|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 42. Моя отставка и ее "тайна"
Моя отставка и ее "тайна". Гнусная сплетня. Действительные причины, делавшие работу невозможной. И тут чиновник!
В заключение об отставке. Мне понадобилось на текущие расходы тысяч пять-шесть. Я не считал зазорным занимать деньги. Но я всегда предпочитал платить проценты, а не одолжаться у друзей. Беспроцентная ссуда ведет всегда за собой известные осложнения. Это все равно что связь с женщиной из общества: всегда обходится дороже, чем содержанка-француженка. Я сказал об этом одному из артистов. Тот вдруг в восторге воскликнул: -- Знаете, у меня есть такой человек. Он с радостью даст вам... и без процентов. -- Без процентов я не возьму. -- Ну, вздорные проценты. Это театрал граф***. Он будет счастлив услужить вам. На следующий день добровольный посредник сказал мне: -- Ну, приезжайте ко мне в назначенное время, и он приедет, я вас познакомлю -- и кончено дело. Я не только познакомился с графом, но и получил немедля от него деньги. На другой день я разменял те бумаги, что он мне дал, послал ему два векселя: один на два года, другой на три, -- и приписал к должной сумме проценты, -- те, что давали владельцу бумаги. Написал я графу благодарственное письмо. Летом совершенно неожиданно, в июне месяце, говорит мне наш посредник: -- Граф написал пьесу. Прекрасная пьеса. Он просит позволения прочитать ее вам. Я поморщился, но сказал, что очень рад. Приехал граф ко мне, прочел пьесу. Пьеса как пьеса. Бывает хуже, бывает лучше. Я посоветовал ему передать ее директору. Слышу, что он осенью передал ее директору. Тот читал. Еще читал кто-то. -- А на вас жалуются, -- сказал мне раз директор. -- Плохо было бы, если бы не жаловались, значит, я ничего не делаю, -- пошутил я. -- Вы с графа*** взяли деньги, а пьесу его не поставили. Я сначала даже не понял. -- То есть как это взял деньги? -- спросил я. -- На вексель под проценты. Причем же тут пьеса? -- Все-таки. Вам он сделал одолжение. А вы отказываете ему в постановке. -- Какое же это одолжение, когда я плачу проценты? А постановке пьесы не я препятствую, -- пусть идет. Вообще я считаю наш разговор более чем странным. -- Да... но об этом говорят даже в Государственной Думе. Я засмеялся. -- Вам солгали. В Думе есть вопросы поважнее, чем векселя. Я решил, что продолжать службу более в дирекции нельзя. Я съездил по частному делу в Москву. 31 октября 1908 года я подал в отставку. Газеты затрубили. Стали писать о какой-то "тайне". Из-под полы стали распространять слухи, что я брал с авторов взятки. Тогда в "Новом Времени" появилось письмо, подписанное всеми наличными авторами, которые заявляли, что никаких "условий" постановок их пьес я не предлагал, слухи об этом одинаково оскорбительны и для меня и для них [80].
В одной газете появилась карикатура. Я изображен был улетающим из театра, на крыше которого стоит дирекция. Под карикатурой подпись "Гнедич убрался, остались только Холопы".
* * * После моего ухода никто из администрации, начиная с директора, не заметил ряда нелепостей: от крупнейших до мелочей и деталей [81]. На сцене Александрийского театра иногда светили две луны. Урна с прахом Кассандры представляла собой громадный горшок, и Савина, опустив туда руку по локоть, оповещала, что пепел пророчицы бархатист. В этом сосуде мог бы поместиться прах от лошадей целого эскадрона. В пьесах Островского ультрареальные ворота жилого дома запирались замком со стороны улицы. Говорили о звездах, а звезд не было ни одной. В "Сарданапале" Байрона луна выходила из того места, куда только что закатилось солнце. Когда о последнем "трюке" я сказал Александру Николаевичу Бенуа, сидевшему рядом со мной в креслах, он заметил: -- Это возмутительно для нас с вами, -- а остальным до этого нет дела: они считают это мелочью! Я не против того, чтобы делались талантливые ошибки. Но когда они обличают безграмотность и невежество, -- они невыносимы. Вспоминая по старой памяти классическое обучение, я, как древле Цицерон, могу воскликнуть: -- Tempus est facere finem: vitae satis feci. [Время кончать: за свою жизнь я сделал достаточно (лат.) ]. И прибавлю по выражению Вергилия: -- Satis superque.[ Более чем достаточно (лат.). ]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |