|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Главные темы АпокалипсисаПрежде всего это откровение о 7 светильниках. Апок. 1:12, 13 – «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому...». 7 светильников — суть Ангелы церквей, их епископы, наконец, сами церкви. Каждый освященный храм имеет своего небесного покровителя, своего Ангела. Ев. Иоанну по жребию досталось апостольство среди 7 малоазийских церквей, которые описываются в Откр. 5 из них были основаны самим Иоанном, который поставил в них первых епископов. Обращение Христа к каждой церкви есть тайна духовной жизни церкви и свидетельствует о многообразии духовных даров и призваний. Обращение к Ефесской церкви Официальной столицей Асии был Портам, но Ефес был ее самым крупным городом, крупнейшим портом провинции. Дороги из Месопотамии, пройдя через Колоссы и Лаодикию, в Ефесе выходили к Средиземному морю. Ефес был воротами Асии. Это был свободный город, он имел самоуправление, в нем не было римского гарнизона. Как известно из Деян., Ефес. был центром культа богини Артемиды (в римском пантеоне – Диана). Изображение Артемиды было одной из величайших святынь античного мира, хотя оно вовсе не было прекрасным: приземистая черная фигурка. Храм Артемиды пользовался правом предоставлять убежище преступникам. В 60-е годы I века епископом Ефеса был Тимофей (2 Тим. 1:6). В конце I века ведущей фигурой в Ефесской церкви был Иоанн. Согласно западному преданию, он поселил в Ефесе Пресвятую Богородицу; здесь же, по западноу преданию, произошло Ее Успение. Ефесская церковь стоит на первом месте среди 7 церквей как ближайшая к о. Патмос (в 300 км от юго-западного побережья Малоазийского полуострова). Теперь на месте древнего великолепного Ефеса – куча развалин (в 10 км от моря) и турецкое селение Айа-Солук. На месте храма Иоанна Богослова – мечеть. Там, где были когда-то античный порт, залив и гавань, теперь топкое болото и тростник. Так сдвинут со своего места этот «светильник» раннего христианства (Апок. 2:5). Ефесская церковь, возможно, прообразует церковь Иерусалимскую (прот. Николай Соколов). Апок. 2:2 – «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами..., и нашел, что они лжецы». (Апок. 2:5): «Итак... покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». История первой христианской церкви начинается с иерусалимской общины. Именно к ней можно отнести пророчество Апок. Здесь было положено начало апостольским трудам, здесь появились и первые ереси. К церкви обращается Воскресший Христос с упреком в том, что она оставила «первую любовь свою» (Апок. 2:4), и призывает к покаянию. Первая любовь – это горячая любовь первых христиан, когда у всех было одно сердце и одна душа и все было едино. Однако начались ереси и раздоры, и светильник церкви перестал гореть ярким светом Христовой любви. Он был сдвинут с места его (Апок. 2:5). Другими словами, Иерусалим был разрушен за то, что «не узнал о времени посещения его Господом». Христос дает церкви обещание: «Побеждающему дам вкусить от древа жизни, которое посреди рая Божия». В Иерусалимской церкви впервые было установлено таинство Евхаристии. Древо жизни, дающее бессмертие – это причастие Тела и Крови Господа, дающее жизнь во Христе. Апок. 2:4 – «...имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Может быть два значения: 1) остыл первый энтузиазм 2) оскудела братская любовь. Николаиты Апок. 2:6 – «...то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу». Николай – прозелит из Антиохии, один из семи диаконов (Деян. 6:5): Апостолы предложили избрать диаконов «пещись о столах» (слав.: «служити трапезам»). «И избрали Стефана... и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимола, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников». Св. Ириней Лионский (140-202) ученик Поликарпа Смирнского, говорит о николаитах, что они жили, потакая необузданным похотям, были бесстыдны в нечистоте. Св. Климент Александрийский говорит, что николаиты предавались плотской нечистоте подобно козлам, оправдывая свое поведение тем, что тело должно быть поругано, т.е. человек может бесстыдно по своему желанию распоряжаться своим телом. В Пергаме николаиты тоже обретались как «держащиеся учения Валаама» (Апок. 2:14): «...у тебя есть держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». Греч. «Николай» – от «никан» («побеждать») и «лаос» («народ»): «Победитель народа». Арамейское «Валаам» от «бэла» – «побеждать» и «хаам» – «народ». Тоже «Победитель народа». Два имени означают одно и то же, их можно истолковывать как «порочный учитель, одержавший победу над народом и покоривший его ядовитой ереси». Из послания Пергамской церкви узнаем, что николаиты совращали к прелюбодеянию и употреблению в пищу идоложертвенного (Апок. 2:14). Как решил Иерусалимский апостольский собор 49 г., язычники допускались в Церковь при соблюдении двух условий: 1) воздержание от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда (Деян. 15:28, 29) и 2) не делать другим того, чего не желаешь себе. Именно эти условия нарушали николаиты. Они, видимо, считали, что с ветхим законом покончено и можно делать все что угодно. Христианская свобода превращалась в преступную распущенность, стала служить поводом к угождению плоти (о чем предупреждал Ап. Павел в Гал. 5:13). Если плоть есть зло, то человек может делать с телом все что угодно, т.к. оно не имеет значения – человек защищен благодатью Божьей. Таким образом, утверждался компромисс между языческим миром и христианством. В представлении Иоанна христиане-николаиты хуже язычников. Если бы николаиты одержали верх, произошло бы омирщение христианства, мир переделал бы, «секулиризировал» бы христианство по своему образу и подобию, а о преображении, просвещении мира не было бы и речи. Вторая церковь – Смирнская Смирна – венец Малой Азии (в 200 км к северо-западу от Ефеса). Свободный город, жители которого преклонялись перед Римом и в 195 г. до Р.Х. соорудили храм в честь богини Ромы. А в 25 г. по Р.Х., когда города Малой Азии состязались друг с другом за привилегию воздвигнуть храм в честь обожествленного императора Тиберия, Смирна удостоилась этой чести, так что превзошла даже Ефес. На смирнской монете чеканилась голова Гомера, т.к. Смирна спорила за славу считать Гомера своим земляком. Сщмч. Поликарп, епископ Смирнский, пострадал здесь 23 февраля 155 г. Его заставляли сказать: «Кесарь – кириос» и принести жертву императору. Указы римских императоров начинались словами: «Господь и Бог наш повелел...» («Dominus et Deus noster...»). Отказ участвовать в императорском культе карался как sacrilegium – святотатство, злейшее безбожие. Апок. 2:8, 9 – «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат)...». Смирнская церковь, возможно, прообразует гонимую Церковь Христову до эпохи ее внешнего торжества при св. Константине Великом (начало IV в.). К Смирнской церкви можно отнести основанные Ап. Павлом церкви в Малой Азии и Греции, которые стали вторым светильником после падения Иерусалима. В этот героический период, т.е. до эдикта Константина 312 г., врата для вхождения в Церковь вели чрез двери тюрем и арены цирков. Христиане претерпели десять гонений. Откр. говорит о 10-дневной скорби: «...будете иметь скорбь дней десять». В награду обещан венец жизни – «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апок. 2:10). Апок. 2:11 – «...побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». Первая смерть – физическая, вторая – духовная, которая есть суд Божий (раввинистическая концепция). Первая смерть – телесная, она не страшна для христиан. Вторая – гибель души в огненном озере после Страшного суда, о которой говорится в Апок. 20:14, 15 – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Смирнская церковь богата мужеством, мученичеством и исповедничеством. Замечательно, что только этой церкви Господь не делает ни малейшего упрека. Третья церковь – Пергамская Пергам (в 300 км к северу от Смирны) не отличался, подобно Ефесу и Смирне, местом в торговле и хозяйстве Малой Азии, но как культурный центр он превосходил Ефес и Смирну вместе взятые. Пергам славился своей библиотекой, в которой насчитывалось около 200 тысяч пергаментных свитков. Это была вторая по величине библиотека в античном мире (после александрийской). Само слово «пергамент» происходит от названия города Пергама. [Во II в. до Р.Х. пергамский царь Эвмений вел войну с Египтом, и египетский царь Птоломей наложил эмбарго на вывоз папируса в Пергам. Волей-неволей пришлось изобретать кожаный пергамент вместо папируса.] Пергам был крупнейшим религиозным центром язычества. Около 240 г. до Р.Х. Пергам одержал победу над галлами (галатами). В память об этой победе был воздвигнут огромный жертвенник Зевсу. Этот гигантский жертвенник стоял на выступе скалы и был очень похож на трон. Весь день дымился над ним дым жертвоприношений. Этот алтарь христиане называли престолом сатаны (Апок. 2:13). В Пергаме процветал культ Асклепия – греческого бога врачевания. Храмы Асклепия-сотира (спасителя) были в античном мире чем-то вроде больниц. Жрецы выступали в роли целителей. Античный врач Гален (второй по известности в истории медицины после Гиппократа) родился в Пергаме. Эмблемой Асклепия была змея (символ медицины); змея чеканилась и на пергамских монетах, что было намеком на культ сатаны. Змей, будучи священным символом пергамского божества и содержащийся живым в храме Асклепия, был для христиан предметом отвращения как символа князя тьмы, отца и покровителя язычества. Поэтому Пергам был назван престолом сатаны (А.Норов, «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе», М., 1847). Св. Антипа – первый епископ Пергамский, сожжен в 93 г. во чреве раскаленного медного быка. Пергам был административным центром провинции Асия, т.е. одновременно центром культа кесаря. Культ кесаря был организован по принципу, на котором зиждилась вся языческая церковь: каждый гражданин раз в год приносил в жертву щепотку фимиама перед изображением кесаря. Пергам и в этом смысле назван престолом сатаны. Под страхом смерти люди должны были называть кесаря господом и приносить ему жертвы. Для христианин не было ничего более сатанинского. В начале послания Воскресший Христос назван «Имеющий острый меч» (Апок. 2:12). Римские правители делились на два класса: 1) на имевших право меча; 2) не имевших этого права. Правитель, имевший право меча, мог решать вопрос жизни и смерти; по его приказу человека могли казнить на месте. Проконсул, сидевший в Пергаме, имел право меча. Иоанн убеждает христиан бояться больше Христа, чем язычников. Последнее слово принадлежит Воскресшему Христу, имеющему право меча – обоюдоострый меч, ибо власть Христа выше власти Рима. Апок. 2:12-14 – «...так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей... Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя держащиеся учения... Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». Апок. 2:16 – «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь... мечом уст Моих». Пергамская церковь олицетворяет период распространения христианства в мире. Формально развеяна языческая мудрость, пало идолопоклонство. Государство, когда-то боровшееся с христианством, теперь запрещает язычество. Христианство внешне торжествует над язычеством, даже возведено в ранг государственной религии. Это тот период в Апок., когда сатана скован на тысячу лет, дабы не прельщал народы (Апок. 20:2): дракон, змей древний, «который есть диавол и сатана», скован на тысячу лет. Под этим сроком, конечно, нельзя понимать буквальный период времени. После этого срока дано сатане «быть освобожденным на малое время» (Апок. 20:3) – т. с. на время, которое предшествует приходу антихриста. Итак, зажигается третий светильник – Пергамская церковь, начинается расцвет христианства. Развивается Богослужение, богословие, возникает духовная литература, искусство, культура, формируется христианская цивилизация. Однако массовое обращение в христианство было чисто иллюзорным. Развращенные языческие нравы и светская жизнь почти не изменились. Языческое наследие нередко заглушало пульс Христовой жизни. Хотя «диавол был ограничен» и не мог в полную меру мешать христианству, власть соблазна была велика, ибо «надобно прийти соблазнам». Именно об этой церкви (точнее, об этом периоде церковной истории) сказано в Апок. Ангел Пергамской церкви живет там, где престол сатаны. Здесь мы встречаемся с тесным смешением добра и зла в мире. В притче о пшенице и плевелах Господь указывал на это. В этой притче даже Ангелы не в силах отличить плевелы от пшеницы. Поэтому не удивительно, что в земных условиях свет Небесного Царства светит возле престола сатаны. Лишь в конце мира возможно отделить плевелы от пшеницы. Поэтому Господь хвалит Пергамскую церковь за верность Ему среди всех соблазнов языческого мира: Апок. 2:13 – «...содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей...». Потеряв прямую власть над христианами, сатана ищет обходные пути к победе над Церковью. Возникают губительные ереси – арианство, николаитство и т.п. И Господь призывает Церковь покаяться, иначе обещает сразить еретиков «...мечом уст Моих» (Апок. 2:16). Апок. 2:17 – «...побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень...». «Сокровенная манна» – это духовные светила Православия этого периода: Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Лествичник, Авва Дорофей и др. Сокровенная манна, или Хлеб жизни – это причастие Тела и Крови Иисуса Христа. «Белый камень». В римском суде белые и черные камни служили для вынесения судьями приговора: черный – осуждение, белый – оправдание. Белый камень – оправдание на Страшном суде. Первые две церкви – Ефесская и Смирнская отошли в область преданий. Пергамская церковь, сильно ослабленная, существовала еще в начале 20 века. Символически она представлена греческой и юго-восточной церквами (напр., Антиохийская). Христианство там постоянно в соблазнах (их Ангелы у престола сатаны – Апок. 2:13). Четвертая церковь – Фиатирская Фиатира (в 200 км к востоку от Пергама) лежала на перекрестке дорог из Пергама в Сардис и дальше – в Филадельфию и Лаодикию, а из Смирны в Византию. По этой дороге курсировала имперская почта и шла значительная часть торговли между Западом и Востоком, поэтому Фиатира представляла собой крупный торговый город. Единственной религиозной достопримечательностью Фиатиры был храм, в котором предсказывала будущее пророчица-ясновидящая Самбате. Фиатира была известна красильным и ткацким производством, а также торговлей тканями. Из Фиатиры происходила Лидия, торговавшая багряницей (Деян. 16:14) – самая богатая женщина Нового Завета. В Фиатире существовали ремесленные гильдии, которые объединяли суконщиков, кожевников, прядильщиков, красильщиков, горшечников, пекарей, торговцев. Из такой гильдии происходила некто Иезавель, которая в интересах ремесла и коммерции шла на компромисс с мирскими нормами жизни, утверждая, что благодать Божия совместима (пропорциональна) с совершаемыми грехами: «где умножился грех, там преизобилует благодать». Самое длинное послание написано самому незначительному из городов – Фиатире. На первый взгляд, Фиатирская церковь была сильной, процветающей, энергичной. Но при всем том в ней отсутствовало нечто существенно важное – дух христианской общины, сплоченной общей целью спасения. Апок. 2:19-22 – «знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое... Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное... Вот, Я повергаю ее на одр и любодействющих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих». Можно предположить, что от единого церковного ствола отделилась могущественная ветвь Фиатирской церкви. Вполне вероятно, что Фиатирская церковь прообразует церковь католическую. Господь вначале отдает ей должное за любовь и отмечает ее миссионерскую активность. Эта церковь имеет дела, любовь, служение, веру, терпение, подвижников (Апок. 2:19). Причем состояние и дела ее в последние дни будут «больше первых» – Апок. 2:19: «знаю, что... последние дела твои больше первых». Но среди заслуг есть и недостатки. Некоторые члены ее причастны глубинам сатанинским (Апок. 2:24). Возможно, что глубинами сатанинскими прообразуются реформация и инквизиция. Дело Христа на земле должно осуществляться только мирными средствами, которые указал Сам Спаситель – любовью, милосердием, кротостью («Милости хочу, а не жертвы»). У князя мира сего иные методы – насилие, обман, лицемерие, жестокость. Католики часто насаждали свою веру огнем и мечом, на кострах инквизиции сгорели сотни тысяч людей. Крестовые походы превращались в кровавые побоища (например, разгром Константинополя). Христианские святыни подвергались надругательству. Любой грех оправдывался целью. Иезуиты: цель оправдывает средство. Орден иезуитов более всего повинен в соблазне папства. Отсюда – наречение его Иезавелью (Апок. 2:20). Сами католики упразднили этот орден в 1773 г. (при папе Клименте XIV), но через 40 лет вновь восстановили его. В Апок. обещана смерть детям Иезавели – смерть духовная. Апок. 2:23 – «И детей ее поражу смертью...» Этой смерти подверглись многие католические церкви в лице поминального христианства, безбожники эпохи Ренессанса, французские энциклопедисты и т.д. Источник заблуждений Фиатирской церкви Апок. 2:20 – «...ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». «Ты попускаешь жене Иезавели» – греч. «тин гинэка иезавель». В некоторых списках после «гинэка» стоит местоимение «су», что значит «твоей»: «Ты попускаешь твоей жене Иезавели...» Под «Ангелом Фиатирской церкви» (Апок. 2:18) можно подразумевать епископа, к которому обращено послание. Возможно, причиной всех неприятностей в Фиатире была жена епископа. (В раннехристианской общине епископ был женатым: «муж одной жены»). Одной из достопримечательностей Фиатиры была женщина-пророчица Самбате. Именно от этой пророчицы шло порочное влияние на Фиатирскую церковь. Ап. Павел не допускал, чтобы женщины даже говорили в Церкви (1 Кор. 14:34). Ключ к характеру этой пророчицы надо искать в библейской Иезавели, жене Ахава, дочери Евфаала, царя Сидонского (3 Цар. 16:31). Лишь немногие женщины заслуживали за свою порочность такого имени. Иезавель принесла из Сидона своих богов и побудила Ахава и народ поклоняться Ваалу. Она не собиралась искоренять культ Яхве, если бы пророки согласились поклоняться наряду с Яхве еще и Ваалу. Она умертвила пророков Божиих и была злым гением Ахава, подвигнув его на убийство Навуфея, чтобы захватить его виноградники (3 Цар. 21). Она обрела дурную славу за блудодейство и волхвование (4 Цар. 9:22). У фиатирской Иезавели не было цели разрушить церковь, но она вводила в церковь спой прелюбодейный (измена Богу) образ жизни, что разрушало веру. Фиатирская Иезавель обвиняется в употреблении в пищу идоложертвеиного мяса (Апок. 2:20). Воздержание от идоложертпенного, как постановил апостольский собор в Иерусалиме, было одним из условий вступления язычников в христианскую Церковь (Деян. 15:29). В античной Фиатире, видимо, существовали профессиональные гильдии (корпорации, союзы) ремесленников и торговцев, состоявшие в основном из язычников, которые вполне могли устраивать общие трапезы с идоложертвенной пищей. Отказ от вступления в такие гильдии лишал христиан возможности заниматься ремеслом или торговлей. Фиатирская Иезавель, по всей видимости, доказывала, что нет нужды отгораживаться от общества и не вступать в гильдии из-за опасности, оскверниться идоложертвенным, т.е. принять языческий образ (уклад) жизни и погрязнуть в грехах угождения идолам и собственной плоти. Последователи фиатирской Иезавели претендовали на знание «так называемых глубин сатанинских» (Апок. 2:24). Ап. Павел говорил в 1 Кор. 2:10 о «глубинах Божиих»: «...Дух бо вся испытует, и глубины Божия». Иезавель, напротив, знает глубины сатанинские Это первое указание на сатанизм в одной из его вариаций. Познавшие глубины сатанинские – это те, кто сознательно познал порок до самых его глубин, а произвольный грех – это грех смертный. Фиатирская Иезавель – это символ приспособления христианства к миру, его синтеза, или симбиоза, с язычеством. «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Пятая церковь – Сардийская Сардис (в 150 км к юго-востоку от Фиатиры) за 700 лет до написания Откр. был одним из величайших городов Малой Азии, торговавшим шерстью и тканями. Город стоял на горе на высоте 500 м над уровнем моря в долине реки и считался неприступным. Сардийский царь Крез начал войну с персидским царем Киром, который и положил конец величию Сардиса. Крез предполагал отсидеться в неприступной крепости. Один из персов случайно увидел, что сардийский воин уронил свой шлем, спустился но трещине в обрыве вниз и достал его. Персы поняли, что в скале есть трещина, и в ту же ночь персидский отряд поднялся вверх. Наверху крепостная степа оказалась совершенно неприступной, и судьба Сардиса была решена: город пал. Поэтому слово Воскресшего Христа «Бодрствуй...» (Апок. 3:2) имело для жителей Сардиса особый смысл и значение. В Сардисе в конце II века жил знаменитый апологет Мелитон Сардийский, комментировавший Апокалипсис. Когда евангелист Иоанн писал Откр., город катился к своему упадку. В атмосфере общего духовного расслабления христианская Церковь тоже теряла свою живучесть и напоминала скорее труп, нежели живую Церковь (мертвая душа в живом теле). Сардийскую церковь, однако, не затронули ереси. Причина проста: церковь была столь пассивна, инертна и маложизненна, что в ней не было даже разномыслия. Ересь же – продукт движения ищущей, но заблуждающейся мысли. К этой церкви можно отнести слова Павла из 2 Тим. 3:5 – «имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися...». Апок. 3:1, 2 – «...знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим». Сардийская церковь, возможно, прообразует сонм отпавших от католичества: лютеранскую, кальвинистскую и др. протестансткие церкви и деноминации, возникшие в эпоху Реформации и после нее. К протестантам можно было бы отнести слова: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», если исключается направление «узкого пути» подвижничества – постов, молитв, постоянного духовного бодрствования и совершенствования. «Я но нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим». Апок. 3:3 – «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся...» Христос предлагает протестантам принести подвиг покаяния, от таинства которого они отказались. Последователи Реформации разбились на секты, ввели женское священство, отрицают Божественность Христа и т.п. Впрочем, и у протестантов есть люди, сохранившие чистоту: «...не осквернили одежд своих...» (Апок. 3:4) – Георг Миллер, Спенсер, Рихтер и др. В отношении доброделания у протестантов многому можно поучиться. Апок. 3:5 – «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни...» (Слав. текст дает более точный перевод с греч.: «...не имам отмыти имене его от книг животных...»). В античном мире цари вели списки своих подданных. Если человек совершал государственное преступление или умирал, имя его стиралось или вычеркивалось из списка. Те, чьи имена занесены в книгу жизни, – граждане Царства. Белые одежды в Римской империи символизировали победу. В день триумфа в Риме все граждане одевались в белое. Город назывался «Urbs Candida» – «Город в белом». Белый цвет – награда верных. Шестая церковь – Филадельфийская Филадельфы (в 50 км к югу от Сардиса) – город, чья церковь из всех семи церквей получила наибольшую похвалу (Апок. 3:8): «...ты сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего». Греч, «филадельфы» – «любящий своего брата». Пергамский царь Аттала, который построил город, так любил своего брата Эвмена, что получил прозвище «Филадельфос», которым назвал и новый город (в 140 г. до Р.Х.). Город был основан как греческий культурный центр для распространения греческой цивилизации и языка в Лидии и Фригии. Он настолько успешно справлялся со своей задачей, что к I в. по Р.Х. лидийцы забыли свой язык и чувствовали себя стопроцентными греками. Филадельфия оказалась достойной похвалы Христа. Когда Малую Азию захлестнули полчища турок и мусульман, Филадельфия осталась единственным свободным христианским городом на полуострове, последним бастионом христианства в Малой Азии, и пала только в середине XIV века. Еще в начале XX в. в Филадельфии был христианский епископ, около 1000 христиан и 25 церквей. Из всех семи церквей, о которых пишет Иоанн, к началу XX в. оставались лишь Смирнская и Филадельфийская. Турецкое название Филадельфии – Аллах Шер (Божий город) подтверждает обетование Господа: «...напишу на нем (на побеждающем) имя Бога Моего и имя града Бога Моего...» (Апок. 3:12). После катастрофы 1922 г., когда войска Ата-тюрка разгромили греков, оккупировавших Анатолию, все малоазиатские церкви прекратили свое существование. Апок. 3:8-10 – «знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». Филадельфийская церковь, возможно, прообразует русскую Церковь. Медленно разгорался церковный светильник на Руси. Лишь в 1448 г. получила Русская Церковь автокефалию, а в 1589 г. – патриаршество. Много испытаний и искушений пришлось преодолеть (междоусобицы, язычество, иго татар, иго безбожников), однако дверь к чистоте духовного света всегда оставалась открытой в Новом Доме Давидове (Влад. Соловьев). По словам прп. Серафима Саровского, Господь любит Русскую Церковь за хранение чистоты древней веры и духа истинного христианства. Апок. 3:10 – «...Я сохраню тебя от годины искушения...». Русская Церковь преодолела 70-летнюю апостасию (отступление). Господь умудрил ее терпением: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Апок. 3:11). Эта Церковь, сохранившись до конца мира, не примет антихриста при его пришествии. Апок. 3:8 – «...Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее...» Воскресший Христос открыл перед филадельфийскими христианами дверь, которую никто никогда не сможет закрыть. Что значит отверстая дверь? Это может быть дверь миссионерской активности. Ап. Павел пишет в 1 Кор. 16:9 – «дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози» (русск.: «...для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много»). Когда Павел пришел в Троаду для благовествования о Христе, ему была открыта дверь Господом (2 Кор. 2:12): «...двери отверзене ми бывшей о Господе». В Антиохии Павел рассказывает о том, как Бог открыл дверь веры язычникам (Деян. 14:27). Наконец дверь, открытая перед филадельфийцами – это Сам Христос: «...аз есмь дверь овцам» (Ин. 10:7). Ин. 10:9 – «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет, и пажить обрящет». 3:12 – «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима...» В городах Малой Азии жители воздавали почести умершему жрецу в храме. Там, где он служил, устанавливали колонну (столпы) с его именем и именем его отца. Седьмая церковь – Лаодикийская Лаодикия (в 300 км на юго-восток от Сардиса) – город, чья церковь составляет печальное исключение из всех семи церквей: лишь о ней Воскресший Христос не может сказать ничего хорошего. Это – осужденная церковь. В ней не отмечена ни одна искупительная или облегчающая вину черта. В Римской империи насчитывалось по крайней мере шесть городов с названием Лаодикия. Город, о котором повествует Иоанн, стоял на реке Лике, недалеко от Сардиса и Колосс во Фригии. Город был основан в 250 г. до РХ. Антиохом Сирийским и назван в честь его жены Лаодикии. Через город проходила важнейшая в империи дорога из Ефеса на Восток. Это был крупный финансовый и банковский центр. Во время путешествия по Малой Азии римский оратор Цицерон получал деньги по своим «аккредитивам» именно в Ладодикии. Во всей империи не было лучше вин и бань, чем в Лаодикии. В 61 г. город был разрушен землетрясением, но жители отказались от помощи римских властей и своими силами восстановили город. Лаодикия была так богата, что «не нуждалась даже в Боге». Лаодикия была центром текстильного производства. Из лаодикийской шерсти, одной из лучших в Малой Азии, изготавливались туники для римских легионеров – тримиты. Лаодикийцы гордились своими тканями и одеждами и не замечали, что были наги в глазах Бога (Апок. 3: 17) – «...не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Лаодикия была медицинским центром Асии. Здесь действовала единственная в провинции медицинская школа. Имена врачей чеканились на монетах; особенно славились окулисты. В Лаодикии производились лечебные глазные мази. «Глазная мазь» (по-гречески «коллурион») – специфически лаодикийское слово, означающее лепешку. Мазь экспортировалась во все страны; чтобы предохранить от порчи, ее обезвоживали и прессовали в виде лепешек или таблеток. Лаодикийцы гордились своими лечебными познаниями, не сознавая своей духовной слепоты (Апок. 3:17, 18). Печальный итог суда Божиего над этим городом – Лаодикия до основания разрушена турками в 1009 г. Апок. 3:15-17 – «..знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Лаодикийская церковь, возможно, прообразует христианский остаток, собранный от различных конфессий. В конце мира он будет объединен Промыслом Божиим в отдельную церковь. Это, впрочем, умозрительное заключение. Господь обличает Лаодикийскую церковь и требует покаяния. Апок. 3:18 – «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Здесь речь идет о страданиях и лишениях, неизбежных при подвиге покаяния, когда приносятся достойные покаяния плоды. Лаодикийцы обольщены и порабощены миром и будут служить не Богу, а маммоне. Осуждение Лаодикийской церкви начинается уже с того, чо лаодикийцы ни холодны, ни горячи, что вызывает у Господа отвращение. Апок. 3:16 – «...как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Здесь следует уточнить значение слов. «Холодный» – «психрос» («холодный вплоть до точки замерзания»). «Горячий» – «зэстос» («горячий до точки кипения»). «Теплый» – «хлиарос» (то, что вызывает тошноту, сводит желудок). [Обычно теплый, но приятный – это «фэрмос», «алэинос»]. Термин «хлиарос» применялся по отношению к воде минеральных источников близ Лаодикии, имевшей тошнотворный вкус. Именно такое воздействие оказывала Лаодикийская церковь в глазах Воскресшего Христа. Теплохладное состояние свидетельствует о деградации духовной жизни. Труднее всего в Церкви преодолевается безразличие. Главная проблема современной катехизации – не столько враждебность мира христианству, сколько безразличие к нему. К христианству нельзя быть нейтральным, как показывает опыт Лаодикии. Нейтралитет в конечном счете ведет к противлению Христу. Как бы сурово это ни звучало, но, судя по Откр., лучше вообще не вступать на христианский путь, нежели, вступив на него, скатиться к формализму и равнодушию. Об этом свидетельствует решительное отчуждение Лаодикийской церкви. Существует аграф (незаписанное речение Иисуса Христа): «Кто стоит близ Меня, тот стоит около огня, кто далек от Меня, тот далек от Царства» – Ориген, св. Игнатий (Антиохийский) Богоносец. Жить во Христе, по Павлу, – постоянно «пламенеть духом», как он призывал римлян (Рим. 12:11): «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (слав.: «тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе»). Трагедия Лаодикии в том, что она была ослеплена богатством и не видела своей духовной нищеты. В человеческом представлении не было в Малой Азии более процветающего города. В духовном отношении не было более бедствующей христианской общины. Апок. 3:18 – «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться...» «Злато разжжено огнем», по Ап. Петру, символизирует веру, когда он призывает иметь веру более драгоценную – «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота...» (1 Пет. 1:7). Лаодикия гордилась своим ткачеством и торговлей одеждой, которая в античном мире была предметом роскоши. Но духовно она была нага. Христос советует ей купить «...белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы...» (Апок.3:18). В Ветхом Завете не было большего позора и унижения, чем быть нагим, голым. Еще через пророка Наума Бог предостерегал непослушный Израиль: «...Я... покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою» (Наум. 3:5). Напротив, величайшей почестью в Ветхом Завете было прекрасное одеяние. Валтасар одел Даниила в багряницу, сделав его премьер-министром (Дан. 5:29). Фараон оказал высшую честь Иосифу, одев его в виссон (Быт, 41:42). Блудный сын по возвращении домой был одет в лучшую одежду (Лк. 15:22). Лаодикия душевно была нага. Апок. 3:19 — «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». Это цитата из Притчей 3:12, но в ней изменено одно слово. В греческой Септуагинте «люблю» (от «агапи») – любовь скорее от воли и ума, чем от сердца, несокрушимая доброжелательность. В Откр. вместо «агапи» используется слово «филия» (глагол «филин») – родственная любовь. Это означает: Бог наказывает тех строже, кто Ему всех дороже. Ап. Павел в Евр. 12:6 – «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». «Если же остаетесь без наказания..., то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:8).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |