|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТРИ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯЖизнь человека проходит попеременно в трех состояниях. Эти состояния следующие: бодрствование, сон в сновидениях, глубокий сон без сновидений. Если составить себе представление о тех переменах, которые происходят в этих трех состояниях у человека, стремящегося к приобретению познания высших миров, можно понять и то, каким образом достигается такое познание. Но прежде чем человек пройдет школу этих познаний, сознание его будет постоянно прерываться бессознательными промежутками во время сна. Во время этих промежутков душа не знает ничего о внешнем мире, а также и о себе самой. Только по временам из всеобщего моря бессознательности выплывают сны, которые имеют связь с событиями внешнего мира или с состоянием собственного тела. В сновидениях видят прежде всего лишь особое проявление сознания спящего и потому говорят только о двух состояниях: о сне и бодрствовании. Но для оккультного знания сновидение имеет свое самостоятельное значение рядом с состояниями сна и бодрствования. В предыдущей главе было описано, какая перемена происходит в сновидениях человека, который поднимается к высшему познанию. Его сны теряют свой незначительный, беспорядочный и бессвязный характер и становятся постепенно осмысленными, проникнутыми взаимной связью, переживаниями. При дальнейшем развитии этот рожденный из области сновидений новый мир не только не уступает внешней действительности в смысле внутренней правды, но в нем открываются сшей факты, которые представляют собой в полном смысле слова высшую действительность. В мире внешнем чувственном таятся повсюду тайны и загадки. Этот мир являет собой несомненно действия известных высших фактов, но человек, воспринимающий одними лишь физическими чувствами, не может проникнуть в мир причин. Ученику в описанном состоянии сновидений эти причины открываются только отчасти. Но он не должен смотреть на эти откровения как на действительные восприятия, покато же самое не начнет появляться перед ним во время его обыденной, бодрственной жизни. И этого он достигнет в свое время. Он должен добиваться того, чтобы состояние, которое он создал для себя сначала во время сна, он мог бы переносить и в свое бодрствующее сознание. Тогда чувственный мир обогатится для него совершенно новым содержанием. Подобно слепорожденному, ставшему после операции зрячим и обогатившемуся всеми теми восприятиями, которые ему дало раскрывшееся зрение, — также и человек, ставший упомянутым образом ясновидящим, увидит в окружающем его мире новые свойства, вещи, существа и т.д. Теперь ему уже не нужно дожидаться сна, чтобы жить в другом мире; он может всегда перейти в описанное состояние сознания, если найдет это нужным. Для него это новое состояние представит такое же преимущество, какое восприятие вещей внешнего мира с открытыми глазами имеет перед восприятием того же мира с глазами закрытыми. Можно в истинном смысле сказать: ученик открывает глаза своей души и наблюдает вещи, которые для телесных чувств должны оставаться скрытыми. Это состояние является лишь переходом к еще более высоким ступеням познавания ученика; если он продолжает упражнения, предписанные ему, то по истечении определенного времени он найдет, что не только с его сновидениями происходят описанные перемены, но что превращение распространяется и на глубокий, лишенный сновидений сон. Он начнет замечать, что полная бессознательность, в которой он находился прежде во время такого сна, прерывается единичными сознательными переживаниями. Из общей темноты сна выплывают восприятия такого рода, которых он раньше не знал. Нелегко описать эти восприятия, ибо наш язык сотворен только для чувственного мира и потому только приблизительно можно подыскать слова для обозначения того, что уже не принадлежит этому чувственному миру. И все же вначале необходимо применять слова для описания высших миров. Этого можно достигнуть, прибегая к помощи сравнений. И так как во вселенной все находится в родственной между собой связи, то это и оказывается возможным. Вещи и существа высших миров в такой мере сродни вещам чувственного мира, что при желании всегда можно составить себе представление об этих высших мирах даже и при помощи слов, относящихся к чувственному миру. Нужно только всегда иметь в виду, что многое при описаниях сверхчувственных миров является лишь сравнением или символом. Поэтому и само оккультное обучение производится лишь отчасти на словах обыкновенного языка; для овладения остальным знанием ученик изучает еще особый язык знаков, символический способ выражения. Но об этом способе пока еще ничего нельзя сообщать открыто. Его необходимо усвоить самому в оккультной школе. Но это не мешает и при помощи обыкновенных описаний, какие даются здесь, получить некоторое понятие о природе высших миров. Чтобы составить себе представление о вышеупомянутых переживаниях, которые как бы выплывают из моря бессознательности во время глубокого сна, надо их с чем-нибудь сравнить. Наилучшим сравнением будет сравнение со слуховым восприятием. Можно сказать, что речь идет о воспринимаемых звуках и словах. Как переживания сновидений можно определить как созерцание, если сравнивать с ощущениями глаза, так жен факты глубокого сна могут быть сравнимы с впечатлениями слуха. В виде примечания нужно прибавить, что созерцание и для духовных миров стоит выше: краски ив этом мире нечто высшее, чем звуки и слова. И ученик воспринимает из этого мира в начале своего обучения не высшие цвета, а лишь низшие тона. И только когда человек по своему общему развитию уже соответствует тому миру, который открывается перед ним весне, только тогда он начинает воспринимать цвета. Для еще более высокого мира, разоблачающегося в глубоком сне, ученик вначале готов еще менее. Поэтому и более высокий мир раскрывается перед ним прежде всего в звуках и словах, и лишь позднее ученик может и здесь возвыситься до цвета и форм. Когда ученик заметит, что у него начинают появляться вышеописанные переживания в глубоком сне, его ближайшая задача будет состоять в том, чтобы сделать их возможно ясными и понятными. Сначала это удастся с трудом, ибо воспоминание о них — в бодрствующем состоянии — остается очень смутное. По пробуждении хорошо сознаешь, что пережил нечто, но что — это вначале остается совершенно неясным. Самое важное во время этого предварительного состояния оставаться спокойным и выдержанным «ни на одно мгновение не впадать в какое-либо беспокойство или нетерпение. Это, во всяком случае, может иметь лишь вредное последствие. Прежде всего, такое состояние не только не ускорит дальнейшего развития, но оно должно замедлить его. Надо, так сказать, спокойно отдаваться тому, что посылается, и не должно быть никакого напряжения. Если в любой момент не удается вспомнить о переживаниях во время сна, то надо терпеливо подождать, пока это окажется возможным, ибо этот момент непременно придет. И если оставаться терпеливым и выдержанным, то способность воспоминания разовьется вполне, тогда как при насильственном опережении событий способность воспоминания хотя и выступает, но зато позднее может быть потеряна на долгое время. Если же способность воспоминания уже проявилась, и переживания сна выступают совершенно ясно и определенно перед бодрствующим сознанием, тогда нужно обратить внимание на следующее. Среди этих переживаний надо совершенно точно различать два рода. Один из них совершенно новый и не похожий ни на что когда-либо ранее виденное. Эти переживания вызывают радостное чувство у ученика: они могут быть назидательным, но все же первое время лучше предоставить их своему собственному течению. Они — первые провозвестники высшего духовного мира, в который вступить придется лишь позднее. Другой род переживаний покажет внимательному наблюдателю известное сродство с обыкновенным миром, в котором он живет. О чем он в этом мире размышляет и что он хотел бы понять относительно окружающих его предметов, но что обыкновенным рассудком понять нельзя: относительно всего этого переживания его во время сна дадут ему ключ. Человек размышляет во время повседневной жизни о том, что его окружает. Он создает представления, чтобы понять связь вещей; он пытается определить при помощи понятий то, что воспринимают его чувства. К таким представлениям и понятиям относятся переживания сна. То, что было ранее темным, призрачным понятием, приобретает теперь звучность, живость, нечто такое, что может быть сравнимо только со звуками и словами чувственного мира. Человеку все более кажется, что разрешение загадок, над которыми ему приходится размышлять, нашептывается ему в звуках и словах из высшего мира. И тогда он начинает все, приходящее к нему из другого мира, связывать с обыденной своей жизнью. То, что прежде мог он постичь лишь умозрительно — теперь стало для него личным переживанием и притом столь же живым и содержательным, как и переживания чувственного мира. Но вещи и существа этого чувственного мира вовсе не одно то, чем они кажутся чувственному восприятию. Они — выражение и излияние мира духовного. Этот прежде скрытый мир звучит теперь для ученика отовсюду. Легко усмотреть, что эта высшая способность восприятия может быть только тогда благословением для человека, когда в душевных чувствах, открывшихся у него, все гармонично, ибо и обыкновенные орудия чувственного восприятия тогда только могут служить для безошибочного восприятия внешнего Мира, когда они правильно построены. Но эти орудия высших восприятий человек строит себе сам, благодари упражнениям, которые ему указывает оккультное обучение. Все, что можно было обнародовать относительно этих упражнений, было уже сказано в предыдущих главах этой книжки, все остальное может передаваться лишь от учителя ученику. К этим упражнениям относится сосредоточение, т.е. направление внимания на совершенно определенные, связанные с мировыми тайнами представления и понятия. Далее, сюда же принадлежит медитация (глубокое размышление), т.е. переживание таких идеи, совершенное погружение в них по указанному учителем способу. При посредстве сосредоточения и медитации человек работает над своей душой, он развивает в ней душевные органы восприятия. В то время, как он занят сосредоточением и медитацией, его душа начинает расти внутри него так, как растет человеческий зародыш в теле матери. И если при этом во время сна наступают упомянутые отдельные переживания — это означает, что для освободившейся души приблизился момент рождения, что она стала буквально высшим существом, зачатым и выношенным человеком до степени зрелости. Поэтому все предписания относительно сосредоточения и медитации должны выполняться с большой заботливостью, ибо они представляют условия для зачатия и созревания упомянутой высшей человеческой сущности; и эта последняя должна при самом рождении уже быть гармоническим и правильно построeнным организмом. Если же что-либо из предписаний 6удет упущено, то образуется не правильно построенный организм, а недоносок из духовной сферы, неспособный к жизни. Сначала рождение этой высшей душевной сущности происходит в глубоком сне, так как нежный, малоспособный к сопротивлению организм при случайном появлении во время чувственной повседневной жизни мог бы быть убит сильными, грубыми вибрациями этой жизни. Во сне, когда тело покоится и прекращаются его чувственные восприятия, может возникнуть тонкая, вначале еле заметная деятельность этой души. Но ученик не должен принимать переживания сна за полноценные понятия до тех пор, пока не будет в состоянии перенести пробужденную высшую душу и в свое дневное сознание. Если он в состоянии сделать это, пришла пора для него воспринимать духовный мир в его сути и посреди, и внутри дневных переживаний и уловить тайны окружающей среды внутренним способом, путем доносящихся до него звуков и слов. Иона этой ступени развития необходимо уяснить, что вначале имеешь дело с отдельными более или менее бессвязными духовными переживаниями. Поэтому надо остерегаться желания построить из них законченное и внутренне связанное представление о высших мирах, ибо в таком случае легко могли бы примешаться всевозможные фантастические идеи и представления, и построилось бы Миропонимание, не имеющее ничего общего с истинным духовным миром. Строжайший контроль над собой должен непрестанно производиться со стороны ученика. Самое правильное при этом — выяснить для себя все более и полнее те отдельные переживания, которые уже имеешь, и выжидать, пока новые, как бы сами собою — вполне свободно — не присоединятся к уже имеющимся. И тогда для ученика начнется, благодаря силе духовного мира, в который он уже вступил (при применении соответствующих упражнений), все более захватывающее расширение сознания во время глубокого сна. Все больше переживаний выступает из области бессознательного, и все меньше становятся те промежутки во время сна, которые можно назвать бессознательными. Тогда и отдельные переживания во сне все более связываются между собой, и различные комбинации и заключения, истекающие из привыкшего к чувственному миру рассудка, не нарушают уже этой внутренней связи. И вообще, чем менее будет вмешиваться в высшие переживания некомпетентное привычное мышление чувственного мира, тем будет лучше. При таких условиях будет приближаться та ступень на пути к высшему познанию, на которой вся жизнь сновидений превратится в совершенно сознательную. И тогда в часы, когда тело отдыхает, сам человек будет жить в такой же действительности, как и во время бодрствования. Излишне прибавлять, что во время сна человек имеет дело с иной действительностью, чем та чувственная среда, в которой пребывает его тело. Нужно учиться твердо стоять на почве чувственного мира, чтобы не сделаться фантазером, нужно научиться связывать высшие переживания сна с обыденной действительностью. Но вначале раскрывающийся во время сна мир является совершенно новым откровением. Та важная ступень, которая состоит в полной сознательности во время сна, называется в оккультной науке непрерывностью сознания. У человека, достигшего этой ступени, не прекращаются переживания и опыты в те промежутки времени, когда физическое тело покоится и душа не получает впечатлений через обычные орудия физических чувств. Как складывается дальнейшая жизнь ученика с того момента, когда душа получает возможность сознательно работать в то время, как тело покоится, — об этом будет сказано в следующей главе. К фактам, о которых предстоит говорить далее, принадлежит также и явление, называемое встречей с «Охранителем Порога».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |