|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Асар Кааба ибн аль-Ахбара (ум. 32 г.х.)
Передал имам ад Дарими от Каба аль Ахбара, один из больших табиинов, что он сказал: فما في السموات سماء إلا لها أطيط كأطيط الرحل العلافي أول ما يرتحل من ثقل الجبار فوقهن «Нет таких небес из семи небес, кроме как они скрепят, подобно седлу всадника, когда он первый раз садится на него - по причине Тяжести Могущественного который сверху их» Источник: «Ар-Родд аля аль Джахмия», 88, и имам Ибн аль Каййим назвал иснад достоверным. Асар Халида Ибн Ма’дана (ум. 103 г.х.) Передал Абдуллах Ибн Ахмад, от табиина Халида Ибн Ма’дана, что он сказал: إن الرحمن سبحانه ليثقل على حملة العرش «Истинно, Милостивый тяжёл для ангелов, несущих Трон..» Источник: «Ас-Сунна», 1026 И если кто то скажет что в этом уподобление, то будет отвечено, что путь один во всех Сыфатах Всевышнего — утверждение их на внешнем смысле, который является светом, истиной и Таухидом, и затем — общее отрицание равенства с творениями, и точно также как Рука Аллаха не вытекает из нее уподобление, потому что она отличается от руки творений — точно также и Тяжесть Аллаха отличается от тяжести творений, и нет в этом никакого уподобления. И также хочу добавить что касательно двух аятов — это один из двух тафсиров каждого аята, и известно что саляф могут разногласить в понимании конкретных аятов или хадисов — являются ли они аятами и хадисами Сыфатов, наряду с их единогласием на утверждении Сыфатов Аллаху, и примеров такому много, и не понимается из их разногласия в понимании конкретного аята — разногласие в утверждении/отрицании Сыфатов, как это думают невежды. Аллах знает лучше, и в заключение — хвала Аллаху Господу Миров.
Фундаментальное правила: «Сыфаты Аллаха надо пониматься на очевидном (الحقيقة) смысле, а не метафорическом (لا على المجاز)» БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях Говорит имам Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г/х — да будет Аллах милостив к нему): وقال الإمام أبو جعفر محمد بن جرير الطبري رحمه الله (310 هـ):» فإن قال لنا قائل: فما الصواب في معاني هذه الصفات التي ذكرت ، وجاء ببعضها كتاب الله عز جل ووحيه، وجاء ببعضها رسول الله صلى الله عليه وسلم ؟ قيل: الصواب من هذا القول عندنا: أن نثبت حقائقها على ما نعرف من جهة الإثبات ونفي التشبيه ، كما نفى عن نفسه جل ثناؤه فقال: (ليس كمثله شيء وهو السميع البصير) إلى أن قال:» فنثبت كل هذه المعاني التي ذكرنا أنها جاءت بها الأخبار والكتاب والتنزيل على ما يُعقل من حقيقة الإثبات ، وننفي عنه التشبيه فنقول: يسمع جل ثناؤه الأصوات ، لا بخرق في أذن ، ولا جارحة كجوارح بني آدم. وكذلك يبصر الأشخاص ببصر لا يشبه أبصار بني آدم التي هي جوارح لهم. وله يدان ويمين وأصابع ، وليست جارحة ، ولكن يدان مبسوطتان بالنعم على الخلق ، لا مقبوضتان عن الخير ، ووجه لا كجوارح بني آدم التي من لحم ودم. ونقول: يضحك إلى من شاء من خلقه ، لا تقول: إن ذلك كشر عن أنياب ، ويهبط كل ليلة إلى سماء الدنيا « «Если кто-либо спросит: «Что такое правильный подход в отношении смысла атрибутов, некоторые из которых упомянуты в Книге Аллаха, Хвала Ему, а некоторые были упомянуты Посланником Аллаха (мир ему и благословения Аллаха ему)?» Наш ответ будет следующим: «Правильный подход, на наш взгляд — это утверждать смысл в прямом значении, не уподобляя его творению, как Всевышний Аллах сказал о Себе в Коране (перевод смысла): «Нет ничего подобно Ему, Он Слышащий, Видящий « [ аш-Шура 42:11 ] .. .. Таким образом, мы подтверждаем все атрибуты, которые упомянуты в коранических текстах и откровениях в соответствии с их очевидным смыслом, и отвергаем любое уподобление Ему и Его творениям. Поэтому мы говорим: Он, Хвала Ему, слышит все звуки, но не через ушное отверстие или через какой-либо физиологический орган, как у сынов Адама, Он видит всех людей зрением, но оно не походит на зрение сынов Адама, которое является физическим. У него есть две руки, правая рука и пальцы, но не в физическом (телесном) смысле; а так же обе Его Руки распростерты, даруя благословение созданиям. И у Него есть лик (или лицо), но не физическое (телесном), подобно лицам сынов Адама, которые сотворены из плоти и крови. Мы говорим, что Он улыбается тому, кому пожелает из Своих творений, но мы не говорим, что при этом видны зубы (подобно человеческой улыбке); и Он нисходит каждую ночь на ближайшее небо.» Конец цитаты из «Тафсир Мааллим ад-Дин» انتهى من «التبصير في معالم الدين» ص (141-145 وقال الإمام أبو أحمد محمد بن علي بن محمد الكرجي المعروف بالقصاب رحمه الله (360هـ) في الاعتقاد القادري الذي كتبه لأمير المؤمنين القادر بأمر الله سنة 433 هـ ووقَّع على التصديق على ما فيه علماء ذلك الوقت ، وأرسلت هذه الرسالة القادرية إلى البلدان. قال:» لا يوصف إلا بما وصف به نفسه أو وصفه به نبيه، وكل صفة وصف بها نفسه، أو وصفه بها نبيه، فهي صفة حقيقية لا صفة مجاز ، ولو كانت صفة مجاز لتحتم تأويلها ، ولقيل: معنى البصر كذا ، ومعنى السمع كذا ، ولفسرت بغير السابق إلى الأفهام ، فلما كان مذهب السلف إقرارها بلا تأويل ، علم أنها غير محمولة على المجاز، وإنما هي حق بيّن « Имам Абу Ахмад Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад аль-Караджи(известный как аль-Къассаб ум. 360г/х) сказал в отношении убеждений кадаритов в письме, написанном халифу аль-Кадира би Амр-Аллах в 433 г/х, которое было подписано учеными того времени, чтобы подтвердить его содержание и было отправлено в различные регионы, где жили кадариты: «Аллах не должен быть описан никоим образом, кроме как Он описал Себя или как описал Его Пророк Его. Любой атрибут, которым Он описывал Себя или которым описывал Его пророк, является атрибутом в прямом смысле и не является метафорическим. Если бы это было метафорой, то это было бы необходимо объяснить иначе, нежели очевидным значением. Было бы сказано, что под «зрением» подразумевается то-то, под «слухом» подразумевается то-то и так далее; и таким образом это было бы объяснением того, что атрибуты не принимаются на очевидном смысле. Однако саляфы подошли к вопросу утверждения атрибутов без интерпретаций, отличных от очевидного смысла. Это является доказательством того, что не следует понимать атрибуты в переносном значении. И это правильно.» انتهى نقلا عن» المنتظم» لابن الجوزي في المنتظم في حوادث سنة 433هـ ، «سير أعلام النبلاء» (16/213). وقال الإمام حافظ المغرب أبو عمر يوسف بن عبد الله بن عبد البر الأندلسي القرطبي المالكي (463 هـ):» ومن حق الكلام أن يُحمل على حقيقته ، حتى تتفق الأمة أنه أريد به المجاز؛ إذ لا سبيل إلى اتباع ما أنزل إلينا من ربنا إلا على ذلك ، وإنما يوجه كلام الله عز وجل إلى الأشهر والأظهر من وجوهه ، ما لم يمنع من ذلك ما يجب له التسليم. ولو ساغ ادعاء المجاز لكل مدع ما ثبت شيء من العبارات ، وجل الله عز وجل عن أن يخاطب إلا بما تفهمه العرب في معهود مخاطباتها مما يصح معناه عند السامعين ، والاستواء معلوم في اللغة ومفهوم ، وهو العلو والارتفاع على الشيء والاستقرار والتمكن فيه «. وقال ناقلاً إجماع أهل السنة على ذلك:» أهل السنة مجمعون على الإقرار بالصفات الواردة كلها في القرآن والسنة والإيمان بها ، وحملها على الحقيقة لا على المجاز ، إلا أنهم لا يكيفون شيئا من ذلك ، ولا يحدون فيه صفة محصورة ، وأما أهل البدع والجهمية والمعتزلة كلها والخوارج فكلهم ينكرها ، ولا يحمل شيئا منها على الحقيقة ، ويزعمون أن من أقر بها مشبه ، وهم عند من أثبتها نافون للمعبود. والحق فيما قاله القائلون بما نطق به كتاب الله وسنة رسوله وهم أئمة الجماعة والحمد لله « Имам Хафиз Магриба Абу Умар Юсуф ибн Абдуллах ибн ‘ Абд аль-Барр аль-Андалуси аль-Куртуби аль-Mалики (ум. 463 г/х), сказал: «Слова должны пониматься на их очевидном смысле, даже если бы Умма сошлась на том, что некоторые слова не следует понимать в прямом смысле, а только в переносном, то даже в этом случае мы должны следовать только той основе, которая была открыта для нас нашим Господом, то есть мы должны понимать слова Аллаха на очевидном и ясном смысле, если нет веских причин поступить иначе. Если бы это было оправданием для тех, кто утверждает, что что-то является метафорой, то подобное заявление не имеет никакого веса. Всевышний Аллах Свят Он и Велик не сказал в Коране ничего, кроме того, что может быть ясно и понятно арабами на основе их стиля речи. Истава’ (возвыситься) хорошо известное и понятное в арабском языке (слово), которое означает возвыситься над чем-либо и утвердиться (истикрар).» Он также сказал: «Существует иджма среди Ахлю Сунна в отношении этого вопроса: Ахлю Сунна единогласны в том, что все божественные атрибуты, упомянутые в Коране и Сунне должны быть подтверждены, мы должны верить в них и понимать их в прямом смысле, а не в переносном, без обсуждений. Что касается нововведенцев — джахимитов, мутазалитов и хариджитов — все они отрицают божественные атрибуты, не понимая их истинный смысл; они утверждают, что тот, кто принимает атрибуты на очевидном смысле уподобляет Аллаха Его творениям. Согласно словам тех, кто утверждает божественные качества, они являются отрицающими Бога. Правда на стороне тех, кто основывает свое понимание на Книге Аллаха и Сунне Его посланника. Именно они и являются лидерами Аль-джама’а. Хвала Аллаху.» وقال الإمام الحافظ الذهبي ، بعد نقل كلام القصاب السابق:» ولو كانت الصفات ترد إلى المجاز ، لبطل أن تكون صفات لله ، وإنما الصفة تابعة للموصوف ، فهو موجود حقيقة لا مجازاً ، وصفاته ليست مجازاً ، فإذا كان لا مثل له ولا نظير: لزم أن تكون لا مثل لها «. Сказал Имам аль-Хафиз аз- Захаби, упомянув слова аль- Къассаба: «Атрибуты Аллаха не могут быть истолкованы в переносном смыле, поскольку Аллах существует в прямом смысле, а не в переносном, в противном случае они не могли бы являться божественными качествами, потому что атрибуты связаны с тем, кто обладает ими. Как Он существует в прямом смысле, а не в переносном, также и Его атрибуты не могут быть метафорой. Как нет ничего равного или подобного Ему, так же не может быть ничего подобного Его атрибутам.» «العلو» ص 239 Конец цитаты из аль-Улув, с. 239
“ Фундаментальное правила: «Сыфаты Аллаха надо пониматься на очевидном (الحقيقة) смысле, а не метафорическом (لا على المجاز)» ” 1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: Суть что Таухид делится на два вида — Таухид познания и утверждения, и таухид действий. Сказал имам ад Дарими (ум. 280 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в «Ан-Накд», 330:
Ибн Абд аль-Барр передал, что Йунус бин Абд аль-Аля(1) говорил:
Имам аш-Шафии в своей книге «ар-Рисаля» пишет: Аз-Захаби привел в своей книге «Сийар Алям ан-Нубала» следующие слова имама аш-Шафии: Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби» бин Сулейман сказал: Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби» бин Сулейман сказал: Ибн Абд аль-Барр передал, что аль-Джаруди (2) сказал: 3.Ибрахим бин Исмаил бин Алих.
Аль-Лалакаи передал от ар-Раби» бин Сулеймана, что аш-Шафии сказал: «Тот, кто говорит, что Коран сотворен, является неверующим» («Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» 1/252) Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал:
Про слова ибн Аббаса (р.а.) «… то есть Могуществом и Силой» БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях Некоторые приверженцы ашаритского каляма приводят, передаваемые от сподвижников, толкования Корана, называя их “таъвилем” Качеств и Атрибутов Аллаха. Однако если мы углубимся в понимание текстов, то поймем, что никто не толковал Атрибуты аллегорически, а лишь указывал на значения текстов в арабском языке. Просто кто-то сегодня путает слова и понятия. Передается что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Аллах сказал (وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) “Мы воздвигли небо благодаря могуществу”. то есть Могуществом и Силой”. (Приводит Куртуби и др.) Тем самым по их мнению Ибн Аббас, аллегорически толкует Атрибут Аллаха Руки (аль-Яд). Однако, надо знать арабский язык, прежде чем утверждать подобное. Слово (الأيد) “аль-Айд”, совсем не означает мн. число арабского слова (اليد) “аль-Яд”, основой этого является слово (أيد) “Айд”. Сказал языковед прошлого, Ибн Манзур, в книге-словаре “аль-Лисан”, глава (أيد): “”Айд” значит, сила… Как в Словах Аллаха: (واذكر عبدنا داود ذا الأَيْد) “и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи (аль-айд)”. Т.е. мощи… (التأْيـيد) “тайийд” – масдар глагола “айядту” (поддержал), что значит, добавил силы. Аллах сказал: (إِذ أَيدتك بروح القدس) “Я поддержал тебя Святым Духом” …”. (Книга “Лисан аль-Араб”). На это в принципе отвечает и сам Имам аль-Ашари в своей книге “аль-Ибана” опровергая доводы джахмитов и муътазилитов, аллегорически толковавших Атрибут Руки: مسألة: وقد اعتل معتل بقول الله تعالى: {والسماء بنيناها بأيد} الذاريات47، قالوا: الأيد القوة، فوجب أن يكون معنى قوله تعالى: {بيدي} ص75، بقدرتي، قيل لهم: هذا التأويل فاسد من وجوه: أحدها: أن “الأيد” ليس بجمع لليد؛ لأن جمع “يد” أيدي، وجمع “اليد” التي هي نعمة أيادي، وإنما قال تعالى: {لما خلقت بيدي} ص75، فبطل بذلك أن يكون معنى قوله: {بيدي} ، معنى قوله: بنيناها بأيد “Этот неблагоразумный, выставил для себя отговоркой Слова Аллаха: “(وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) “Мы воздвигли небо благодаря могуществу”. Сказав, что “аль-айд”- есть сила, и таким образом обязательно следует толковать смысл Слов Аллаха: “”би-ядейн”- Двумя Руками, как двумя силами”. Им следует ответить, что этот “таъвиль”, несостоятелен в двух сторон: 1) (الأيد) “аль-айд”, не является мн. числом (اليد) “аль-яд”, его мн. число (أيدي) “аль-айдий”, а мн. числом (اليد) “аль-яд”- что означает силу, будет (أيادي) “айядий”. Аллах сказал: ” (لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ) «кого Я сотворили Своими обеими Руками”. Этим становится не состоятельным, чтоб смысл (بِيَدَيَّ) Двумя Руками, был подобен смыслу (بَنَيْنَاهَا بِأَيْد) «Мы воздвигли благодаря могуществу”. (См. “аль-Ибана” стр. 108.) Сказал Имам Ибн Хузейма аш-Шафии: وقال ابن خزيمة في التوحيد: (وزعم بعض الجهمية: أن معنى قوله: «خلق الله آدم بيديه» أي بقوته، فزعم أن اليد هي القوة، وهذا من التبديل أيضا، وهو جهل بلغة العرب، والقوة إنما تسمى الأيد بلغة العرب، لا اليد، فمن لا يفرق بين اليد والأيد فهو إلى التعليم والتسليم إلى الكتاتيب أحوج منه إلى الترؤس والمناظرة.) التوحيد ص87 “Некоторые джахмиты считают, что смысл (خلق الله آدم بيديه) Аллах создал Адама Своими Двумя Руками, значит Своими двумя силами. Они считают, что (اليد) аль-яд есть сила. Это относится к подмене, и является невежеством в понимании арабского языка. Сила в арабском языке называется (الأيد) аль-айд, а тот, кто не видит в этом разницы, то ему следует еще учиться и учиться, а не лезть в диалог и спор”. (См. “ат-Таувхид” стр. 87.)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |