|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АПОКАЛИПСИС(Откровение Апостола Иоанна Богослова) «Апокалипсис», по Плутарху, – разъяснение, наставление в тайных вещах. Греч. «Апокалипсис» – «снятие покрова» («калиптос» – «покров», «апо» – «прочь»), раскрытие воли Божией. Это слово не раз встречается у Павла. Гал. 2:2 – Павел ходил из Малой Азии (Сирии и Киликии) через 14 лет в Иерусалим «по откровению» – «ката апокалипсин» (чтобы решить со старшими Апостолами вопрос об обрезании язычников). 1 Кор. 14:26, 27, 30 – весть проповедника в христианском собрании именуется апокалипсисом (откровением). Павел предлагает харизматическую речь на незнакомом языке изъяснять «откровением» («эн апокалипси»). Рим. 14:24 – Павел говорит об «откровении (апокалипсис.) тайны» домостроительства нашего спасения Иисусом Христом. Еф. 3:3, 4 – Павлу «чрез откровение» была «возвещена тайна» воплощения Христова. Рим. 2:5 – Павел говорит о дне «...гнева и откровения праведного суда...» Божия для нераскаянных грешников («имэра апокапипсэос»). Ап. Петр использует термин «апокалипсис», когда говорит о парусин – явлении Христа во славе. 1 Пет. 4:13 – «...как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» («эе апокалипси тис доксис»). Апок. завершает новозаветный цикл – это последняя, 27-я книга, которая до XIII века входила в состав богослужебного греческого Апостоликона. Книга эта особая, пророческая. В дореволюционных учебниках по Новому Завету она почти не изучалась, даже не указывалась в учебных программах, но в ней написаны великие слова: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко» (Апок. 1:3). Здесь – указание на богослужебное употребление Апок., т.е. эта книга прямо предназначается для богослужебного употребления. Под читающим («анагигиоскон») разумеется церковный чтец, который читал Апок. собранию слушателей («акуэнтос»). Сейчас Апок. не читается за Богослужением не в силу 59-го правила поместного Лаодикийского собора 363 г., запрещающего читать не поименованные в регистре (прав. 60) книги, а в силу сокровенности. Откр., с одной стороны, всегда запечатано семью печатями, т.е. не может легко восприниматься до совершения всех описанных событий. А с другой стороны, Откр. предназначено для всей полноты Церкви, эта книга должна помочь сохранить то зерно веры и любви, которое так желал бы найти Христос, придя второй раз на Землю: «Сын Человеческий найдет ли веру на земле?» Поместный Лаодикийский собор не принял Апок. в свой список (прав. 60). То же делают правила апостольские (прав. 85). В средние века Апок, читался в период Пятидесятницы в Медиоламской и Мозарабской южноиспанской церквах (М.Скабалланович. Толковый типикон. Киев, 1910, вып. 3, с. 32-46). Толедский собор 633 г. под страхом отлучения требует чтения Апок. в период Пятидесятницы для просвещения новокрещенных, т.к. в Апок. часто говорится об омовении Кровию Христа, о белых одеждах. Апок. 4:8 – Старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: «...Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель». В Евхаристическом каноне напоминает Санктус – Эпиникиос имнос: «...Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!». Доксологическая (хвалебная) формула – Тому...слава и держава во веки веков. Аминь» (Апок. 1:6). В слав. тексте это напоминает возглас, священника: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Начало Литургии верных (первая молитва верных в Литургии Иоанна Златоустого): «Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок. 11:17), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих». Апок. 11:17 – «...благодарим тебя, Господи Боже Вседержителю, Который еси и был и грядешь...». Тот, кто правильно воспринимает Откр., начинает видеть духовным зрением, в его сердце начинает звучать гармония мироздания. Откровение – особая книга, написанная «внутри и отвне, запечатанная семью печатями» (Апок. 5:1). Это взято из пророчества Иезекииля: «И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток..., свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:9, 10). Свиток запечатан семью печатями, т.е. его содержание таинственно, апофатично, непознаваемо. Семью печатями в античном мире скреплялись два рода документов: 1) завещания и 2) императорские указы. По римскому праву 7 свидетелей ставили на завещании свои печати и оно могло быть прочитано лишь в присутствии всех семи свидетелей. Свиток, который Бог держал в Своей деснице и который видел евангелист Иоанн, был как бы Божественным завещанием, окончательным выражением воли Божией относительно судеб мира и человека в последнее время. Семь печатей символизировали также и высшую степень секретности. Императорские письма скреплялись семью печатями, т.е. содержание Апок. таинственно, непознаваемо, оно открывается тому, кто способен принять его: «Не всякий способен вместить сие, по ему же дано». Книга изобилует притчами, символами, аллегориями и потому очень не проста для неискушенного читателя. На протяжении всей христианской истории имелось множество толкований Апок., часто противоположных. Наиболее авторитетными считаются толкования св. Ефрема Сирина, св. Андрея Кесарийского, св. Ипполита Римского, св. Иринея Лионского, блж. Августина. Среди современных писателей – св. Филарета Дроздова, проф. П. Тихомирова, И. Бухарева, Фаррара, Оберлена и др. Читая Откр., надо помнить, что Господь не всем доверяет Свои тайны. Апостолам Он говорит: «...вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго...» (Мф. 13:11), а внешним все бывает в притчах. Греч. «мистирион», переведенное на русск. как «тайна», значит нечто иное, нежели тайна в обычном смысле. «Мистирион» не имеет никакого смысла и значения для постороннего, но постижимо для того, у кого есть ключ к тайне, право на ее постижение. Еще одна особенность Откр., отличающая его от всех книг Нового Завета – наличие грозного предупреждения (Апок. 22:18, 19): «...если кто приложит что к ним, (к словам Откр.) па того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и во святом граде...». Эти слова гарантируют нам, что ни один из переписчиков не рискнул изменить что-либо в тексте Откр. Литература по Апокалипсису 1. Св. Андрей, архиеп. Кесарийский (VI в.). Толкование на Апокалипсис» М., 1901 и 1904. Видел в Апок. троякий смысл соответственно трем составным частям человеческого существа: тело, душа и дух. Откр. имеет смысл 1) исторический, 2) тропологический, т.е. иносказательный, аллегорический, 3) аналогический – мистический, раскрывающий тайны будущего и жизни вечной. Св. Андрей прослеживает исполнение содержащихся в Апок. пророчеств. Это – главное патристическое толкование на Апок., итог святоотеческого понимания Апок. в доникейский период (до 1 Вселенского собора). 2. Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., 1902. 3. Прот. Ник. Орлов. Апокалипсис св. Иоанна Богослова (по Андрею Кесарийскому). (Помещено в Толковой Библии Лопухина. Есть отдельная брошюра, где Лопухин ошбочпо фигурирует автором – «с толкованием проф. Лопухина», а в конце брошюры стоит имя настоящего автора – прот. Ник. Орлов.) 4. Архиеп. Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. Переизд. М., 1991. 5. Энциклопедия «Христианство» (под ред. С.Аверницева), т. 1, М., 1993. На стр. 96 перепечатана статья Ив. Андреева, проф. Московского университета, из Нового Брокгауза, т.2, с купюрами и сокращениями. 6. Жданов А.А. Откровение Господа о семи Асийских церквах – опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса». М., 1891. Единственная в России попытка подробного богословского исследования Апок. Это была магистерская диссертация, которая была, однако, отвергнута, что погубило карьеру и жизнь ученого. Александр Алексеевич Жданов – доцент Московской Духовной Академии, инспектор духовных училищ. Умер в расцвете сил вскоре после своего «Опыта изъяснения...». 7. Прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948. Предсмертный труд. В начале 1940-х годов о. Сергий читал курс по Апок. в Парижском Православном Богословском институте. Лекции читались шепотом, т.к. незадолго до этого, в 1939 г., Булгаков перенес тяжелую операцию – у него были удалены голосовые связки. Вскоре после прочтения лекций по Апок. Булгаков скончался (1944 г.). [Бухарев A.M. архимандрит (1822-1871). Явление исключительное в истории Русской Церкви. Лучший ученик свт. Филарета. В 1863 г. снял с себя сан архимандрита, женился и вскоре умер от чахотки в возрасте 50 лет в нищете и полном забвении. Александр Матвеевич Бухарев был инспектором Казанской Духовной Академии (очень высокий пост), профессором Московской Духовной Академии. Цель жизни, по Бухареву, – «общение во Христовых страстях, участие в любви Господней к грешникам и заблуждающимся». Выступал против «мертвой буквы веры». Всю свою жизнь изучал Апок. Опубликовал много экзегетических брошюр, в которых свт. Филарет Дроздов видел «мерцание света». Бухарев подготовил к изданию полный капитальный труд, но в 1862 г. уже набранная книга была запрещена Синодом и предана аутодафе. Тогда Бухарев решил сложить с себя сан]. Как видим, незавидна судьба богословов, пытавшихся комментировать Апокалипсис. Занятие это, далеко не безопасное, часто оказывалось последним в жизни. Много шума в дореволюционной России наделала книга Ник. Морозова «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса». М., 1907. Это была попытка доказать, что комбинация созвездий, данная в апокалиптических видениях, имела место 30 сентября 395 г. на Патмосе, где ее наблюдал св. Иоанн Златоуст, который якобы и написал Апокалипсис. Это попытка облечь пророчество о грядущем в астрологический наряд. Астрологи с первых веков использовали Апок. для составления гороскопов – небесных хронологических таблиц и графиков будущего. Прот. Александр Милеаит (Покровский храм Лос-Анжелеса). «К познанию Библии». Рига, 1992. Есть глава по Апок. с таблицами апокалиптических событий. Попытка синтезировать Апок. с книгой Серафима Роуза «Православие и религия будущего». В результате получился примитивно-грубый комментарий Апок. Говоря, например, о начертании зверя (Апок. 13:16, 17), Милеант пишет, что во времена антихриста будет заведена усовершенствованная компьютерная регистрация наподобие современных кредитных банковских карточек. Компьютерный код будет печататься не на пластиковой карточке, а прямо на человеке. Этот код будет передаваться в банк данных, где будет храниться вся информация о людях. Установление личных кодов на людях отменит необходимость в деньгах, паспортах, визах, чеках, кредитных карточках, вообще в документах. Наличных денег не будет, а вместе с ними исчезнет и преступность. Поэтому «...никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание или имя зверя...» (Апок. 13:17). Значит, начертание зверя – это штамповка кодов на людях. В 1990-е годы появилась масса аналогичных «комментариев» Откр., свидетельствующих о примитивности современной экзегезы. Например, Апок. 16:8 («Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем») связывают с уничтожением озонового слоя в стратосфере и увеличением количества углекислого газа в атмосфере и т.д., и т.п. В Апок. изображены почти невыразимые и неописуемые беды и опустошения, постигающие безбожный мир. Подлинное истолкование требует такого духовного ясновидения, которое современному человечеству, видимо, не дано. Поэтому работа над Апок. будет идти до конца мира. Уразумение образов, может быть, есть дело будущего, еще отделенного от нас историческим и мистическим пределами. Видения скрыты покровом тайны. Невозможно пытаться прежде времени раскрыть еще не распустившийся цветок. Общий же смысл образов Апок. достаточно ясен: здесь говорится о действенном вмешательстве демонических сил в человеческую жизнь, которое промыслительно попускается Богом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |