Важным моментом в развитии объемно-пространственного мышления занимает тематическое макетирование.
Оно помогает освоить технические навыки изготовления макетов, изучить основные закономерности композиционного построения способствует развитию творческого мышления и технической интуиции.
Выбор схемы композиционного решения обусловлен исходными требованиями или творческим выбором автора и базируется на целостности образного и стилевого решения. Однако овладеть знаниями композиции, не приобретя собственного опыта, практически невозможно. Поэтому мы предлагаем ряд проектных заданий с последовательным усложнением поставленных задач.
В предыдущих главах рассматривались способы изготовления макетов из плоских, линейных и объемных элементов. Творческие задания использовали полученные знания и были направлены на составление объемно-пространственных композиций из этих элементов. В настоящей главе ставиться более сложная задача - изготовление объемно-пространственных форм, содержащих несколько объемных элементов, соединенных между собой общим композиционным решением.
Процесс макетного моделирования делится на две части: процесс творческого поиска и окончательный вариант решения. На первом этапе делается эскиз. В нем происходит поиск общей формы, замена деталей, подбор цвета и фактуры, то есть выбираются средства раскрытия образа.
После получения гармоничного решения в эскизном варианте, можно приступать к выполнению чистового макета. Темы или для объемно-пространственного моделирования могут быть самыми разными. Например - «детская площадка», «эстрада», «беседка», «башня», «противостояние», «граница».
Рис. 195
Рис. 196
Самостоятельная работа Упражнение1.
Объемно-пространственный макет на тему «Работа мастера».
Цель задания. Выполнение в макете графической работы мастера.
Методические указания. Ознакомиться с работами известных художников, архитекторов, скульпторов и др. Выбрать графическое произведение искусства (рисунок, плакат, фотографию рельефа, и т. д.) зарисовать или скопировать его на лист.
Осмыслить произведение, обобщить его и подобрать подходящую технику для перевода его в макет. Выполнить карандашный эскиз будущего макета, а затем сам макет. На рис. 195-200 приведены примеры подобных работ. Все они выполнены под влиянием работ мастеров рисунка, живописи, скульптуры или каких-либо памятников архитектуры.
Упражнение 2. Организация объемно-пространственной среды из простых геометрических форм. Цель задания. Найти связь и пропорциональные соотношения между отдельными видами форм.
Методические указания. В этом задании пропорции одного из объемных элементов могут доминировать. При этом они не должны сильно превалировать по отношению к общему композиционному решению, а должны гармонично вписываться в предложенную композицию (рис. 201).
Рис. 201
Упражнение 3. Выполнить макет объемно-пространственной формы светильника. Цель задания. Выявить строение формы и найти художественно-образное решение темы (рис. 202). Методические указания. Макеты выполняются с использованием простых геометрических тел. Выполнение макета происходит в две стадии. Сначала делается черновой или рабочий макет. На этой стадии уточняются общие пропорции и соотношения форм, определяются места крепления или врезок, подбирается гамма общего цветового решения композиции. И только затем макет разбирается и на его основе изготавливается чистовой вариант.
Композиция должна быть динамичной, контрастной. Рекомендуется использовать цвет. Структурных ограничений нет, возможно использование любых форм.
Рис. 202
Упражнение 4-5. Выполнить два контрастных макета «Рассвет» и «Сумерки» (рис. 203, 204). Цель задания. Научиться передавать в объемно-пространственной форме настроение, выраженное с помощью ассоциаций. Методические указания. Композиция должна носить отвлеченную форму и выглядеть спокойной и уравновешенной относительно центра и границ общей формы. В ней должно отсутствовать зрительное движение по преобладающему направлению
Рис. 203
Рис. 204
Упражнение 6: Цель задания:
Освоить основные принципы метро-ритмических закономерностей. Методические указания.
1. Разработать две фронтальные поверхности при помощи
а) простого метрического ряда,
б) простого ритмического ряда.
2. В композициях использовать сходные членения или ломаные (в сечении прямоугольные, трапециевидные или треугольные), или дугообразные (как вогнутые, так и выпуклые членения).
3. Выделить композиционный центр.
Требования:
1. Макет выполняется на прямоугольном подмакетнике размером 10x25 см или 15x25 см.
2. Используются две фронтальные прямоугольные плоскости размером 15x20 см или 10x20 см.
3. Размеры прямоугольных членений в ширину от 1 до 3 см, в глубину от 0,5 до 2 см, дугообразных - в ширину от 2 до 5 см, в глубину от 1 до 3 см.
Упражнение 7. Выполнить макет игрового элемента на детской площадке. Цель задания. Создание художественно-образного решения по заданной тематике. Методические указания. Композиция должна иметь абстрактный вид. Структурных ограничений нет, возможно использование любых форм.
Упражнение 8. Соответствует упражнению №7, но выполняется из нескольких элементов. Цель задания. Развитие представлений об использовании средств композиционного построения для создания образа пространства определенного назначения. Методические указания. Общее композиционное решение можно выполнить с использованием метроритмической закономерности и цвета. Необходимо выявить композиционный центр в виде площадки, и придать остроту общему решению композиции (рис. 205).
Рис. 205
Упражнение 9. Придумать поздравительную открытку в макетном исполнении (рис. 205). Цель задания. Найти связь, пропорциональные соотношения и метроритмические закономерности в построении композиции. Методические указания. Композиция должна быть гармоничной и иметь выраженный композиционный центр. Возможно использование шрифта.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг(0.003 сек.)