|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЕРВЫЙ ОХРАНИТЕЛЬ ПОРОГАПри восхождении в высшие миры важными переживаниями являются встречи с «Охранителем Порога». Их в сущности два: «меньший» и «больший» Охранитель. С первым человек встречается тогда, когда соединительные нити между волей, мышлением и чувствованием внутри астрального и эфирного тел начинают расторгаться тем путем, который был описан в предыдущей главе. С большим же «Охранителем Порога» человек встречается лишь тогда, когда расторжение связей переносится также и на физические части тела (и прежде всего на мозг). «Меньший Охранитель Порога» — самостоятельное существо, но сам по себе он не существовал прежде, чем человек не достиг соответствующей ступени развития. Это — создание человека. Лишь некоторые из существенных особенностей «Охранителя» могут быть описаны здесь: полное описание чрезвычайно затруднительно. Попытаемся представить встречу ученика с «Охранителем Порога» в повествовательной форме. Лишь благодаря этой встрече ученик узнает впервые, что мышление, чувствование и воля его выступили из прирожденной связи, в которой они находились ранее. Перед учеником стоит несомненно страшное призрачное существо. Необходимо все присутствие духа и все доверие к избранному пути — доверие, которое ученик имел время приобрести в достаточной мере во время своего ученичества, — чтобы сохранилось спокойствие при этом явлении. Все значение «Охранителя» можно было бы вложить в такую речь, обращенную к ученику: «До сих пор над тобой бодрствовали Силы, бывшие для тебя невидимыми. Благодаря им, во время твоей прежней жизни каждое из твоих добрых дел давало хорошие плоды и каждое из дурных влекло за собой плохие последствия. Благодаря их влиянию строился твой характер из твоих же жизненных опытов и из твоих мыслей. Они определяли твою судьбу, они отмеряли ту меру радости и страдания, которая определялась для каждого из твоих воплощений сообразно твоим проявлениям в прежних жизнях на земле. Они царствовали над тобою в виде всеобъемлющего закона кармы. Теперь же эти силы освободили тебя отчасти от своих уз. И некоторую долю той работы, которую они совершали над тобой, ты должен теперь производить сам. Случалось, что тебя постигал тот или иной тяжелый удар судьбы и ты не знал, за что? Это было последствие злого деяния в одной из твоих предшествовавших жизней. В другой раз ты встречал счастье и радость и принимал их не думая, откуда они? Но и они были последствием прежних твоих дел. В твоем характере имеются и прекрасные стороны, но есть и безобразные пятна. Ты сам вызывал и те и другие твоими предыдущими переживаниями и мыслями. До сих пор ты не знал их, и действия их были сокрыты для тебя. Но они, те Кармические Силы, видели все твои прежние дела, знали самые твои сокровенные мысли и чувства. И по ним они определяли тебя, каков ты есть и как ты живешь. Но теперь для тебя самого должны быть открыты все хорошие и все дурные стороны твоих прошедших жизненных путей. До сих пор они были вплетены в твою собственную сущность, они были в тебе, и ты не мог не видеть их, как ты не можешь физически видеть свой собственный мозг. Теперь же они отделились от тебя, они выступили из твоей личности наружу. Они приняли самостоятельную форму, которую ты можешь видеть, как ты видишь камни и растения физического мира. И я то существо, которое образовало себе тело из твоих благородных и дурных проявлений, моя чудовищная фигура соткана из итогов твоей собственной жизни. Невидимым носил ты меня в себе самом до сих пор. И это было благодетельно для тебя; ибо мудрость сокровенной для тебя судьбы твоей работала в моем образе над очищением безобразных пятен внутри тебя. Теперь же, когда я выступил из тебя, и та сокровенная мудрость покинула тебя. Отныне она уже не будет более заботиться о тебе. Она передает работу в твои собственные руки. И я должен стать совершенной в себе самой прекрасной сущностью или же погибнуть. И если бы случилось последнее, и тебя самого я увлек бы в темный погибельный мир. Дабы не случилось этого, твоя собственная мудрость должна быть настолько велика, чтобы взять на себя задачи той отступившей от тебя сокровенной мудрости. С той минуты, как ты переступишь мой Порог, видимый образ мой не отступит от тебя уже ни на шаг. И если ты впредь сотворишь или помыслишь неправое, немедленно воспримешь ты свою вину по безобразному, демоническому искажению моего образа. И лишь когда ты все свое прошедшее греховное обратишь в добро и очистишь себя в такой мере, чтобы дальнейшее зло стало невозможным для тебя, — тогда только превращусь я в сияющую красоту. И тогда — для блага твоей дальнейшей деятельности — я вновь соединюсь с тобой в одно бытие. Но мой Порог построен из чувства страха, еще существующего в тебе, из боязни перед необходимостью принять на самого себя всю ответственность за все свои деяния и помышления. Пока в тебе остается еще какой-либо страх перед самостоятельным управлением своей собственной судьбой, до тех пор этот Порог еще не достроен. И пока в нем недостает хотя бы единого кирпича, до тех пор, ты должен или оставаться неподвижно у Порога, или же спотыкаться о него. Не пробуй перешагнуть его прежде, чем ты не почувствуешь себя совершенно свободным от страха и совершенно готовым к высочайшей ответственности. До сих пор я выходил из твоей собственной личности, лишь когда смерть отзывала тебя из земного существования. Но и тогда мой образ был сокрыт от тебя. Лишь силы судьбы, бодрствующие над тобою, видели меня и могли по моему виду, в промежутках между смертью и новым рождением, содействовать развитию в тебе тех сил и способностей, благодаря которым — в новой земной жизни — ты мог бы работать. над преображением моего образа на благо себе. Это я был причиной, почему силы судьбы, видевшие мои несовершенства, снова и снова принуждали тебя к новому воплощению на земле. Если ты умирал, немедленно появлялся и я, по моему виду Руководители Кармы определяли твое новое воплощение. И лишь когда ты — благодаря снова и снова возобновляющимся жизням — преобразил бы меня бессознательно в совершенную сущность, тогда бы освободился ты из-под власти смерти и, соединившись со мною в полное единство, мог бы перейти в бессмертие. И я стою ныне перед тобой видимый, как некогда стоял я невидимый в твой смертный час. Если ты перешагнешь мой Порог, ты вступишь в царства, в которые ты вступал только после физической смерти. Ты вступишь в них с полным знанием и впредь, продолжая внешним образом странствовать по земле, ты будешь в то же время странствовать в царстве смерти, которое и есть царство вечной жизни. Воистину я также и ангел смерти, но в то же время я и носитель никогда не иссякающей высшей жизни. Продолжая пребывать в живом теле, ты умрешь через меня, чтобы родившись вновь, перейти, в непреходящее бытие. Царство, в которое ты отныне вступаешь, приведет тебя в сношение с существами сверхчувственного порядка. Блаженство будет твоим уделом в этом царстве. Но первым твоим знакомством с этим миром должен быть я сам, я — твое собственное творение. Ранее жил я твоей собственной жизнью; но теперь я пробужден тобою к собственному бытию и стою перед тобой как видимое мерило твоих будущих деяний, а может быть, и как твой непреходящий укор. Ты мог меня сотворить; но в то же время ты взял на себя и обязанности преобразить меня». Облеченное здесь — для ясности — в форму рассказа, не следует представлять себе как нечто символическое; наоборот, это — переживание ученика вполне реальное, вполне действительное. Появление «Охранителя» должно предупредить его, чтобы ни в каком случае не шел он далее, пока не почувствует в себе достаточно силы, чтобы удовлетворить тем требованиям, которые изложены в вышеприведенном обращении к ученику. Как бы ужасна ни была фигура этого стража, она не более как отражение собственной жизни ученика, не более как его собственный характер, пробужденный к самостоятельной жизни вне его. И это пробуждение совершается благодаря распадению связи между волей, мышлением и чувствованием. Уже одно то обстоятельство, что человек впервые сознает себя творцом духовной сущности, представляет переживание глубокого значения. С этих пор усилия ученика должны быть направлены к тому, чтобы без боязни встретить устрашающее явление и в момент встречи с ним почувствовать свою силу настолько выросшей, чтобы совершенно сознательно взять на себя преображение «Охранителя Порога». Последствием счастливо перенесенной встречи с «Охранителем Порога» является то обстоятельство, что ближайшую физическую смерть ученик переносит совершенно иначе, чем свои предыдущие смерти. Он переживает смерть сознательно и оставляет физическое тело так же, как сбрасывают изношенное или разорванное платье. При этих условиях его физическая смерть остается необычайным фактом только для других, которые живут с ним и восприятия которых ограничены одним только чувственным миром. Для них — ученик «умирает». Но для него самого не происходит никакой существенной перемены в окружающей его среде. Весь сверхчувственный мир, в который он вступил, был перед ним еще до смерти, и этот же мир будет перед ним и после смерти. Но «Охранитель Порога» связан еще и с другим. Человек принадлежит семейству, народу, расе. Его деятельность в этом мире зависит от его принадлсжности к одной из этих групп. Также и его личный характер стоит в связи с ними. И сознательная деятельность отдельных людей представляет собой далеко не все, с чем приходится считаться при оценке семьи, племени, народа и расы. Есть семейная, народная и расовая судьба, как есть семейный, народный и расовый характер. Для человека, ограниченного своими чувственными восприятиями, эти вещи остаются общими понятиями, и материалистический мыслитель будет относиться свысока и презрительно к тайному знанию, утверждающему, что семейный или народный характер, племенная или расовая судьба также действительны, как характер и судьба отдельного человека. Но для оккультиста отдельные личности являются членами общего, как руки, ноги и голова составляют члены отдельного человека. И в жизни семьи, народа, расы, кроме отдельных индивидуальностей, действуют и совершенно реальные «души семей», «души народов» и «духи рас». Да, в известном смысле отдельные люди только исполнительные органы этих «душ семей», «духа расы» и проч. Можно сказать, что душа народа пользуется отдельным, принадлежащим этому народу человеком, чтобы выполнять определенные задачи. Народная душа не спускается до физической действительности. Она пребывает в высших мирах. И чтобы действовать в физически-чувственном мире, она пользуется физическими органами отдельных людей. Говоря в высшем смысле: душа народа нуждается в отдельных людях, как техник-строитель для выполнения деталей здания нуждается в работниках. Каждый человек в истинном смысле слова получает свою работу от души семейства, народа или расы. Но обыкновенный человек не посвящается в высший смысл своей работы. Он работает бессознательно для целей души народа или расы. С момента, когда ученик встречает «Охранителя Порога», он учится познавать не только свои собственные задачи как личности, но также и участвовать с полным сознанием в задачах своего народа, своей расы. Всякое расширение его кругозора возлагает на него и более широкие обязанности. В действительности это происходит оттого, что к более тонким душевным телам ученик присоединяет еще новое тело. Он как бы надевает еще новую одежду. До сих пор он шествовал в мире в оболочках, облекавших его личность; о том же, что он должен был делать для общего, для своего народа, для своей расы, — заботились высшие духи, пользовавшиеся его личностью для общих целей. Дальнейшее, что ему сообщает «Охранитель Порога», состоит в том, что эти духи отступают от него и предоставляют ему отныне полную свободу. Он должен совершенно выступить из общей жизни. Но оставаясь в такой обособленности, он рисковал бы совсем застыть в самом себе и вступить на путь погибели, если бы он отныне не начал сам приобретать для себя те силы, которые присущи народным и расовым духам. Хотя многие скажут: «О, я совершенно освободил себя от всех племенных и расовых зависимостей, я хочу быть только «человеком» и ничем иным». Но этим людям можно сказать: «Кто же привел вас к этой свободе? Разве не ваша семья поставила вас в такое положение в мире, какое вы занимаете в нем? Не сделали ли вас ваше племя, ваш народ, ваша раса тем, что вы есть? Они воспитали вас, и когда вы, поднявшись над всеми предрассудками, сделались светоносцами и благодетелями вашего племени или даже целой расы, вы этим будете обязаны их воспитанию. И даже когда вы говорите о себе, что вы желаете быть «лишь человеком», даже и этим настроением вы обязаны духу народа, который взрастил вас». Теперь только ученик начинает познавать, что значит быть покинутым духом своего племени, духом расы. Он познает на себе самом недостаточность такого воспитания для тай новой жизни, которая ему предстоит отныне. Ибо все, что ему привито, освобождается совершенно, благодаря разрушению нитей, связывающих волю, мысль и чувство. Он оглядывается на факты всего предыдущего воспитания, как можно смотреть на дом, распадающийся на отдельные кирпичи для того, чтобы быть снова перестроенным в иную форму. Но следует принимать за простое уподобление следующие слова: «После того, как «Охранитель Порога» высказал свои первые требования, на том месте, где он стоял, поднимается вихрь, который гасит все духовные светильники, освещавшие дотоле жизненный путь. И полная тьма распространяется перед учеником. Она освещается лишь тем светом, который исходит от самого «Охранителя Порога». И из этой тьмы звучат его дальнейшие увещевания: «Не переступай моего Порога прежде, чем тебе не сделается ясным, что ты сам будешь освещать тьму перед собою; не делай также ни единого шага вперед, пока не Приобретешь уверенности, что в твоем собственном светильнике достаточно горючего материала. Те светильники, которые вели тебя до сих пор, не будут уже освещать твой путь». После этих слов ученик оборачивается, чтобы бросить взгляд назад. В этот момент «Охранитель Порога» срывает завесу, скрывавшую от него глубокие тайны жизни». В полной реальности предстанут тогда перед учеником духи племени, народа и расы и так же ясно увидит он, что он ранее был руководим, и что отныне над ним уже не будет бодрствовать это руководительство. Это — второе предостережение, получаемое человеком на Пороге от своего Охранителя. Никто не был бы в состоянии неподготовленным перенести описанного здесь зрелища: та высшая подготовка, которая вообще создает для человека возможность приближения к Порогу, дает ему вместе с тем и возможность в нужные моменты найти в себе необходимую силу. Да, эта подготовка может быть настолько гармоничной, что вступление в новую жизнь потеряет весь свой возбуждающий характер. Тогда переживание ученика на Пороге будет сопровождаться предчувствием того блаженства, которое и даст основной тон его вновь пробужденной жизни. Чувство новой свободы перевесит все остальные чувства, и с этим новым настроением все его новые обязанности и вся новая ответственность предстанут перед ним как нечто, что он должен принять на себя на этой новой ступени жизни.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |