|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гаврилов ДмитрийЗАПИСЬ ПАРТИЙ В СТОЛБОВЫХ ШАХМАТАХ
Столбовые шахматы, они же Таврели — новая логическая игра начинает свой тернистый путь к сердцам и умам миллионов пользователей. Каждый уважающий себя программист может вписать свое имя в скрижали Столбовых шахмат, если попытается воплотить правила и логику игры в виде software. Поставим точку в конце предыдущей фразы и задумаемся о необходимой для всякой шахматной игры системе записи партий. Данная статья посвящена именно этому вопросу. Решив его, Столбовые шахматы со временем отстоят свое столь модное ныне “право на самостоятельность”, а значит и право на свой собственный “государственный язык”. Конечно, не надо придумывать велосипед, полностью отказываясь от того, что уже есть и давно с успехом используется. Оставим в неизменности символы координат, а также знаки тех шахматных операций, что характерны и для Столбовых шахмат:
“перемещение”................ — “шах”...................................+ “мат”...................................ХХ “сильный ход”................! “сомнительный ход”........? “длинная рокировка”....0-0-0 “короткая рокировка”....0-0
Сохраним буквенные символы шахматных фигур Kp, Ф, С, К, Л, единственное, обозначим пешку через “П”. Необходимость новой системы записи обуславливается главным образом башенным построением, наличием целого ряда операций, таких как ”захват”, ”освобождение”, “деление башни-столба”. Игра “Дуальные Шахматы”, разработанная мной в соавторстве с С.В.Елкиным и В.В.Куликовым в 1989 году на базе универсального языка ДИАЛ [см. лит. к третьему разделу] и теории суперсимметрии, предполагает названные операции в числе многих других. Мы широко использовали математические символы, поскольку в диалектических шахматах взаимодействие фишек может быть описано операторами абстрактной алгебры. Опираясь на богатый опыт в этой области, предлагаю обозначить “столбовые шахматные” операции следующим образом: присоединение своей или захват чужой таврели................. * деление башни на части........................................................ / принадлежность к башне....................................................... () порождение новой башни или восстановление прежней.....= Продемонстрирую эффективность такой системы записи на примерах. Вот одно из наиболее очевидных, хотя и опрометчивых, на мой взгляд, таврельных начал за Белых при игре на 64-х клеточной доске. Ферзь захватывает пешку на с2, вторым ходом “белые” выводят Ладью на h2. Конечно, если против Вас играет опытный шахматист, то следует идти по обычному сценарию- развивать фигуры. Надо учесть, что даже перворазрядник, быстро освоившись в удивительном мире столбовых шахмат, не позволит Вам так легко обмануть его. Но все-таки, возьмем этот дебют и постараемся зарегистрировать первые два хода: 1. Фd1*Пc2=Ф(П)с2 Кg8-f6 2. Лh1*Пh2=Л(П)h2... Знак фигуры, главенствующей в башне, выносится за скобки. Запись можно существенно укоротить, если не указывать до “равенства” символы фигур, что стоят на клетке игрового поля, захваченной в данный ход: 2. Сс8*d7=C(П)d7 3. Cc1*b2=C(П)b2 Кb8*d7=K(C, П)d7 Символы после “равенства” необходимо все-таки восстанавливать, во избежание путаницы. Знаки фигур внутри скобок разделяются запятыми, образуя семантический ряд. Первый член этого ряда символизирует фигуру, стоящую в башне выше, чем фигуры, знаки которых символизируют последующие члены ряда. Так, после третьего хода на клетке d7 возвышается столб “Черных”- снизу — вверх: Пешка, Слон, Конь. Для различения цвета фигур внутри башни можно пометить все “Черные” фигуры чертой или штрихом. Л (С’, П’, К) а4 Эта последовательность символов означает, что на клетке “а4” находится башня Белых со свойствами Ладьи, состоящая из четырех фигур, в том числе — из двух захваченных Черных. Ниже в качестве примера я привел две, из трех возможных, формулы разделения указанной башни, как видите, это напоминает уравнение химической реакции: Л (С’, П’, К) а4= Л (С’, П’)a3 / Ка4 Л (С’, П’, К) а4=Л (С’)b4 / П’(К) а4 До знака деления указана фигура или башня, которая “соскальзывает”, после знака деления — которая остается на прежней клетке игрового поля. Есть случаи, когда фигура или башня “соскальзывает” c одного столба на другой, т.е. отделяющаяся попутно захватывает еще какую-либо фигуру. Пусть клетка a3 из предыдущего примера занята Черным Ферзем, тогда запись выглядит следующим образом: Л (С’, П’, К) а4= Л (С’, П’, Ф’) а3/ Ка4 Вот еще некоторые примеры записи ситуаций из Столбовых шахмат: Пешка Белых достигла последней горизонтали и превратилась, например, в Ладью: Пh7 = Лh8; Башня Черных, имея в своем составе Пешку, находилась на первой горизонтали и разделилась, оставив на прежнем месте столб с Пешкой наверху: C’(П’,П)с1=Сb2/Ф(П)с1 На первый взгляд такая форма записи громоздка. Однако она способна отразить все хитросплетения “столбовых” шахматных комбинаций. Хотите- упрощайте ее, доводя до совершенства. Но считаю доказанным, что партии Столбовых шахмат можно фиксировать на бумаге или в памяти компьютера с целью последующего разбора и обучения. Запись партий нецелесообразна при использовании игрального шахматного кубика (1), однако можно запоминать значение грани шахматного кубика в качестве дополнительного параметра, если есть потребность. Принципы предложенной записи могут быть перенесены и на другие столбовые игры, рассмотренные в этом сборнике.
Литература ко второму разделу
1. Знание-сила, 1988, № 12, стр. 10. 2. Велесова книга, пер. и комм. А.И.Асова, Изд. 2-ое испр. -М.: Менеджер, 1995. -320 с. 3. А.Платов, Руническая магия. -М.:Менеджер,1994.-144 с. 4. Антон Платов, Священные камни земли Вантит/ Мифы и магия индоевропейцев, N2. -М.: Менеджер, 1996. 5. Е.А.Рыбина, Из истории шахматных фигур, -М.: “Советская Археология АН СССР”, N4, 1991, стр. 86- 91. 6. Гаврилов Д.А., Настольная игра- средство “вхождения в магию” / Мифы и магия индоевропейцев, вып.5.,-М.: Менеджер, 1997. 7. Дмитрий Гаврилов, От ритуалов- к игре и назад/ Мифы и магия индоевропейцев, сб., вып.6, -М.: Менеджер, 1997. 8. Заключение на модельную реставрацию древнерусских шахмат и шашек N 14102/2175- 23 от 24.10.95, Инст. Археологии РАН, 1995. 9. Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., Столбовые шахматы. Сказка для программиста, Компьютерра, N40,1996, стр.58-59. 10. Гаврилов Дмитрий, Латыпов Нурахмед, В какие шахматы играли наши далекие предки, Левша N 9, 1996. 11. Русские таврели. Описание игры под ред. Гаврилова Д.А., -М.: Московское Дворянское Собрание, 1996, 13 с. 12. Знакомьтесь: русские таврели/ оп-ие игры под ред. Гаврилова Д.А., Рязань: Приокская газета, N 206-207, 10 сентября 1996.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |