АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТОМ ВТОРОЙ 10 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

 

Впро­чем, в от­дель­ных слу­ча­ях, ко­гда ин­фор­ма­ция мо­жет пой­ти во вред во­про­шав­ше­му, или пре­вос­хо­дит его ра­зум, Бог не да­ёт пря­мо­го от­ве­та. Как в ни­же­сле­дую­щем при­ме­ре:

«Рас­ска­зы­ва­ют, что ав­ва Ан­то­ний, бу­ду­чи од­на­ж­ды при­ве­дён в не­до­уме­ние глу­би­ной Бо­жия До­мо­строи­тель­ст­ва (управ­ле­ния ми­ром) и су­дов Бо­жи­их, по­мо­лил­ся и ска­зал: “Гос­по­ди! От­че­го не­ко­то­рые из че­ло­ве­ков дос­ти­га­ют ста­рос­ти и со­стоя­ния не­мо­щи, дру­гие уми­ра­ют в дет­ском воз­рас­те и жи­вут ма­ло? От­че­го од­ни бед­ны, дру­гие бо­га­ты? От­че­го ти­ра­ны и зло­деи бла­го­ден­ст­ву­ют и оби­лу­ют зем­ны­ми бла­га­ми, а пра­вед­ные уг­не­та­ют­ся на­пас­тя­ми и ни­ще­той?” Дол­го он так раз­мыш­лял, и был ему глас: “Ан­то­ний! Вни­май се­бе и не под­вер­гай ис­сле­до­ва­нию судь­бы Бо­жий, по­то­му что это - ду­ше­вред­но».

 

При­во­дим фраг­мент о ви­де­нии по за­про­су в со­че­та­нии с об­раз­но-смы­сло­вым и «чис­то энер­ге­ти­че­ским» вос­при­яти­ем… В лю­бом слу­чае от­кро­ве­ния от са­мо­го Бо­га все­гда ори­ен­ти­ро­ва­ны на ду­хов­ную поль­зу и са­мо­му во­про­шав­ше­му, и то­му, на ко­то­ро­го Бог ука­зы­ва­ет…

«Од­на­ж­ды пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рии (306-373), жив­ший в пус­ты­не, стал про­сить Бо­га от­крыть ему, на­сколь­ко пре­ус­пел в ду­хов­ном де­ла­нии свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий. Мо­лит­ва его бы­ла ус­лы­ша­на, и он уз­рел ог­нен­ный столп, про­сти­рав­ший­ся от зем­ли до не­ба. И при этом по­слы­шал­ся го­лос: “Еф­рем, Еф­рем! Как ве­лик ог­нен­ный столп, ко­то­рый ты ви­дел, так ве­лик и Ва­си­лий”.

То­гда Еф­рем, взяв с со­бой пе­ре­во­дчи­ка, знав­ше­го гре­че­ский язык, по­шёл с ним в Ке­са­рию, где Ва­си­лий Ве­ли­кий был ар­хи­епи­ско­пом. При­бы­ли они в Ке­са­рию в са­мый празд­ник Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня, и Еф­рем тот­час же от­пра­вил­ся в цер­ковь, где слу­жил Ва­си­лий. Уви­дев его в ве­ли­кой сла­ве и чес­ти, ок­ру­жён­но­го сон­мом свя­щен­но­слу­жи­те­лей, Еф­рем об­ра­тил­ся к сво­ему спут­ни­ку: “На­прас­но мы с то­бой тру­ди­лись, брат! Та­ким ли я ожи­дал его ви­деть. Мо­жет ли он быть ве­лик пе­ред Гос­по­дом, ко­гда на­хо­дит­ся в та­ком чи­не и по­чес­тях? Нет, на­прас­но мы по­нес­ли тя­го­ту днев­ную и зной! И я опять удив­ля­юсь, как та­кой че­ло­век мо­жет быть по­до­бен ог­нен­но­му стол­пу”.

А ме­ж­ду тем Ва­си­лий Ве­ли­кий по­слал ар­хи­диа­ко­на по­звать Еф­ре­ма в ал­тарь. Ко­гда ар­хи­диа­кон пе­ре­дал Еф­ре­му при­гла­ше­ние Вла­ды­ки, Еф­рем ска­зал: “Вла­ды­ка, долж­но быть, ошиб­ся: мы стран­ни­ки, и он нас не зна­ет”, - и ос­тал­ся на сво­ём мес­те. Тут на­ча­лась про­по­ведь. И что же? Во всё вре­мя про­по­ве­ди пре­по­доб­ный, к сво­ему ужа­су, ви­дел как бы ог­нен­ный язык, ис­хо­див­ший из уст свя­ти­те­ля Ва­си­лия. То­гда пре­по­доб­ный вос­клик­нул: “Во­ис­ти­ну ве­лик Ва­си­лий! Сам Дух Свя­той ве­ща­ет его ус­та­ми!”

Ко­гда же по­сле ли­тур­гии он уви­дел ар­хи­епи­ско­па, тот ска­зал ему: “Рад я ви­деть те­бя, ум­но­жив­ше­го в пус­ты­не уче­ни­ков Хри­сто­вых и бе­сов из­го­няв­ше­го име­нем Хри­сто­вым. Но за­чем ты при­шёл ви­деть ме­ня? Ведь я - че­ло­век греш­ный?”

Еф­рем был по­ра­жён сми­ре­ни­ем свя­ти­те­ля…»

 

 

§ 10. «ТРАНС­ПОР­ТИВ­НОЕ» ВИ­ДЕ­НИЕ. ВИ­ДЕ­НИЕ БЕ­СОВ

 

Без­ус­лов­но име­ет ме­сто сре­ди пре­по­доб­ных и «транс­пор­тив­ное» (вне­те­лес­но­го) ви­де­ние, но это в пра­во­слав­ной тра­ди­ции - «та­бу», что спра­вед­ли­во. По­сколь­ку эта спо­соб­ность и «тех­ни­ка» лег­ко и бы­ст­ро пре­вра­ща­ет­ся в прак­ти­ку чёр­ной ма­гии. Сто­ит толь­ко об­мол­вит­ся, и на­чи­на­ют­ся ис­ку­ше­ния… И во­об­ще стрем­ле­ние к не­фи­зи­че­ским пу­те­ше­ст­ви­ям не­за­мет­но под­ме­ня­ет цен­траль­ный иде­ал хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния - лю­бовь к Бо­гу.

По край­ней ме­ре, ви­де­ние по­сред­ст­вом «ос­во­бо­ж­дён­но­го» бо­ди это то, что скры­ва­ет­ся наи­бо­лее тща­тель­но. О нём не при­ня­то упо­ми­нать, что­бы не впасть в пре­лесть. Тем не ме­нее…

Как уже го­во­ри­лось, бу­к­валь­но все пре­по­доб­ные об­ла­да­ют спо­соб­но­стью к транс­дук­ции (пе­ре­ме­ще­нию) сво­его соз­на­ния (бо­ди) и «вне­те­лес­но­му» вос­при­ятию. Так, на­при­мер, упо­мя­нем о «га­зе­тах» прп. Си­луа­на Афон­ско­го…

Как-то шёл ча­ст­ный раз­го­вор ме­ж­ду не­сколь­ки­ми мо­на­ха­ми (Афон­ско­го мо­на­сты­ря). Мо­нах Си­лу­ан (1866-1938) пред­по­чи­тал от­мал­чи­вать­ся, в то вре­мя как один из со­бе­сед­ни­ков без­ра­до­ст­но зая­вил, что, мол, вот мы, мо­на­хи, от­рек­лись от ми­ра и ни­че­го о нём не зна­ем, нет у нас га­зет и уз­нать по ним, что про­ис­хо­дит за мо­на­стыр­ски­ми сте­на­ми, мы не мо­жем… Это прп. Си­луа­ну по­ка­за­лось стран­ным, он не вы­тер­пел и ска­зал, что для это­го га­зе­ты со­всем не нуж­ны и что он и так зна­ет о том, что тво­рит­ся в ми­ру. Мо­на­хи ожи­ви­лись, го­то­вясь с лю­бо­пыт­ст­вом спро­сить Си­луа­на о «спо­со­бе» по­лу­че­ния но­во­стей без га­зет. На что Си­лу­ан, осоз­нав, что до­пус­тил не­по­зво­ли­тель­ный про­мах, по­спе­шил одеть­ся и вер­нуть­ся к сво­им де­лам, ос­та­вив бра­тию в не­до­уме­нии сво­им на­мё­ком…

А га­зе­ты прп. Си­луа­ну и в са­мом де­ле бы­ли не нуж­ны – он па­рил над ми­ром в пол­ном соз­на­нии в сво­ём ду­хов­ном те­ле, мог в до­ли се­кун­ды ока­зать­ся в том или ином мес­те – он мог быть вез­де! - и знал и «ви­дел» всё-всё-всё, что в про­ис­хо­дит во всём ми­ре и в от­дель­ных стра­нах…

 

Из­вест­но и о транс­пор­тив­ном ви­де­нии стар­ца Ар­се­ния (1894-1975): в его слу­чае «от­де­ле­ние» от фи­зи­че­ско­го те­ла со­че­та­лось с пря­мым энер­ге­ти­че­ским ви­де­ни­ем и об­щей ау­ры, и внут­рен­не­го «ог­нен­но­го» ду­ха дру­гих лю­дей на фо­не «фи­зи­че­ско­го» про­стран­ст­ва.

О. Ар­се­ний на­хо­дил­ся в ста­лин­ских ла­ге­рях и в это вре­мя, не­смот­ря на тя­го­ты и ли­ше­ния, осо­бен­но силь­но прак­ти­ко­вал ИМ (Ии­су­со­ву Мо­лит­ву), ко­то­рая яв­ля­ет­ся мощ­ней­шей прак­ти­кой транс­фор­ма­ции всей лич­но­сти на очень глу­бин­ных уров­нях, в осо­бен­но­сти транс­фор­ма­ции сно­ви­де­ний; прак­ти­кой, не имею­щей ана­ло­гов ни в од­ной эзо­те­ри­че­ской тра­ди­ции. И вот как про­изош­ло впер­вые «от­де­ле­ние» («се­цес­сия»), при­чём «пол­ное», ка­кое бы­ва­ет в око­ло­смерт­ных со­стоя­ни­ях (по кн. «Отец Ар­се­ний»)…

«…Че­рез ка­кое-то вре­мя о. Ар­се­ний по­чув­ст­во­вал не­обы­чай­ную лёг­кость, ох­ва­тив­шую его, и ус­лы­шал, что его ок­ру­жа­ет ти­ши­на. Спо­кой­ст­вие при­шло к не­му. Он чув­ст­во­вал се­бя здо­ро­вым и бод­рым.

Сей­час о. Ар­се­ний сто­ял око­ло сво­их нар, а на них ле­жал ху­дой, не­бри­тый, поч­ти се­дой че­ло­век со сжа­ты­ми гу­ба­ми и по­лу­от­кры­ты­ми гла­за­ми. Око­ло ле­жа­ще­го стоя­ли: Ав­се­ен­ков, Са­зи­ков, Алек­сей и ещё не­сколь­ко за­клю­чён­ных, знае­мых и лю­би­мых о. Ар­се­ни­ем. Отец Ар­се­ний стал вгля­ды­вать­ся в ле­жа­ще­го че­ло­ве­ка и вдруг с удив­ле­ни­ем осоз­нал, что это же ле­жит он, о. Ар­се­ний!

Дру­зья, со­брав­шие­ся око­ло нар, ог­ром­ный ба­рак с его мно­го­чис­лен­ным на­се­ле­ни­ем, об­шир­ный ла­герь вдруг ста­ли как-то осо­бен­но вид­ны о. Ар­се­нию, и он по­нял, что сей­час ви­дит не толь­ко фи­зи­че­ский об­лик лю­дей, но и ду­шу их.

Сквозь ох­ва­тив­шую его ти­ши­ну он ви­дел дви­же­ние за­клю­чён­ных, не слы­шал, но по­че­му-то от­чёт­ли­во по­ни­мал, что го­во­ри­ли и ду­ма­ли эти лю­ди. Со стра­хом по­нял о. Ар­се­ний, что ви­дит со­стоя­ние и со­дер­жа­ние ка­ж­дой ду­ши че­ло­ве­че­ской.

Отец Ар­се­ний, стоя в но­гах сво­его соб­ст­вен­но­го те­ла, смот­рел на се­бя и ок­ру­жаю­щих лю­дей, как по­сто­рон­ний, и вдруг по­нял, что ду­ша его по­ки­ну­ла те­ло…

Ба­рак и весь ла­герь пред­ста­ли пе­ред ду­хов­ным взо­ром ие­рея Ар­се­ния как-то осо­бен­но. Весь жи­ву­щий ла­герь со все­ми жи­ву­щи­ми в нём за­клю­чен­ны­ми и ох­ра­ной уви­дел о. Ар­се­ний как бы из­нут­ри. Ка­ж­дый че­ло­век нёс в се­бе ду­шу, ко­то­рая сей­час бы­ла ощу­ти­мо вид­на для о. Ар­се­ния.

У од­них ду­ша бы­ла объ­я­та пла­ме­нем ве­ры и опа­ля­ла этим пла­ме­нем ок­ру­жаю­щих, у дру­гих, как у Са­зи­ко­ва и Ав­се­ен­ко­ва, го­ре­ла не­боль­шим, но всё раз­го­раю­щим­ся ог­нём, у не­ко­то­рых ис­кры ве­ры тле­ли, и ну­жен был толь­ко при­ход пас­ты­ря, что­бы раз­дуть их в пла­мя. Но бы­ли лю­ди, у ко­то­рых ду­ша бы­ла тём­ной, мрач­ной, без ма­лей­ше­го на­мё­ка на ис­кру Све­та. Всмат­ри­ва­ясь сей­час в ду­ши лю­дей, рас­крыв­шие­ся ему по ве­ле­нию Бо­жию, о. Ар­се­ний ис­пы­тал ве­ли­чай­шее вол­не­ние.

“Гос­по­ди! Гос­по­ди! Я жил сре­ди этих лю­дей и не за­ме­чал, и не ви­дел их. Сколь­ко пре­крас­но­го не­сут они в се­бе, сколь­ко здесь на­стоя­щих под­виж­ни­ков ве­ры, на­шед­ших се­бя сре­ди ок­ру­жаю­ще­го мра­ка ду­хов­но­го и не­вы­но­си­мых че­ло­ве­че­ских стра­да­ний, и не толь­ко на­шед­ших се­бя для се­бя, но от­даю­щих жизнь свою и лю­бовь ок­ру­жаю­щим лю­дям, по­мо­гаю­щих всем сло­вом сво­им и де­лом.

Гос­по­ди! Где же я был, ос­ле­п­лён­ный сво­ею гор­до­стью и ма­лое де­ла­ние моё при­няв­ший за боль­шое!”

Отец Ар­се­ний ви­дел, что Свет ве­ры го­рел не толь­ко у за­клю­чён­ных, но был у не­ко­то­рых лю­дей ох­ра­ны и ад­ми­ни­ст­ра­ции, по ме­ре сил сво­их и воз­мож­но­стей со­вер­шав­ших доб­ро, а для них это бы­ло боль­шим под­ви­гом…

Он сто­ял, всмат­ри­ва­ясь в ду­хов­ный мир лю­дей, лю­дей, с ко­то­ры­ми он по­сто­ян­но жил, об­щал­ся, го­во­рил или ви­дел, и ка­ким не­ожи­дан­но мно­го­об­раз­ным и ду­хов­но пре­крас­ным пред­стал он пе­ред ним…

Скло­нив­шись, о. Ар­се­ний дол­го мо­лил­ся. Под­няв­шись с ко­лен, он уви­дел, что сто­ит ещё в ла­ге­ре, но рас­крыв­шее­ся ему ви­де­ние ла­ге­ря ис­чез­ло, про­па­ли и на­ры, и ба­рак». Да­лее сле­до­ва­ло по­се­ще­ние да­лё­кой го­род­ской Церк­ви, в ко­то­рой он об­ра­тил вни­ма­ние на свою оде­ж­ду – на нём бы­ла ста­рая те­ло­грей­ка, но она све­ти­лась со­вер­шен­но бе­лым, ос­ле­пи­тель­ным све­том (Вто­рое Те­ло!). И по­том - «воз­вра­ще­ние» о. Ар­се­ния в те­ло…

 

У пра­во­слав­но­го ви­де­ния нет ог­ра­ни­че­ний – нет гра­ниц то­го, что мож­но «ви­деть» и знать.

Осо­бым пра­во­слав­ным зна­ни­ем яв­ля­ет­ся ви­де­ние ду­хов­но-энер­ге­ти­че­ско­го ми­ра или «пла­на». Это про­зре­ние «сквозь» воз­душ­ное про­стран­ст­во и об­на­ру­же­ние ино­го, «пси­хи­че­ско­го» из­ме­ре­ния, ко­то­рое не толь­ко «со­сед­ст­ву­ет» с на­шим, не толь­ко его «прон­за­ет», но и пол­но­стью обу­слав­ли­ва­ет-оп­ре­де­ля­ет на­шу жизнь «здесь»! И пре­ж­де все­го это ви­де­ние те­не­вых ра­зум­ных струк­тур, знер­ге­ти­че­ских хищ­ни­ков – бе­сов. Из опы­та прп. Си­луа­на Афон­ско­го (1866-1938):

«…По­сле ви­де­ния стран­но­го све­та, ста­ли ему яв­лять­ся бе­сы, а он, на­ив­ный, с ни­ми раз­го­ва­ри­вал, “как с людь­ми”. По­сте­пен­но их на­па­де­ния уси­ли­ва­лись; ино­гда они го­во­ри­ли ему: “Ты те­перь свя­той”, а ино­гда - “Ты не спа­сешь­ся”. Брат Си­ме­он спро­сил од­на­ж­ды бе­са: “По­че­му вы мне го­во­ри­те по-раз­но­му: то го­во­ри­те, что я свят, то - что я не спа­сусь?” Бес на­смеш­ли­во от­ве­тил: “Мы ни­ко­гда прав­ды не го­во­рим”…

Про­шло пят­на­дцать лет со дня яв­ле­ния ему Гос­по­да. И вот од­на­ж­ды, в од­но из та­ких му­чи­тель­ных ноч­ных бо­ре­ний с бе­са­ми, ко­гда, не­смот­ря на все ста­ра­ния, чис­то мо­лить­ся не да­ва­лось, Си­лу­ан вста­ёт с та­бу­ре­та, что­бы сде­лать по­кло­ны, но ви­дит пред со­бой ог­ром­ную фи­гу­ру бе­са, стоя­ще­го впе­ре­ди икон и ожи­даю­ще­го по­кло­на се­бе: вся ке­лья пол­на бе­сов. Отец Си­лу­ан сно­ва са­дит­ся на та­бу­рет и, на­кло­нив го­ло­ву, с бо­лез­нью серд­ца го­во­рит мо­лит­ву…»

 

Ви­деть бе­сов – оз­на­ча­ет ви­деть и знать все точ­ки при­ло­же­ния, все ры­ча­ги, все ме­ха­низ­мы их дей­ст­вия на лю­дей, а, сле­до­ва­тель­но, по­ни­мать при­чи­ны тех или иных по­ступ­ков и со­стоя­ний лю­дей. В этом смыс­ле, ес­ли рас­смат­ри­вать жизнь как те­ат­раль­ное дей­ст­во, в ко­то­ром всё рас­пи­са­но и пре­до­пре­де­ле­но за­ра­нее, - пре­по­доб­ные про­ни­ка­ют «за» ку­ли­сы и зна­ют весь ре­жис­сёр­ский «сце­на­рий». Они «ви­дят» все хит­ро­спле­те­ния от­но­ше­ний лю­дей, всё то, что ими иг­ра­ет и дви­жет, как кук­ла­ми.

А бе­сов на са­мом де­ле – мно­же­ст­во, как в ду­хов­ной жиз­ни пра­во­слав­ных мо­лит­вен­ни­ков, так (ещё боль­ше!) и в обыч­ной, бы­то­вой жиз­ни.

Ис­то­рия…

«Од­на­ж­ды де­мо­ны ска­за­ли свя­то­му Ма­ка­рию Алек­сан­д­рий­ско­му, что без них не об­хо­дит­ся ни од­но со­б­ра­ние ино­ков: “Пой­ди-ка по­смот­ри на на­ши де­ла.” - “Да за­пре­тит те­бе Гос­подь, де­мон не­чис­тый!” - вос­клик­нул Ма­ка­рий. И, при­сту­пив к мо­лит­ве, он стал про­сить Гос­по­да от­крыть ему, есть ли сколь­ко-ни­будь прав­ды в по­хваль­бе диа­во­ла. И по­сле то­го по­шёл на тор­же­ст­во все­нощ­но­го бде­ния. Там он сно­ва про­сил Гос­по­да о том же.

И вот он ви­дит, как по всей церк­ви пры­га­ют и точ­но на крыль­ях пе­ре­ле­та­ют с од­но­го мес­та на дру­гое ка­кие-то, точ­но не­до­ро­ст­ки, эфио­пы, без­образ­ные на вид. В со­б­ра­нии был та­кой по­ря­док: один чи­тал псал­мы, дру­гие си­де­ли и слу­ша­ли или от­ве­ча­ли из­вест­ны­ми воз­гла­са­ми. Рас­се­яв­шие­ся по церк­ви эфио­пы, под­бе­гая к ка­ж­до­му, точ­но за­иг­ры­ва­ли: ко­му дву­мя паль­ца­ми за­кры­ва­ли гла­за, и тот на­чи­нал дре­мать, дру­го­му кла­ли па­лец в рот, и тот уже зе­вал. Вот окон­чи­лось чте­ние псал­мов, и бра­тия по­верг­лись для мо­лит­вы пе­ред Бо­гом.

Тут пе­ред од­ним про­мельк­нул вдруг об­раз жен­щи­ны, пе­ред дру­гим - ка­кая-ни­будь по­строй­ка, ра­бо­та, пе­ред все­ми вме­сте - то од­но, то дру­гое. Лишь толь­ко злые ду­хи, как ак­тё­ры в те­ат­ре, пред­став­ля­ли что-ни­будь, это тут же вхо­ди­ло в серд­це мо­ля­ще­го­ся и по­ро­ж­да­ло по­мыш­ле­ния. Но бы­ва­ло и так: под­бе­га­ют злые ду­хи к мо­ля­ще­му­ся с ка­ким-ни­будь об­ма­ном и стрем­глав от­ска­ки­ва­ют, точ­но го­ни­мые ка­кой-то си­лой, и боль­ше уже не ос­ме­ли­ва­ют­ся ос­та­нав­ли­вать­ся или про­хо­дить ми­мо та­ких. За­то к дру­гим, бо­лее сла­бым брать­ям, они вска­ки­ва­ли на шею, на спи­ну, вид­но, те нев­ни­ма­тель­но мо­ли­лись.

Ви­дя всё это, свя­той Ма­ка­рий тяж­ко вздох­нул и про­лил сле­зы. Мо­лит­во­сло­вие окон­чи­лось, и свя­той Ма­ка­рий по­же­лал удо­сто­ве­рить­ся в ис­ти­не ви­де­ния. При­звав ка­ж­до­го из бра­тии, над ко­то­ры­ми в раз­лич­ных ви­дах и об­раз­ах из­де­ва­лись злые ду­хи, спра­ши­вал их, не ду­ма­ли ли они во вре­мя мо­лит­вы или о строй­ке, или о до­ро­ге, или о чём-ли­бо дру­гом, со­от­вет­ст­вен­но де­мон­ским ис­ку­ше­ни­ям, и ка­ж­дый, дей­ст­ви­тель­но, при­зна­вал­ся в том, в чём об­ли­чал его Ма­ка­рий. От­сю­да ста­ло яс­но, что все су­ет­ные и по­сто­рон­ние по­мыш­ле­ния, ко­то­рые ов­ла­де­ва­ют ду­шой во вре­мя чте­ния псал­мов или мо­лит­вы, по­ро­ж­да­ют­ся от вну­ше­ния де­мо­нов. На­про­тив, кто стро­го хра­нит свое серд­це, от то­го бе­гут гнус­ные эфио­пы. Уст­рем­лен­ная к Бо­гу и со­б­ран­ная в се­бе са­мой ду­ша, осо­бен­но вни­ма­тель­ная во вре­мя мо­лит­вы, не вос­при­ни­ма­ет ни­че­го чу­ж­до­го, ни­че­го по­сто­рон­не­го»[14].

 

Бе­сы во­пло­ща­ют со­бой «тень соз­на­ния», они ли­ше­ны Све­та Люб­ви и лю­бить не спо­соб­ны.

 

 

§ 11. ВИ­ДЕ­НИЕ БО­ЖЕ­СТ­ВЕН­НЫХ СУЩ­НО­СТЕЙ

 

Но ещё бо­лее «про­ни­ца­тель­но-чис­тым» ви­де­ни­ем яв­ля­ет­ся ви­де­ние пре­по­доб­ны­ми пред­ста­ви­те­лей выс­ше­го («гор­не­го») ду­хов­но­го ми­ра - Ан­ге­лов, Свя­тых и Са­мо­го Хри­ста и Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу. При­ме­ры это­го…

«Прп. Си­ме­он Див­но­го­рец (VI в.) ви­дел не­бо от­вер­стым и Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, ок­ру­жён­но­го не­из­ре­чен­ным сия­ни­ем, как бы ка­ким пла­ме­нем ог­нен­ным; Гос­по­ду пред­стоя­ли свя­тые ар­хан­ге­лы, Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, один по пра­вую сто­ро­ну, а дру­гой по ле­вую. Под но­га­ми Гос­по­да на­хо­ди­лось баг­ря­ное об­ла­ко. Уви­дав всё это, свя­той Си­ме­он по­кло­нил­ся Гос­по­ду сво­ему и про­стёр ру­ки свои к Не­му, про­ся Его спо­спе­ше­ст­во­вать по ми­ло­сти Сво­ей ему в при­не­се­нии пло­дов бла­гих. Хри­стос же бла­го­сло­вил Си­ме­о­на три­ж­ды Свои­ми пер­ста­ми. За­тем, по­смот­рев вниз, Си­ме­он уви­дел на зем­ле весь­ма мно­го бе­сов, имев­ших раз­лич­ные об­ра­зы: од­ни из них име­ли об­раз ди­ких ка­ба­нов, дру­гие коз­лов. И дал Гос­подь власть Си­ме­о­ну над все­ми те­ми бе­са­ми, да­бы он мог про­го­нять их. В знак же вла­сти этой был дан от Гос­по­да Си­ме­о­ну жезл фи­ни­ко­вый. Тот­час же все бе­сы бе­жа­ли от ли­ца Си­ме­о­но­ва и про­па­ли не­из­вест­но где».

 

«По сви­де­тель­ст­ву стар­ца Ар­се­ния, в один из празд­ни­ков ста­рец Ио­сиф Иси­хаст (1895-1959) ощу­тил же­ла­ние при­час­тить­ся Бо­же­ст­вен­ных Та­ин, но не смел на­ру­шить за­твор и оп­ла­ки­вал се­бя как не­дос­той­но­го Те­ла и Кро­ви Спа­си­те­ля. Ста­рец по­том рас­ска­зы­вал, что в тём­ной пе­ще­ре вне­зап­но за­си­ял не­бес­ный свет, и он уви­дел Ан­ге­ла, ко­то­рый дер­жал в ру­ках “на лжи­це Вла­дыч­ние Те­ло и Кровь”, Ан­гел ти­хо про­из­нёс: “Те­ло и Кровь Хри­сто­вы. При­ча­ща­ет­ся раб Бо­жий мо­нах Ио­сиф”. Он при­час­тил его и стал не­ви­дим».

 

О не­од­но­крат­ном ви­де­нии стар­цем Ио­ной Ки­ев­ским (ос­та­вил мир в 1902 г.) Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с его слов (фраг­мен­ты). Сна­ча­ла ду­хов­ное сия­ние Ио­ной бы­ло при­ня­то за по­жар…

«…До­б­рал­ся до ог­ра­ды на­ше­го са­да от со­сед­ки Па­ра­ске­вы Си­до­ри­хи. Став к пе­ре­го­род­ке, я взгля­нул в ту сто­ро­ну, где бы­ла на­ша ке­лья. Ви­жу, ке­лья це­ла, и ок­на став­ня­ми за­кры­ты - все спят. Ви­жу, пла­мень ох­ва­ты­ва­ет всю ке­лью и кры­шу и кру­жит­ся, под­ни­ма­ет­ся вверх. Сго­рят они, бед­ные, по­ду­мал я и, от­дох­нув, пе­ре­лез че­рез за­бор и во­шёл в сад.

По­до­шёл бли­же, ви­жу: пла­мень страш­но бу­шу­ет, ох­ва­ты­ва­ет всю ке­лью, кры­шу. Кры­ша тре­щит, страш­ная бу­ря бу­шу­ет, ре­вёт, а ке­лья сто­ит не­вре­ди­ма. По­до­шёл к са­мой ке­лье, хо­тел по­сту­чать в ста­вень, раз­бу­дить сво­их, но пе­ре­ду­мал. Пла­мя же со страш­ною си­лою, иг­рая, ох­ва­ти­ло всю ке­лью и кры­шу, но келья вся бы­ла це­ла. Сто­ял я, смот­рел и ду­мал: как мог­ло за­го­реть­ся и что за при­чи­на по­жа­ра. Взгля­нул на­пра­во - ви­жу, сто­ят мо­на­хи. Смот­рю на них и ду­маю, за­чем они сю­да при­шли, вид­но, они идут из Св. Лав­ры в Го­ло­сее­во и Ки­та­ев и ду­ма­ли прой­ти здесь бли­же, а тут за­го­ро­же­но. Смот­рю, сто­ит и Ма­терь Бо­жия с жез­лом. Я от стра­ха упал на зем­лю и ле­жал без чувств, по­ка ру­ка Вла­ды­чи­цы не кос­ну­лась го­ло­вы мо­ей…

Уже на­ста­ло ут­ро, солн­це взош­ло и бы­ло вы­со­ко, но свет от солн­ца та­ков, как са­мые ма­лые звез­доч­ки. Свет же Все­свя­тыя Вла­ды­чи­цы не­ис­по­ве­дим. Все свя­тые пред­стоя­ли пред Ней в ве­ли­ком бла­го­го­ве­нии. Она из­во­ли­ла ещё по­вто­рить о мес­те сем, что­бы уст­ро­ить здесь ве­ли­кую оби­тель и по­се­лить в ней ино­ков, вос­хва­ляю­щих Гос­по­да Бо­га сво­его…

И по­шла Все­свя­тая Вла­ды­чи­ца от это­го мес­та вниз, и все де­ре­вья пре­кло­ни­ли свои вер­ши­ны, воз­да­вая бла­го­го­вей­но честь Все­свя­тей Вла­ды­чи­це. И ве­ле­ла Вла­ды­чи­ца ид­ти мне вслед Её.

Я, под­хо­дя к ке­лье, где спа­ли Иван и Гав­ри­ил, хо­тел по­сту­чать им в ста­вень и толь­ко это по­ду­мал, Вла­ды­чи­ца и го­во­рит: “Ос­тавь их, не тре­вожь, пусть се­бе спо­кой­но спят”. И я уже не по­смел по­сту­чать. Она отой­дёт не­мно­го, ста­нет и го­во­рит, ук­ре­п­ляя моё ма­ло­ду­шие, ко­то­рое мною час­то ов­ла­де­ва­ло, объ­яс­няя мне все де­ла по по­ряд­ку, ко­то­рые ни опи­сать, ни пе­ре­ска­зать не­воз­мож­но. И до­шед­ши до от­ко­са го­ры, став­ши, Вла­ды­чи­ца го­во­рит: “Бе­ре­гись, и не па­дай ду­хом, и не по­пус­кай вхо­дить сму­ще­нию в ду­шу твою. Зри, ко­чер­га по­ви­ну­ет­ся об­ла­да­те­лю сво­ему; хо­лод­ный пе­пел, уг­ли хо­лод­ные и го­ря­чие - всё, что под­хо­дя­щее к её уст­рой­ст­ву, де­ла­ет, всё гре­бёт - и зо­ло­то, и се­реб­ро, хо­ро­шее зер­но или пло­хое, нуж­но сгресть или пе­ре­гре­сти, всё тер­пит и де­ла­ет мол­ча. Ес­ли да­же её вла­га­ют в огонь или го­ря­щее пла­мя и уг­ли го­ря­щие вы­гре­ба­ют­ся ею и ме­ша­ют­ся по во­ле, вла­сти и же­ла­нию ея гос­по­ди­на. Она этим не гор­дит­ся и не пре­воз­но­сит­ся, что это она всё де­ла­ет, а тер­пит мол­ча, по­ви­ну­ет­ся во­ле вла­дель­ца и гос­по­ди­на ея, по­то­му что она сде­ла­на для всех этих дел. Пой­ми, всё это от­но­сится к те­бе. Ду­май, что ты ло­па­та, граб­ли, ко­чер­га, вы­гре­баю­щая из ад­ско­го ог­ня ге­ен­ны, пре­до­хра­няя от гре­хов ду­ши и вво­дя в гор­ния веч­ные ра­до­сти и сла­ву Не­бес­на­го Цар­ст­вия, по­кой, ве­се­лие и без­ко­неч­ные ве­ки”…

В ка­ком со­стоя­нии я то­гда на­хо­дил­ся, язык че­ло­ве­че­ский вы­ска­зать не мо­жет. Воз­вра­тясь на то ме­сто, где бла­го­из­во­ли­ла сто­ять Вла­ды­чи­ца Свои­ми Пре­чис­ты­ми сто­па­ми, я за­ме­тил на сне­гу сле­ды ног Её. То­гда я на­греб на том мес­те ку­чу сне­га и об­ста­вил кру­гом по­ле­на­ми это ме­сто, по­том уже раз­бу­дил спя­щих. Бы­ло уже 11 ча­сов дня, и из них ни­кто не вы­шел на двор за всё это вре­мя, с 12 ча­сов но­чи до 11 ча­сов дня. Они от­во­ри­ли став­ни, и я ни­че­го не ска­зал бра­ту Ио­ан­ну о про­ис­шед­шем, а по­ка­зал толь­ко ме­сто, об­сы­пан­ное сне­гом и об­став­лен­ное по­ле­на­ми, и про­сил его ох­ра­нять это ме­сто и дер­жать в чис­то­те. И тай­ны этой ни­кто не знал…»

«…И ещё мно­го го­во­ри­ла Все­свя­тая Вла­ды­чи­ца к мо­ему ока­ян­ст­ву, ут­вер­ждая ме­ня к по­слу­ша­нию Все­свя­той во­ле Её и Гос­по­да Бо­га. Вла­ды­чи­ца со­шла вниз го­ры, я Ей по­кло­нил­ся до зем­ли. Она от­сту­пи­ла и ста­ла не­ви­ди­ма, а с Нею и все свя­тые ста­ли не­ви­ди­мы. Это яв­ле­ние на­ча­лось с 10 ча­сов ве­че­ра 9 мар­та!

Бо­же мой, ка­кой ужас объ­ял ме­ня! Что бы­ло со мною - не пом­ню. Я сел или, ско­рее, по­ва­лил­ся, на зем­лю и си­дел на том мес­те до тех пор, по­ка вста­ли бра­тья Ио­анн и Гав­ри­ил. Они вы­шли из ке­льи и на­ча­ли, по обы­чаю, об­хо­дить сад и на­шли ме­ня, си­дя­ще­го на сне­гу. Снег то­гда был глу­бо­кий, и был силь­ный мо­роз. Я, про­быв столь­ко вре­ме­ни на мо­ро­зе, не чув­ст­во­вал ни ма­лей­ше­го хо­ло­да, мне бы­ло так те­п­ло, как ле­том, и я да­же по­за­был, что те­перь зи­ма и хо­лод­но. Они взя­ли ме­ня в ке­лью, ду­мая, что я за­мёрз. Я толь­ко пла­кал и пла­кал. Слё­зы ручь­я­ми тек­ли у ме­ня из глаз, и я не мог вы­го­во­рить ни од­но­го сло­ва. Они ста­ли чи­тать св. ут­рен­ние мо­лит­вы и пра­ви­ло, про­чли ка­нон всем свя­тым и на­ча­ли пить чай. На­пив­шись чаю, я про­сил их ни­че­го ни­ко­му не го­во­рить и всё, что они здесь ви­да­ли и впредь опять уви­дят, пре­да­вать заб­ве­нию и не ув­ле­кать­ся со­вер­шен­но, что­бы не впасть в пре­лесть и не по­вре­дить се­бе, а ме­сто, где на­сы­па­на ку­ча сне­га и ого­ро­же­но дро­ва­ми, со­блю­дать в чис­то­те, бе­речь и ох­ра­нять и всю до­рож­ку от­ту­да до вер­ху и до фор­точ­ки (ка­лит­ки) то­же ох­ра­нять».

 

 

§ 12. ПРО­ЗРЕ­НИЕ ПО­СМЕР­ТИЯ. ЗНА­НИЕ О СВО­ЕЙ СМЕР­ТИ. «ПЕ­РЕ­ДА­ЧА» ВИ­ДЕ­НИЯ

 

Особ­ня­ком сто­ит зна­ние пре­по­доб­ны­ми дня сво­ей смер­ти и ви­де­ние по­смерт­но­го со­стоя­ния бо­ди дру­гих лю­дей. В по­след­нем слу­чае ви/де­ние и ви­де/ния, о ко­то­рых мы уже упо­ми­на­ли, ста­но­вят­ся од­ним со­стоя­ни­ем без раз­ли­чия. Это ви­де­ние ду­хов­но-энер­ге­ти­че­ской си­туа­ции не­по­сред­ст­вен­но на мо­мент ос­тав­ле­ния те­ла кем бы то ни бы­ло. При­ме­ры…

«Ко­гда на­сту­пи­ла пол­ночь, ста­рец (ав­ва Ио­анн Ко­лов) про­бу­дил­ся, так как уви­дел свет на не­бе. Под­няв свои очи квер­ху, ста­рец уви­дел ог­нен­ную по­ло­су, шед­шую с не­ба по на­прав­ле­нию к Таи­сии бла­жен­ной (V в.).

От се­го ви­де­ния Ио­анн при­шёл в ужас. По­смот­рев же при­сталь­нее на Таи­сию, он за­ме­тил, что ан­ге­лы Бо­жии воз­но­си­ли к не­бу по пу­ти то­му ду­шу Таи­сии. Ио­анн взи­рал на это див­ное ви­де­ние до тех пор, по­ка оно не скры­лось от глаз его. За­тем, встав, Ио­анн по­шёл к Таи­сии; по­дой­дя к ней, он толк­нул её ру­кой, но уви­дел, что она умер­ла».

 

Ви­де­ние од­но­го по­смерт­но­го со­стоя­ния прп. Кос­мой, под­ви­зав­шим­ся в че­ст­ном мо­на­сты­ре Зо­гра­фе в XIII ве­ке…

«Од­на­ж­ды в Ве­ли­кий Чет­верг пре­по­доб­ный уви­дев в воз­ду­хе ду­шу, му­чи­мую бе­са­ми. Уз­нав, что то бы­ла ду­ша Хи­лан­дар­ско­го игу­ме­на, он по­слал сво­его уче­ни­ка в оби­тель пе­ре­дать брать­ям, что­бы те мо­ли­лись Бо­гу об этой ду­ше. Уче­ник при­шёл и воз­вес­тил брать­ям о ви­де­нии пре­по­доб­но­го, но те не по­ве­ри­ли, и ска­за­ли: “Игу­мен толь­ко что вы­шел из церк­ви и по­шёл к се­бе в ке­лью, что­бы при­нес­ти всё не­об­хо­ди­мое для ли­тур­гии, а тот, оболь­щён­ный, ве­лит нам мо­лить­ся за не­го”. Всё же они по­шли в ке­лью на­стоя­те­ля, где об­на­ру­жи­ли, что игу­мен дей­ст­ви­тель­но умер».

Св. Ни­фонт Кипр­ский (IV в.) так­же «про­зор­ли­вы­ми оча­ми ви­дел и ду­ши че­ло­ве­че­ские, по ис­ше­ст­вии их из те­ла. Од­на­ж­ды, стоя в церк­ви свя­той Ана­ста­сии на мо­лит­ве, он под­нял гла­за к не­бу и уви­дел от­вер­стые не­бе­са и мно­го ан­ге­лов, из ко­то­рых од­ни схо­ди­ли вниз на зем­лю, дру­гие шли вверх, не­ся на не­бо че­ло­ве­че­ские ду­ши. И вот, ви­дит он, идут два ан­ге­ла вверх, не­ся ка­кую-то ду­шу. И ко­гда при­бли­зи­лись они к блуд­но­му мы­тар­ст­ву, вы­шли мы­та­ри-бе­сы и ска­за­ли с гне­вом…»

«Но­чью 2 ян­ва­ря 1833 го­да по­сле ут­ре­ни, стоя на крыль­це сво­ей ке­льи, отец Фи­ла­рет Глин­ский уви­дел сия­ние на не­бе и чью-то ду­шу, с пе­ни­ем воз­но­си­мую Ан­ге­ла­ми на Не­бо. Дол­го смот­рел он на это чуд­ное ви­де­ние. По­до­звав к се­бе не­ко­то­рых бра­тий, ока­зав­ших­ся тут, по­ка­зал им не­обык­но­вен­ный свет и, по­ду­мав, ска­зал: “Вот как от­хо­дят ду­ши пра­вед­ных! Ны­не в Са­ро­ве по­чил отец Се­ра­фим”. Ви­деть сия­ние спо­до­би­лись толь­ко двое из бра­тии. По­сле уз­на­ли, что, дей­ст­ви­тель­но, в ту са­мую ночь скон­чал­ся отец Се­ра­фим».

 

Что ка­са­ет­ся зна­ния пре­по­доб­ным о кон­це сво­ей жиз­ни, то это бо­лее чем зна­чи­тель­но, что мо­жет по­ка­зать­ся обыч­но­му че­ло­ве­ку весь­ма стран­ным…

Обыч­ный че­ло­век субъ­ек­тив­но уми­ра­ет, ча­ще все­го, «не­ожи­дан­но» (для са­мо­го се­бя), то есть со­вер­ша­ет та­кой наи­важ­ней­ший шаг за чер­ту смер­ти, в за­гроб­ный мир, бу­ду­чи со­вер­шен­но не под­го­тов­лен­ным – смерть за­ста­ёт его «врас­плох», в со­че­та­нии с раз­лич­ны­ми тя­го­ст­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми, что ОП­РЕ­ДЕ­ЛЯ­ЕТ всё его даль­ней­шее су­ще­ст­во­ва­ние и тот план соз­на­ния, ку­да он по­па­дёт! Так что знать о сво­ей смер­ти за­ра­нее – очень и очень важ­но!

Зна­ние же дня сво­ей смер­ти по­зво­ля­ет, на­ря­ду со всей ду­хов­ной жиз­нью во­об­ще, под­го­то­вить­ся к смер­ти наи­бо­лее тща­тель­но.

Прак­ти­че­ски всем пре­по­доб­ным бы­ло из­вест­но за год, не­сколь­ко ме­ся­цев или дней о на­сту­п­ле­нии сво­его смерт­но­го ча­са в под­роб­но­стях, при этом не­за­дол­го до смер­ти они мо­гут да­вать со­от­вет­ст­вую­щие рас­по­ря­же­ния…

«Не­кий мо­нах по име­ни Ни­ко­дим при­шёл за со­ве­том к свя­то­му, и прп. Мак­сим Кав­со­ка­ли­вит (XIV в.) ска­зал ему: “Брат Ни­ко­дим, ско­ро я ум­ру”. Он от­крыл ему день сво­его ус­пе­ния и на­звал по­имён­но тех, кто бу­дет при­сут­ст­во­вать на по­гре­бе­нии. Имен­но в пред­ска­зан­ный день пре­по­доб­ный Мак­сим и пре­ста­вил­ся, ему бы­ло де­вя­но­сто пять лет. Слу­чи­лось это три­на­дца­то­го ян­ва­ря. По­греб­ли его в мо­ги­ле, ко­то­рую он сам же ис­ко­пал ря­дом с ка­ли­вой, при по­гре­бе­нии при­сут­ст­во­ва­ли толь­ко те, ко­го он на­звал, ибо он не хо­тел, что­бы о его пред­ска­за­нии ста­ло из­вест­но мно­же­ст­ву на­ро­да. Пре­по­доб­ный на­ка­зал, что­бы его ос­тан­ки не пе­ре­но­си­ли в дру­гое ме­сто, и ни­кто не брал бы от них ка­кую-ли­бо часть, но ос­та­вил в це­ло­сти. Так он по­сту­пил для то­го, что­бы не быть про­слав­ляе­мым людь­ми».

«О бла­жен­ной сво­ей кон­чи­не прп. Ака­кий Но­вый (по­чил 12 ап­ре­ля 1730 г.) был из­ве­щён от Бо­га за не­сколь­ко дней, что он и от­крыл од­но­му ино­ку, Афа­на­сию, при­шед­ше­му из ски­та св. Ан­ны, по­се­тить его. “Афа­на­сий! - ска­зал св. Ака­кий, - про­щай! Я иду в да­лё­кий путь, и бо­лее уже здесь не уви­дим друг дру­га!»

«Пре­по­доб­но­му Ни­лу Сто­ло­бен­ско­му бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны - 7 де­каб­ря 1554 го­да. Не­за­дол­го пред тем свя­то­го по­се­тил его ду­хов­ник - игу­мен Ра­ков­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря Сер­гий и при­час­тил пре­по­доб­но­го Ни­ла Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Пре­по­доб­ный пред­ска­зал воз­ник­но­ве­ние ино­чес­кой оби­те­ли на мес­те сво­их под­ви­гов. Пе­ред бла­жен­ной кон­чи­ной он ока­дил ке­лью, а за­тем мир­но по­чил си­дя, опе­рев­шись на де­ре­вян­ные крю­ки».

О смер­ти прп. Ни­фон­та (на Афо­не):

«…На дру­гой день, т. е. в вос­кре­се­нье, пре­по­доб­ный при­ка­зал им пре­ж­де ук­ре­пить­ся пи­щей, а по­том вы­ко­пать ему мо­ги­лу и при­го­то­вить всё нуж­ное для по­гре­бе­ния:

- Вре­мя ид­ти мне, - ска­зал он, - в зем­лю, от не­яже и взят бых.

Ко­гда всё это бы­ло ис­пол­не­но, он встал с од­ра и дол­го мо­лил­ся с под­ня­ты­ми к не­бу оча­ми и ру­ка­ми; на­ко­нец, по со­вер­ше­нии мо­лит­вы, бла­го­сло­вил всех, у всех про­сил про­ще­ния, воз­лег на смерт­ный свой одр и, скре­стив­ши на гру­ди пре­по­доб­ные свои ру­ки, мир­но пре­дал дух свой Бо­гу. Пре­по­доб­ный Ни­фонт по­чил 14 ию­ня 1330 го­да. Всех лет его зем­но­го жи­тия бы­ло 96».

Из вос­по­ми­на­ний ду­хов­ной до­че­ри стар­ца Лав­рен­тия Чер­ни­гов­ско­го (1868-1950):


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)