|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВО ВРЕМЯ ПОСВЯЩЕНИЯВо время сна человеческая душа не воспринимает сообщений со стороны физических органов чувств. В этом состоянии восприятия из обыкновенного внешнего мира не притекают к ней, так как она находится вне плотной части, человеческой сущности вне так называемого физического тела. Душа сохраняет связь лишь с тонкими телами (эфирным и астральным), которые недоступны наблюдению физических чувств. Но деятельность этих тонких тел во время сна не прекращается. Так же, как физическое тело состоит в связи с вещами и существами физического мира, так же, как оно подвергается воздействию с их стороны и само на них влияет, так же живет душа в высшем мире. И жизнь эта продолжается во время сна. На самом деле душа во время сна живет полной жизнью. Но человек ничего не может знать об этой своей деятельности, пока не приобретет высших органов чувств, посредством которых он может во время сна столь же хорошо наблюдать все происходящее вокруг него и свои собственные действия, как он наблюдает при помощи обычных органов чувств обыденные явления своей физической среды. Тайное обучение ведет, как это было выяснено в прошлых главах, к развитию таких высших орудий чувств.
Из таких примеров, как нижеследующий, можно для себя уяснить, как душа при помощи своих тонких тел проявляет свою деятельность во время состояния покоя физического тела. Приводимый пример не выдумка, а действительный случай из жизни, проверочный со всевозможной тщательностью и при помощи всех средств, которые обязательны для серьезного ясновидящего исследования, и случай Этот рассказывается не с целью привести доказательства, а лишь для наглядного пояснения. Одному молодому человеку предстоял экзамен, который мог иметь решающее значение для всей его последующей жизни. Он долгое время усиленно работал и чувствовал себя поэтому чрезвычайно уставшим накануне строгого экзамена. Наутро он должен был ровно в восемь часов предстать перед экзаменационной комиссией. Он решил эту ночь спокойно выспаться, но боялся, ввиду крайней усталости, что ему не удастся проснуться самому в определенное время. Для избежания этого он попросил, чтобы живущий в ближней комнате сосед разбудил его в шесть часов стуком в дверь. После этого он решился заснуть. Но утром он проснулся не вследствие условленного стука своего соседа, а вследствие сновидения. Он услыхал шесть сильных ружейных выстрелов, при последнем из выстрелов он окончательно проснулся. Его часы, которые не имели боя, показывали шесть часов. Он оделся, а через полчаса и сосед постучал в его дверь. На самом деле только теперь было шесть часов, ибо его часы за ночь ушли вперед на полчаса. Таким образом, сон, разбудивший его, согласовался с неверно идущими часами. Что же произошло при этом? Душа молодого человека оставалась во время сна деятельной. Благодаря тому, что он с вечера направил свою душевную деятельность на часы, осталась связь между душой и часами в течение целой ночи. И утром душа сосредоточилась на «шести», на которые указывала стрелка часов. И этот душевный акт сообщился человеку описанным символическим сном, пробудившим его. О «случайном» пробуждении, благодаря дневному свету или чему-либо подобному, не может быть и речи, так как душа сообразовалась не с действительным временем, а с неверно идущими часами. Таким образом, душа, как верный страж, была деятельна в то время, когда физический человек спал. Таким образом, во сне отсутствует не деятельность души, а только сознание этой деятельности. Но если жизнь сна, благодаря оккультному обучению, начинает изменяться, как это описано в прошлой главе, человек приобретает способность следить сознательно за всем, что вокруг него происходит; он может ориентироваться в окружающей среде так же, как это бывает с его переживаниями во время бодрствования в его повседневной физической жизни. Если бы молодой человек в вышеприведенном пример был ясновидящим, — он сам мог бы наблюдать часы во время сна и мог бы сам пробудить себя. Но надо принять во внимание, что восприятие обыкновенной чувственной обстановки предполагает уже высшую ступень ясновидения, как это уже было выяснено ранее. В начале развития ясновидения ученик воспринимает лишь вещи, принадлежащие другому миру, не улавливая еще их связи с предметами своей повседневной чувственной обстановки. То, что становится очевидным, благодаря подобным характерным примерам из жизни сновидений, повторяется постоянно в человеческой жизни. Душа живет в высших мирах в постоянной деятельности. Она черпает в высших мирах побуждения, влияние которых она постоянно переносит на физическое тело, поэта ее высшая жизнь остается для человека бессознательной. Ученик же и ее обращает в сознательную. Благодаря этому, и вся жизнь его становится иной. Пока душа не сделается видящей в высшем смысле, она подлежит руководству высших мировых сил. И как жизнь слепого, ставшего в результате операции зрячим, становится совсем иной, чем она была раньше, когда он должен был доверять себя вожатому, так же изменяется жизнь человека благодаря оккультному обучению. Он тоже может обходиться без руководителя и с этих пор становится своим собственным руководителем. Как скоро это наступает, он неизбежно подвергается ошибкам, о которых и не подозревает его обыкновенное сознание. Теперь он действует из другого мира, откуда на него раньше неведомым для него образом влияли высшие силы. Эти высшие силы подчинены всеобщей мировой гармонии. Из этой мировой гармонии ученик выступает и должен сам совершать вещи, которые ранее делались для него без его участия. Вот почему во всех книгах, трактующих о таких вещах, говорится так много об опасностях, связанных с восхождением в высшие миры. Описания таких опасностей заставляют робкие натуры взирать со страхом и трепетом на эту высшую жизнь. Но необходимо сказать, что эти опасности существуют только тогда, когда не приняты во внимание необходимые меры предосторожности. Когда же выполняется все, что истинное оккультное обучение советует, тогда восхождение ученика, хотя и проходит через переживания, по силе и величине превосходящие все, что может нарисовать самая смелая Но фантазия, но о вреде для здоровья или для жизни не может быть и речи. Человек учится познавать страшные силы, угрожающие жизни со всех сторон. Он может заставлять служить себе силы и существа, которые изъяты из его чувственного восприятия. И велико бывает искушение заставить эти силы действовать в собственных интересах или, не владея еще достаточно познаниями высших миров, применять эти силы ошибочным образом. Некоторые из таких особенно замечательных переживаний (например, встреча с «Охранителем Порога») будут еще описаны в этих статьях. Но нужно при этом не забывать, что враждебные для жизни силы существуют и тогда, когда их не знают. Конечно, до тех пор, пока они остаются неизвестными, отношение их к человеку определяется свыше. Но это отношение меняется, как только человек сознательно вступает в этот прежде скрытый от него мир. Ради этого его собственное существо укрепляется, его жизненный круг расширяется безгранично. Действительная опасность наступает только тогда, когда ученик из-за нетерпения или нескромности слишком рано присваивает себе самостоятельную роль, когда он торопится и хочет действовать ранее, чем овладеет полным проникновением в сверхчувственные законы. В этой области смирение и скромность приобретают еще большее значение, чем в обыденной жизни. Но если эти качества, в своем лучшем смысле, сродни ученику, тогда он может быть уверен, что его восхождение в высшую жизнь совершится вполне безопасно для того, что люди называют здоровьем и жизнью. Прежде всего, не должно быть никакой дисгармонии между высшими переживаниями и проявлениями и запросами его повседневной жизни. Человеческая задача на этой земле состоит в непрестанном искания, и кто желает избежать священных задач земной жизни и спастись бегством в иной мир, тот может быть уверен, что он не достигнет своей цели. Но то, что воспринимается чувствами, есть лишь часть мира, и как раз в духовном мире находятся причины фактов мира чувственного. И необходимо приобщиться к духовному, чтобы быть в состоянии переносить свои откровения и в чувственный мир. Человек преображает землю, внедряя в нее то, что он узнает в мире духа. В этом состоит его задача. И так как видимая земля зависит от духовного мира, то наиболее правильно может действовать лишь тот, кто участвует в мирах, заключающих в себе творческие силы жизни; ввиду этого и нужно желать подняться до этих миров. Если к оккультному обучению приступают, проникнувшись подобным настроением, и ни на минуту не отклоняются от намеченного направления, тогда нет основания бояться какой-либо опасности. Мысль об опасности не должна отклоняться от оккультного обучения; но она должна сделаться призывом к строгому отношению к себе и к приобретению тех свойств, которыми должен владеть истинный ученик оккультизма. После этих предупреждений, которые должны устранить всякий страх, перейдем к описанию некоторых так называемых «опасностей». Без сомнения, вышеописанные тонкие тела ученика подвергаются большим переменам. Эти перемены находятся в связи с определенными процессами развития трех основных сил души: воли, чувства и мысли. До оккультного развития эти три силы находились у человека в совершенно определенной связи, согласованной высшими мировыми законами. Человек хочет, чувствует или думает непроизвольным образом. Когда, например, определенное представление всплывает в сознании, тогда по естественным законам за ним следует определенное чувство или же закономерно связанное с ним волевое решение. Человек входит в комнату, находит, что в ней душно, и отворяет окна или слышит свое имя и идет на зов: спрашивает и дает ответ; видит зловонную вещь и испытывает неприятное чувство. Это — простые зависимости между мышлением, чувствованием и хотением. И если начать обозревать человеческую жизнь, мы найдем, что все в ней построено на таких зависимостях. Более того, самая жизнь человека считается «нормальной» лишь тогда, когда в ней ясна связь между мышлением, чувством и волей, коренящаяся в законах человеческой природы. Было бы несоответственно этим законам, если бы при взгляде на зловонный предмет человек испытывал чувство удовольствия или если бы он не отвечал на вопросы. Вся надежда на хорошие результаты правильного воспитания и обучения покоится патом, что предполагается возможным установить соответствующую человеческой природе связь между мышлением, чувствованием и хотением воспитанника. Если ему внушаются известные представления, — это делается в предположении, что они позднее войдут в закономерную связь с его чувствами и решениями его воли. И это происходит от того, что в тонких телах человека (астральном и ментальном) центры трех сил: мышления, чувствования и хотения связаны между собой закономерным образом. И эта связь, существующая в более тонком душевном организме, отражается также и в более грубом физическом теле. И в нем органы хотения находятся в определен-пай зависимости от органов мышления и чувствования. Определенная мысль вызывает поэтому каждый раз соответствующее чувство или волевую деятельность. Но при высшем развитии человека нити, которые соединяли между собой три основные силы, порываются. Сначала этот разрыв происходит только в упомянутом более тонком душевном организме: но при дальнейшем подъеме это разделение распространяется также и на физическое тело. Так, при высшем духовном развитии мозг человеческий действительно распадается на три разделенные друг от друга части. Разделение это, конечно, такого рода, что его нельзя заметить обыкновенным физическим образом или проверить хотя бы и самыми тончайшими инструментами. Но разделение тем не менее наступает, и ясновидящий может наблюдать его. Мозг ясновидца высшей ступени распадается на три самостоятельно действующие части: на мысли, чувство и воле-мозг. Органы мышления, чувствования и желания становятся при этом условии совершенно независимыми. И их связь устанавливается уже не внедренными в них самих законами, а высшим сознанием самого человека. Это и есть та перемена, которую ученик замечает в себе и которая состоит в том, что никакой связи между представлением и чувством или чувством и решением воли не возникает, если он сам не создаст эту связь. Никакое побуждение не при.ведет него от мысли к действию, если он сам не вызовет в себе это побуждение. Теперь он может стоять, не испытывая никакого чувства перед фактом, который до его ученичества вызвал бы в нем или пламенную любовь или сильную ненависть; он также может оставаться бездеятельным при мысли, которая прежде как бы сама собой побуждала его к действию. Точно так же может он совершать дела из волевых решений, для которых у людей, не прошедших через ученичество, не оказалось бы ни малейшего повода. Большое завоевание ученика состоит в том, что он достигает полнейшего господства над взаимодействиями трех названных душевных сил: но это взаимодействие остается вполне на его собственной ответственности. Благодаря такому превращению своего существа, человек может теперь вступить в сознательную связь с определенными сверхчувственными силами и сущностями. Ибо его собственные душевные силы стоят в соответствующем родстве с известными основными силами мира. Например, сила, заключающаяся в человеческой воле, может влиять на определенные сущности высшего мира, а также и воспринимать их. Но она получает эту способность только тогда, когда делается свободной от прежней своей связи с чувствами и мыслями внутри души. Как скоро эта связь прекратилась, действие воли выступает наружу. То же самое и с силами мышления и чувствования. Если кто-либо посылает другому чувство ненависти, то для ясновидца это видимо как тонкое световое облако определенной окраски. И такой ясновидец может оборониться от этого чувства злобы так же, как физический человек обороняется от физического удара, направленного против него. В мире сверхчувственном злоба — явление видимое. Но воспринимать со ясновидец может только благодаря тому, что силу, заключенную в его чувстве, он способен высылать наружу так же, как физический человек способен направлять наружу восприимчивость своих глаз. То же можно сказать и относительно всех других явлений чувственного мира; человек может вступить с ними в сознательное общение благодаря тому, что освободились основные силы его души. Благодаря описанному разделению сил мышления, чувствования и воли — если не соблюдаются предписания оккультного обучения — возможно троякое отклонение от правильного пущ человеческого развития. Отклонение это может произойти, если соединительные связи между этими силами разрушатся прежде, чем высшее сознание подвинулось в своем развитии настолько, чтобы верно управлять свободным взаимодействием между тремя разделенными силами, ибо, обыкновенно, не все три основные силы человека развиты одинаково в тот или другой определенный жизненный период. У одного человека первоначально развивается мышление, а затем уже чувство и воля; у другого чувство господствует над остальными двумя силами, у третьего воля сильнее мышления. И пока связь, установленная высшими мировыми законами, остается неизменной, до тех пор преобладание той или другой силы не может вызвать резкого нарушения нормальной душевной жизни. Например, у человека с преобладанием воли, благодаря воздействию высших законов, мышление и чувство влияют уравновешивающим образом и препятствуют сильно преобладающей воле впадать в какие-либо излишества. Но если такой человек с сильной волей вступает на путь ученичества, тогда прекращается уравновешивающее влияние чувства и мысли на чрезвычайную деятельность безудержно проявляющей себя воли. И если человек в смысле полного обладания своим высшим сознанием подвинулся не настолько, чтобы самому восстанавливать нарушенную гармонию, — в таком случае ничем не обуздываемая воля направится по своим собственным путям. Она будет постоянно пересиливать своего носителя. Чувство и мышление впадут в совершенное бессилие, человек подпадет под деспотическое самовластие завладевшей им силы воли. Отсюда возникает властная натура, переходящая от одного необузданного действия к другому. Второе уклонение от правильного развития возникает тогда, когда чувство освобождается от закономерного регулирования и начинает преобладать в такой же безмерной степени. В этом случае личность, склонная к почитанию, может поставить себя по отношению к почитаемому человеку в такую безграничную зависимость, которая может довести ее до потери собственной воли и мысли. И тогда вместо высшего познания у такой личности получатся жалкое бессилие и потеря всякой индивидуальности. Может также случиться, что при таком преобладании чувства личность, склонная к набожности и к религиозному подъему, впадет в убивающую здравое мышление религиозную мечтательность. Третье уклонение бывает тогда, когда сильно преобладает мышление. В этом случае развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созерцательность. Для таких людей мир начинает иметь значение лишь постольку, поскольку он представляет собой собрание объектов, способных удовлетворять их безгранично растущее вожделение к познанию. Мысли не возбуждают в них ни чувства, ни стремления к действию. Повсюду они выступают с холодным безучастием. Они избегают всякого соприкосновения с вещами повседневной действительности, как чего-то возбуждающего отвращение или, по крайней мере, потерявшего для них всякое значение. Вот те три ложных направления, по которым может пойти ученик: властность, безмерная чувствительность, холодное бессердечное умствование. С внешней точки зрения, а также и с материалистической, воспитанной на школьной медицине, такой уклонившийся с правильного пути ученик отличается лишь немногим от сумасшедшего или, по меньшей мере, от человека, страдающего «нервным заболеванием». Отсюда с достаточной ясностью видно, какое большое значение придает оккультное обучение гармоническому развитию всех трех основных сил души, прежде чем допустить их освобождение от присущей им связи и предоставить их воздействие со стороны пробужденного высшего сознания, ибо, если ошибка была допущена, и одна из основных сил вышла из равновесия, в таком случае высшее в человеке проявится подобным недоношенному плоду. Ставшая необузданной сила заполнит всю личность человека, и надолго нужно оставить всякую надежду на то, чтобы вернулось утраченное равновесие. Что кажется невинной чертой характера, пока человек остается вне оккультного обучения, будет ли он натурой с преобладающей волей или с преобладающим чувством или мыслью, — возрастает у ученика в такие размеры, при которых необходимые для жизни общечеловеческие качества могут совершенно исчезнуть. Но особенно опасным это свойство становится лишь тогда, когда ученик приобретает способность сохранять в дневном сознании то, что он переживает во время сна. Пока просветление ограничивается лишь промежутками, переживаемыми во сне, до тех пор чувственная жизнь, регулируемая общими мировыми законами, действует во время бодрствования уравнивающим образом на нарушенное равновесие души. Оттого так и необходимо, чтобы бодрствующая жизнь ученика была во всех отношениях регулярной и здоровой. Чем более ученик отвечает тем требованиям, которые внешний мир предъявляет по отношению к здоровому и сильному сочетанию тела, души и духа, тем лучше для него. Поэтому для него было бы очень нехорошо, если бы повседневная бодрствующая жизнь действовала на него возбуждающим или истощающим образом, если бы таким образом к великим переменам, происходящим в его внутреннем существе, примешались бы еще и те или другие разрушительные или тормозящие влияния внешней жизни. Он не должен пропускать ничего, соответствующего его силам и способностям, что могло бы содействовать его гармоническому существованию с окружающей средой. Точно так же должен он избегать всего, что приносит ущерб этой гармонии и что вводит беспокойство и поспешность в его жизнь. При этом дело вовсе не в том, чтобы внешним образом отделаться от беспокойства и поспешности, а в том, чтобы как можно полнее охранять настроение, стремления и мысли, а также и здоровье своего тела от постоянных колебаний. Все это дается человеку во время его ученичества гораздо труднее, чем раньше, ибо высшие переживания, теперь уже начинающие отражаться в его жизни, действуют непрерывно на все его бытие. Если в пределах этих высших переживаний что-либо не в порядке, отсутствие равновесия может при первом же случае столкнуть ученика с правильного пути. Поэтому, ученик не должен упускать из виду ничего, что могло бы обеспечить для него господство над всем его существом; никогда не должен он терять присутствия духа и прекращать спокойное наблюдение над всеми встречающимися жизненными положениями. Хотя истинное оккультное обучение вызывает уже само до себе все эти свойства. Во время этого обучения ученика знакомят с различными опасностями только для того, чтобы в нужный момент он мог проявить полное самообладание и устранить их со своего пути.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |