Двери с треском распахиваются -- и городские сороки влетают на сцену с криком. И вдруг их нет! Иду на сцену. Помощник режиссера тоже бледен, трясет всего. -- Что же это? -- спрашиваю. Он разводит руками: -- Вот, подите же, -- заговорились. Иду к директору в ложу. Меланхолически сидит с крестом на шее и протянув ноги на стуле. Говорю: -- Видели? -- Что? Рассказываю. Пауза. -- Что же с ними делать? -- спрашивает. Пожимаю плечами. -- Подумать надо. Опять пауза. -- Месячное жалованье? И выговор? -- спрашивает он. -- По крайней мере. -- Объявить им сейчас же? -- Нет, уж после окончания. Директор идет в царскую ложу, как в воду опущенный. Возвращается более оживленным. -- Как будто не заметили. По окончании спектакля директор говорит: -- Вы еще ничего им не говорили? Нельзя налагать никакого наказания: государь велел благодарить труппу за прекрасное исполнение. -- Так я выговор от себя сделаю. -- От себя -- частным образом, -- но не от дирекции. Все трое ожидали, что их исключат немедля, и ждали, ни живы ни мертвы, результата. -- Я проморил их еще с четверть часа и затем объявил им личный выговор, сказав, что на этот раз... -- но если... и пр. Третий случай.. Идет "Ришелье" в Михайловском театре. -- Это мелодрама, -- говорит мне директор кисло. -- Почему же мелодрама? Просто -- комедия. Ведь она -- Бульвер-Литтона [74]. -- А кто такой Бульвер-Литтон? Тут оставалось скиснуть мне. Когда-то у меня Всеволожский спрашивал: -- Есть такая пьеса у Островского... Он поискал записки на столе. --... "Сердце не камень"? -- Есть? И порядочная пьеса? Я совсем не знаю. Между мною и дирекцией постепенно начались трения. Сначала все шло из-за пустяков. Один артист подает через меня прошение -- просит сто рублей, по примеру прежних лет, на костюмы. Я подтверждаю на прошении, что он сыграл в сезоне более ста раз в своих костюмах. Дирекция отказывает с замечанием: "Странно, что управляющий труппой не знает, что сумм на добавочные костюмы артистов не существует". -- А я пишу: "Странно, что дирекция много раз выдавала такие добавочные суммы". Директор не поладил с Лаппой, управляющим конторой. Лаппе, как всегда в таких случаях, дали повышенную пенсию и уволили. Произошло это, главным образом, потому, что Лаппа не все мероприятия дирекции одобрял и открыто говорил об этом. На место Лаппы был назначен Г.И. Вуич -- товарищ Теля-ковского по полку, они были "на ты" между собой. Вуич был человек строгой пунктуальности и справедливости. Он недолго управлял конторой: года через три он сам подал в отставку. Уход его был очень грустен для многих артистов. О нем осталось у меня хорошее воспоминание. Постепенно началась перемена в составе всех служащих. И инспектор училища, и бухгалтер, и начальник монтировочной части -- все постепенно были заменены новыми лицами, более близкими директору. Некоторые распоряжения по драме были даны помимо меня. На многое я не соглашался. Я не вступал в прения, а делал по-своему. Раз директор сказал мне: -- Вы не исполняете моих распоряжений... -- Мне не позволяют их исполнять. -- Кто? -- Интересы репертуара, -- ответил я. Когда приходил я за каким-нибудь решением к нему, он говорил "да". Но стоило мне уйти от него в театр, как звонил телефон: -- Я передумал, -- говорил директор. -- А я уже распорядился согласно вашему распоряжению, -заявлял я. -- Поздно. Иногда на звонок телефона говорили Теляковскому, что я уже уехал из театра, -- я избегал по возможности разговоров с конторой. Конечно, на меня тянулся целый ряд жалобщиков к директору. Жаловались на мою несправедливость, на мою предвзятость, на мое нежелание допустить на сцену жалующегося в роли... Было всего человек десять из труппы, которые не ходили с жалобами на меня. А были и такие, что бегали с жалобами и в глаза мне жестоко ругали Теляковского. Но, во всяком случае, моих распоряжений не изменяли, -- и это самое главное. Я внушал дирекции, что составление годового репертуара -- дело не только мое, -- но целого коллектива. Но утвержденный репертуар -- уже не подлежит изменениям. Исполнение его я беру на себя и отвечаю за это исполнение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |