АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОДГОТОВЛЕНИЕ

Читайте также:
  1. Подготовление.

Подготовление состоит в совершенно определенном уходе за жизнью чувств и мыслей. При помощи этого ухода душевное и духовное тело ученика одаряется высшими орудиями чувств и высшими органами деятельности так же, как на ранних ступенях эволюции силы природы снабжали физическое тело человека органами, формировавшимися из первичной живой материи. Начинать следует с того, чтобы внимание души направлять на известные явления в окружающем нас мире. Один ряд таких явлений — растущая, развивающаяся и зреющая жизнь, другой же ряд — все, что связано с отцветанием, увяданием и умиранием. Повсюду, куда человек ни взглянет, происходят одновременно подобные явления. И также естественно вызывают они в человеке определенные мысли и чувства. Но в обычных условиях человек недостаточно отдастся этим мыслям и чувствам, потому что слишком быстро переключается с одного впечатления на другое. Вот почему необходимо, чтобы он интенсивно обращал сознательное внимание на эти факторы природы. Он должен в те определенные минуты, когда его душа воспринимает произрастание и цветение, изгнать из нее все остальное и на короткое время отдаться исключительно одному этому впечатлению. И он скоро убедится, что чувство, до этого времени лишь промелькнувшее в его душе, усиливается, что оно принимает сильную и энергичную форму. Этому чувству он должен дать спокойно отзвучать внутри себя. При этом нужно совсем затихнуть внутренне, замкнуться от остального внешнего мира и прислушиваться к тому, как душа отзовется на явления произрастания и расцветания.

Но не следует думать, что можно преуспеть в развитии, притупляя свои чувства по отношению к миру. Сначала нужно вглядываться в объекты как можно более живо и пристально и лишь после этого отдавать себя возникающему в душе чувству и пробуждающейся мысли. Важно суметь направить внимание одновременно и на чувство, и на мысль, сохраняя при этом полное внутреннее равновесие. Если сумеешь найти необходимый покой и сумеешь отдаться тому, что возникает в душе, тогда через соответствующее время во внутреннем мире появятся чувства и мысли нового уровня. Чем чаще устремлять, таким образом внимание попеременно то на растущее, расцветающее, зреющее, то на увядающее, умирающее, тем естественнее станут эти чувства. И из чувств и мыслей, возникающих таким образом, строятся органы ясновидения так же, как силы природы из живой материи строят глаза и уши физического тела. Совершенно определенная форма чувства связывается с ростом и возникновением, другое определенное чувство — с увяданием и умиранием. Но только в том случае, когда эти чувства вызываются к жизни вышеописанным образом. Лини, приблизительно можно описать, каковы эти чувства, и живое представление о них можно приобрести только тогда, когда сам испытаешь все эти внутренние переживания. Кто часто устремляет внимание на процессы возникновения, произрастания, цветения, тот начнет чувствовать нечто, имеющее отдаленное сходство с чувством, вызываемым солнечным восходом. А из процессов увядания и умирания ему передастся переживание, сходное в такой же мере с впечатлением от медленно восходящей Луны. Оба эти чувства — две силы, которые при надлежащем уходе и при усиливающемся развитии могут повести к величайшим оккультным действиям. Тому, кто сознательно и без перерывов отдастся таким чувствам, откроется целый новый мир. Перед ним начнет постепенно выявляться та душевная область, которая называется «астральной сферой». Рост и увядание перестанут быть для него такими неопределенными впечатлениями, какими они были раньше; наоборот, они начнут складываться в линии и очертания, с каких он ранее и не подозревал. И эти линии и очертания складываются для различных явлений роста и увядания в различные образы. Распустившийся цветок вызовет перед его душой совершенно определенные линии, также и молодое растущее животное или умирающее дерево. Мир души (астральная сфера) медленно развернется перед ним. Ничего произвольного нет в этих линиях и образах. Два ученика, находящихся на одинаковой ступени развития, при одном и том же явлении, увидят всегда одни и те же линии и образы. Перед двумя душами вид цветущего растения вызовет неизбежно один и тот же духовный облик. И как в обыкновенной естественной истории описывается наружный вид растений и животных, так же описывает и рисует Учитель оккультной школы различные образы процессов произрастания и увядания по родам и видам.

Когда ученик уже может видеть духовные образы тех явлений, которые и физически также видимы для него, тогда он не далек от ступени, когда видимыми становятся вещи, не имеющие физического существования, остающиеся скрытыми (оккультными) для обыкновенных людей.

Настаивать нужно на том, чтобы исследователь скрытых сторон природы не погружался в размышления о том, какое значение имеет та или другая вещь. Такая рассудочная работа может только отвлечь его от правильного пути. Он должен добиваться, чтобы сами вещи поведали ему этот смысл.

Далее следует то, что в эзотеризме называется способностью разбираться или ориентироваться в высших мирах. Этого уровня ученик достигает, когда совершенно проникается сознанием, что чувства и мысли — такие же действительные факты в высшем мире, как столы и стулья — в мире физическом. В психическом мире (или астральном) и в мире мысли (или ментальном) чувства и мысли действуют друг на друга так же, как в физическом мире чувственные вещи. Пока человек не проникнется этим сознанием, он не поверит, что его дурная мысль может так же вредно подействовать на другие мысли, населяющие ментальный мир, как наугад выпущенная ружейная пуля может повредить физическому предмету, в который она попадает. Он, может быть, никогда не позволит себе совершить физически видимое действие, которое считает лишенным смысла; но он не побоится носить в себе дурные мысли и чувства, думая, что они вполне безопасны для окружающего мира. Но в науке духа только тогда и можно идти вперед, когда к своим мыслям и чувствам относишься так же осмотрительно, как и к своим поступкам в физическом мире. Когда кто-либо видит перед собой стену, он не пробует пробежать через нее, но обходит ее, сообразуясь с законами физического мира. Такие же законы существуют и для мира чувства, и для мира мысли. Только они не действуют на человека извне. Они должны сами истекать из жизни его души. Этого можно достигнуть, если никогда не допускать в себе превратных мыслей и чувств. Всякое произвольное колебание мысли, всякое бесцельное фантазирование, все случайные подъемы и спады чувств нужно себе запретить. И не следует думать, что можно вследствие этого внутренне обеднеть; наоборот, только когда начинаешь управлять своим внутренним миром, достигается и истинное богатство чувств, и истинное творчество воображения. Вместо мелочной чувствительности и случайной игры ума появляются полные значения чувства и плодотворные мысли. И эти чувства и мысли ведут человека к умению разбираться в духовном мире. Он вступает в правильные отношения с вещами духовного мира. Так же, как будучи физическим человеком, умел он подходить направление среди физических вещей, так же он должен теперь находить путь в сверхфизических мирах между явлениями произрастания и увядания, с которыми он познакомился на вышеописанной стезе.

В дальнейшем ученик должен сосредоточиться на мире звуков. Необходимо различать звуки, производимые так называемым безжизненным телом (падающим предметом, колоколом или музыкальным инструментом), и те, которые издают живые существа (животное или человек). Слыша звук колокола, мы воспринимаем его топ и соединенное с ним приятное чувство; слыша крик животного, мы, кроме того, можем воспринять и откровение внутреннего переживания животного — его радости или страдания. На этого рода звуках ученик и должен остановить все свое внимание. Он должен стремиться, чтобы звук открыл ему нечто, что лежит вне его собственной души, и он должен погрузиться в это чужое, слить свое собственное чувство с страданием или с радостью, которые передадутся ему через звук. Он должен избавиться от личного восприятия звука в смысле приятности и неприятности, благоприятного впечатления или неблагоприятного; только то должно достигать его души, что испытывает само живое существо, издающее звук. Делающий подобные упражнения по определенному плану и обдуманно может усвоить способность сливаться, так сказать, с существом, издающим звук. Музыкально развитому человеку такие упражнения дадутся легче. Но не следует думать, что музыкальное чувство может заменить эти упражнения. Нужно таким способом научиться отзываться на переживания всей природы. Благодаря этому, во внутреннем мире ученика возникает совершенно новая способность. Вся природа начинает своими звуками передавать человеку свои тайны. Он начинает слышать душой.

К этому должно присоединиться еще нечто новое: ученик должен совершенно иначе, чем прежде, слушать другого человека. Он должен приучиться слушать так, чтобы свое собственное внутреннее содержание молчало. Когда кто-нибудь высказывает мнение и другой слушает его, то внутри этого последнего возникает обыкновенно или утверждение, или отрицание. В большинстве случаев такое утверждение или отрицание немедленно и высказывается, но ученик должен к чужой мысли относиться совершенно иначе. Он должен водворить внутреннее молчание, когда высказываются другие. Конечно, этого нельзя достигнуть сразу.

В оккультных школах такие упражнения производятся по определенному плану. Ученики обязаны в известное время выслушивать мысли, противоположные их убеждениям, и при этом заставлять умолкнуть внутри себя всякое чувство несогласия и в особенности недовольства. При этом ученик должен внимательно наблюдать за собой, чтобы подобные чувства не сохранились в интимной глубине его души. Для этого полезно слушать мнения людей, стоящих в каком-либо отношении много ниже, подавив в себе при этом всякое чувство личного превосходства или большей осведомленности. Полезно ради этого прислушиваться к детям и убедиться, что даже самый мудрый может многому научиться у детей.

Таким образом человек приучается выслушивать слова других вполне самоотверженно, совершенно погасив свое личное «я», свои мнения и свой образ чувств. Когда он научится слушать, не критикуя даже и тогда, когда выслушиваемое мнение принадлежит к числу самых «превратных», с его точки зрения, тогда он постепенно приобретет драгоценную способность сливаться с сутью другого человека, совершенно в нес входить и слышать через слова самую душу другого. При продолжительных упражнениях звук делается истинным средством для верного понимания души. Но при этом необходимо самое строгое самовоспитание, которое, в свою очередь, приведет человека к высокой цели. Когда описанные упражнения сочетаются с упражнениями по восприятию звуков в природе, в душе развивается новое чувство внутреннего слуха. Душа уже способна воспринимать сообщения из духовного мира, которые не могут быть выражены внешними звуками, доступными для физического уха. И тогда пробуждается восприятие «внутреннего слова». Ученик начинает слышать, когда с ним говорят духовным образом. Все высшие истины постигаются через такое «внутреннее внимание», и все, что истинный оккультный исследователь передает, все это он получил именно таким путем. Но из этого вовсе не следует, что не нужно изучать оккультные книги, пока сам не будешь в состоянии услышать это «внутреннее внимание». Наоборот, чтение таких книг, слушанье учений оккультных исследователей всегда подвигает вперед и дает возможность самому достигнуть такой же способности. Во всех оккультных школах подобное изучение составляет часть подготовительного труда. И как бы усердно ученик ни предавался всем остальным упражнениям, он не достигнет цели, если не усвоит учений оккультных исследователей. Ибо эти учения почерпнуты из «внутреннего слова», из «внутренней передачи», и потому они сами обладают духовной жизнью. Это — не только слова, это — живые силы. И в то время, когда ученик следит за словами оккультного учителя, когда он читает книгу, возникшую из действительного внутреннего опыта, в его душе действуют силы, которые делают его ясновидящим так же, как силы природы создали из живой материи его глаза и уши.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)