Кулисные поверхности
Поверхности, в которых элементы параллельны между собой и расположены в ограниченном пространстве, называются кулисными. Они часто используются в экстерьерах зданий, например, для решения фасадов с большой протяженностью, и выполняются в различных по характеру материалах.
Принцип «кулисных» поверхностей в макетировании из бумаги заимствует прием расположения кулис на театральной сцене. Занавесы-кулисы размещаются в параллельных плоскостях друг за другом.
К категориям такого вида поверхностей относятся также ширмы, различные виды разделительных перегородок в выставочных залах и офисах и т.д. Как правило, они мобильны, не обременены сильной пластической разработкой, хотя иногда имеют сложный силуэт.
По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе. Наиболее простой вариант кулис представляет собой ряд прямолинейных или криволинейных фигур, отогнутых от плоскости основания на 90°. Это переходной тип трансформации плоскости в объем. Выполнение подобных фигур происходит в такой последовательности. Плоскости надрезаются по всему периметру, кроме основания. Основания надрезаются с изнаночной стороны и формы отгибаются по линии надреза (рис. 99). Рис. 99
Другой метод создания кулисных поверхностей - использование нескольких плоскостей, расположенных одна за другой на малом расстоянии. Этот тип кулисных поверхностей позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства. Принципом построения театральных кулисных декораций пользуются при выполнении макетов с неглубоким рельефом. На рис. 100, 101 показаны макеты «картин» архитектурных пейзажей. Горизонтальная плоскость подмакетника в таких работах имеет незначительную ширину. Вертикальная основа макета является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа.
Рис. 100 Рис. 101
На одинаковом расстоянии от вертикальной основы («задника») выполняются несколько параллельных вертикальных «кулис», на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее декорированные, «проработанные» элементы выносятся на первую, по отношению к зрителю, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют «скобки» из бумаги. Они удаляют слои-«кулисы» друг от друга на 5-15 мм в зависимости от величины макета.
Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения первой к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления от зрителя оттенок «кулис» становится более насыщенным
Рис. 102 Самостоятельная работа Упражнение 1. Склеить модели декораций, аналогичные представленным на рис. 102, 103. Цель задания. Изучить приемы макетирования кулисных поверхностей. Методические указания. Сделать подмакетник, вычертить и аккуратно вырезать развертки каждой из плоскостей (возможно выделение их цветом). Собрать макет. Для этого врезанные по планам плоскости устанавливаем на подмакет-ник и приклеиваем «на ребро». Рис. 103
Упражнение 2. Придумать и склеить модель декорации изображающую средневековую площадь, набережную или монастырь. Цель задания. Изучить закономерности построения поверхностей кулисного типа. Методические указания. Выделить силуэты плоскости отдельных зданий и последовательно расставить их по мере удаления от зрителя на минимальном расстоянии друг от друга, как в предыдущем задании. Вырезанные по планам плоскости установить на подмакетник и соединить между собой перпендикулярно приклеенными полосками бумаги, сложенными г-образно.
Рис. 104 Рис. 105
Упражнение 3. Макет-картина «городской пейзаж». Творческое задание. Методические указания. Габариты и пропорции «картины» архитектурного пейзажа выбираются произвольно. Работа начинается с выбора аналога архитектурного пейзажа - фотографии, книжной иллюстрации, картины любимого художника. Далее используйте рекомендации, данные в упражнениях 1. 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Поиск по сайту:
|