АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

И ПСИХОДРАМА В ПСИХОТЕРАПИИ

 

Люди — прирожденные актеры. Способность играть чужую роль помогает им лучше приспособиться к окружающему миру. Все ра­зумные существа выражают свои чувства через внешнее поведение, иногда делая это намеренно. Поэтому под ролевыми играми мы понимаем поведение, к которому прибегает играющий по своему сознательному решению или по просьбе окружающих. Объективный наблюдатель может увидеть в ролевых играх как драматическую интригу, так и элементы неестественности. Для участников действия, однако, ролевые игры — это способ самовыражения.

Ролевое поведение в реальной жизни может проявляться в виде ритуалов, отмечающих особые события, светские и религиозные, ре­альные или вымышленные, но всякий раз выполняющие культурную функцию для всего сообщества.

На заре цивилизации ролевые игры были призваны помочь че­ловеку выжить среди непознанного, реализовать потребность в кон­троле над силами, которые оказывали влияние на его жизнь. Ант­ропологи выявили шесть основных функций ролевых игр: облегчить чувства безнадежности и неуверенности; уменьшить чувство страха; вселить надежду; сформировать ощущение собственного "я"; исцелить и, наконец, помочь взаимопониманию между людьми. Не удиви­тельно, что сильное удовлетворение, получаемое в процессе ролевых игр, объясняется их терапевтическими качествами и способностью соответствовать глубинным психологическим потребностям индивида.

Из сказанного вполне ясно, что ролевое поведение никоим образом нельзя отождествлять с низким уровнем развития, незрелостью или неумением использовать абстрактные понятия для самовыражения. Очевидно, что ценность ролевых игр зависит от контекста, их пси­хологическое воздействие значительно, а подчас и незаменимо.

Значит ли это, что ролевое поведение продолжает выполнять те же психологические функции, что и в прошлом? Хотя в целом ответить на этот вопрос можно утвердительно, тем не менее требуется небольшое уточнение. За долгие годы многие старые характеристики ролевого поведения подверглись изменениям. Внешние проявления такого поведения отличаются от ритуалов примитивных народов, поскольку современные коды поведения диктуют большую степень самоконтроля и сдержанности. Однако наиболее разительное изме­нение связано с тем, что ролевое поведение все в большей степени ассоциируется с личным поведением, а не с социально обусловлен­ными ритуалами. Современные люди уже не прибегают к ролевому поведению как способу иллюзорного контроля над силами природы,

а имея дело с непознанным, полагаются скорее на логику и научные принципы, чем на ролевое поведение.

Распространенное мнение, что общение с помощью ролевых игр объясняется незрелостью участников акта коммуникации, основано на наблюдении, что такое общение повсеместно распространено среди детей и малообразованных взрослых. Действительно, существует об­ратная зависимость между овладением абстрактным языком и ис­пользованием ролевого поведения. По мере взросления человек все меньше и меньше прибегает к услугам ролевых игр. Однако о чем это говорит?

Необходимо различать ролевое поведение как попытку компен­сировать ограниченные способности к общению и как способ удов­летворения иных психологических потребностей. Не следует забывать, что в исторической перспективе ролевое поведение является пер­вичной (возможно, первобытной) формой самовыражения. В конце концов это первый язык, который выучивает ребенок в младенчестве, который предшествует словесному общению и некоторое время су­ществует параллельно с ним. Известно, что при определенных ус­ловиях, особенно в состоянии эмоционального стресса и напряжения, люди предпочитают обращаться к более ранним моделям поведения, как более надежным. Не удивительно поэтому, что ролевое поведение наблюдается везде, где живут люди. Не удивительно и то, что ролевые игры как особая форма поведения используются ныне как эффек­тивный метод современной психотерапии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)