|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯКак и любой процесс, вступление на путь и движение по нему, имеют свои ограничения. Нарушение этих условий просто уничтожает сам путь. Как художник должен научиться владеть кистью и красками, прежде чем приступить к рисованию, так и ученик должен предварительно воспитать в себе ряд черт характера, без которых путь немыслим. Учитель является человеком, уже прошедшим путь и знающим необходимость тех или иных действий. Поэтому он старается настроить ученика на выработку привычки к таким действиям, хотя сам ученик сразу может этого и не понимать. Именно поэтому ученику необходимы глубокое уважение и доверие к учителю до того момента, пока он сам не сможет осознать необходимость и закономерность своих действий. Условия вступления на путь весьма строги, но не жёстоки, их выполнение является актом свободной воли и осознанной необходимости. Если человек не готов или не желает следовать им, ему лучше сразу отказаться от пути. Объясним теперь эти условия. Подчеркнём, что необходимо не внешнее, пусть даже совершенное выполнение их, а внутреннее стремление к их выполнению. Только тот, кто выработает в себе естественную потребность в выполнении этих условий, добьётся успеха. Первое условие таково: стремление к телесному и душевному здоровью. Естественно, идеального здоровья не имеет никто и достичь его невозможно, но следует выработать внутреннее стремление к нему. В этом человек должен быть совершенно самостоятельным и ориентироваться только на самого себя. Всякие непрошенные советы и сообщения об «универсальных методиках», избавляющих ото всех болезней, не более чем иллюзия. Речь идёт о том, что человек избегает заведомо вредных привычек и создания вредных условий для здоровья. Конечно, в жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью пребывать в таких условиях, но значительно большее количество факторов, вредящих здоровью, человек принимает на себя добровольно и никто его к этому не принуждает. Для ученика должно стать правилом, что выше здоровья существует только истинная необходимость, но никогда – стремление к удовольствию. Удовольствие должно стать средством укрепления здоровья. В этом вопросе особенно требуется беспощадная правдивость перед самим собой. Вегетарианство может доставлять человеку такое же удовольствие, как и потребление мяса. Питьё воды – как питьё вина. Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к здоровью. Это попытка спихнуть ответственность за собственное безделье на внешние причины. То есть, это враньё самому себе. Особенно важно поддерживать духовное здоровье. Ученик должен стараться избавиться от всякого рода фантазий, спешки, нервозности. Он должен стараться относиться спокойно к любой обстановке и постоянно прислушиваться к тому, какую информацию ему несут окружающие явления, а не пытаться говорить за них. Любая чрезмерность, односторонность, неумение отделить собственные иллюзии от истины, ведут к погружению ученика в лабиринт фантазий и остановке на пути. Вторым условием является активность в обычной жизни. Здесь опять-таки, требуется внутренняя перестройка, а не внешние эффекты. Если человек активно шумит о том, что необходимо «делать добро», но забывает при этом поинтересоваться, а является ли «добром» то, что он таковым считает; если человек уверенно определяет, какими должны быть окружающие, но забывает определиться, каким он сам должен быть, то о движении по пути не может быть и речи. Активность во внешней жизни состоит в том, чтобы искать в самом себе причину и успеха и неудачи. Только тот, кто при неудаче понимает, что не смог предусмотреть таких-то и таких-то обстоятельств, и старается тщательно исследовать причину ошибки, добьётся успеха. Точно также, при удаче он старается тщательно определить, что принесло ему её. Такой подход к делу рождает чувство ответственности за свои поступки и это отразится на всём поведении человека, ибо преобразование начинается с самого себя. Постепенно чувство ответственности за себя перерастает в чувство ответственности за всё происходящее вокруг. Это залог успеха для движения по пути. Третье условие является следствием выполнения второго. Человек приходит к выводу, что мысли и дела взаимосвязаны и неверные мысли влекут за собой и неверные поступки. Из такого понимания вырастает стремление уничтожить плохие, жестокие и неверные мысли. Четвёртое условие – естественное следствие третьего. Это четвертое условие заключается в понимании, что всё скрыто внутри человека и тот, кто смотрит на себя как на продукт внешнего влияния, ничего на пути не достигнет. Внутреннее продвижение и внешний успех не могут измеряться одно другим. Ученик должен найти компромисс между тем, что диктуют ему внешние условия и что он сам признаёт правильным в своих действиях. Он ничего не должен навязывать окружающим, но и не должен делать то, что признаётся правильным только ими. Правильность своих действий он оценивает беспристрастным анализом своей совести. У внешнего ученик постоянно учится различению истинного и ложного. Он должен постоянно разбираться что полезно, а что вредно воздействует на окружение. Таким образом, он развивает то, что называют «духовными весами», на которых уравновешивается открытость и осознание нужд внешнего мира, и непоколебимая решительность идти своим путём. Пятое условие определяется четвёртым: постоянство и упорство в достижении цели. Только одно обстоятельство может заставить ученика свернуть с пути и отказаться от действия – если он убедился, что ошибся. Всякое решение является силой внутреннего мира человека и даже не достигшее цели, оказывает определённое действие. Здесь следует сделать замечание о результате. Он важен там, где стремятся к внешнему эффекту. Ученик же действует ради самого процесса действия, ибо внутренний или высший мир реагирует именно на процесс, а не на результат. Его не интересует внешний результат, но он должен быть направлен на пользу, а не во вред кому бы то ни было. Все эти нюансы часто определяются словами: «Действуй, но не стремись к результату», а в древних книгах называются «принесением своих действий в жертву». Шестое условие является чувством благодарности ко всему, что приходит из внешнего мира. наше существование зависит от множества факторов, которые также зависят от других людей. Поэтому мы должны испытывать благодарность к тем, кто даёт нам возможность существовать. Все шесть условий органично сливаются в седьмом условии: воспринимать жизнь такой, какой она является. Тогда жизнь становится цельной и уравновешенной, и отдельные её стороны помогают, а не противоречат друг другу. Это необходимое предварительное условие для создания внутреннего покоя, который ученик должен создавать с первых шагов своего ученичества. Если стремление выполнить эти условие истинно, человек сможет вступить на путь ученичества. Кому-то эти условия покажутся формальными и общеизвестными. Такие люди просто не доросли до понимания единства внешнего и внутреннего. Внутренне может проявить себя только во внешнем, поэтому внешняя форма отчётливо сигнализирует тому, кто умеет видеть, о состоянии внутреннего мира человека. Человек подразделяет жизнь на «внутреннюю» и «внешнюю», хотя на самом деле жизнь едина без всяких разделений. Если ученик пренебрежет каким-либо условием, он неизбежно остановиться перед первым же препятствием в полном недоумении, ибо его действия будут порождать совершенно непредсказуемые результаты. Выполнение условий рождает глубокое уважение к истине. Ученик никогда не позволит себе причинить вред кому-либо в делах, словах или в мыслях, ибо для него это всё одно и тоже, поскольку истина не нечто отдельное, а всё то, что человека окружает. Отсюда вовсе не следует, что ученик должен спокойно проходить мимо зла, но отнестись к нему он должен как к истине и предпринять истинные действия, предотвращающие зло. Ученик понимает, что злом невозможно победить зло, что разрушение не является созиданием и в результате рождается правильный ответ злу. Тот, кто вступил на путь, должен понимать, что его задача строить, а не разрушать, поэтому в нём всегда должна существовать готовность к самоотверженной работе, ибо только так он приобретает знания. Если при получении каких-то сведений человек не спешит противопоставить им своё личное мнение, это не означает, что он лишен его. Когда человек достиг определённой ступени, он спокойно воспринимает то, что приходит к нему извне. Он внутренне готов учиться и если что-то оказывается непонятным, то он откладывает это до того момента, когда будет способен его понять. Если же человек принимается судить, толковать и оправдывать, исходя из заученных догматов, он теряет способность понимать. Если человек вырабатывает в себе описанное выше отношение к миру, его взгляды неизбежно начинают совпадать со взглядами тех, кто уже прошёл путь. Это неудивительна – ведь истина всегда одна. Она находится в каждом человеке и задача состоит в том, чтобы убрать препятствия с её пути. Этому и учит путь. Человек может и сам достичь этого понимания, но путь - это наука, и он ведёт к цели кратчайшим путём. Если ученик не понимает смысла действия в данный момент, он должен доверять учителю или хотя бы своему внутреннему чувству. Но при движении по пути существуют и определённые признаки продвижения, о которых я расскажу в следующей главе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |