|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Апокалиптические виденияВ дореволюционных пособиях по Апок. нередко отмечалось, что всякая попытка толкования Откр. «есть дерзновение», а «пускаться в рассуждения о названиях и свойствах каждого апокалиптического видения значит напрасно терять время». Поэтому дореволюционные экзегеты ограничивались, как правило, лишь перечислением основных видений Откр., особенно в них не углубляясь, «дабы не повредился ум читающих». Опасность виделась в произвольном толковании, проистекающем «из дерзновения не по разуму». Апок. 6:1 – «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри». В вольных толкованиях обычно ссылаются на императив «иди и смотри» («эрху кэ влэпэ»), который повторяется четыре раза. Если тайнозрителю многократно повелевалось лицезреть видения, то почему бы и нам самим не взглянуть на них? Однако, во всех древнейших текстах Апок. стоит только «эрху» («иди»). И относится это слово отнюдь не к евангелисту Иоанну. Это не приглашение тайнозрителю прийти и посмотреть. «Иди» относится к видениям. Это приказ видениям, о которых говорится ниже, выходить на арену человеческой истории и действовать. Многие святые отцы, стремившиеся вообще избегать личных видений, очень осторожно относились к произвольным «озарениям», связанным столкованием Откр. Для нас второе пришествие Христа в мир еще не совершилось. А потому история Откр. еще не кончилась – напротив, она стоит еще на пороге грядущих великих свершений. Самое важное и значительное предстоит еще впереди – таково практическое заключение из Апок. Ранняя Церковь пребывала в постоянном ожидании парусин. В течение двухтысячелетнего ожидания многие не раз поддавались искушению предсказать, когда свершится великое и последнее событие человеческой истории. Такие предсказания не оправдывались. Главное – не то, когда совершится парусил, а то, как должны мы жить во время этого ожидания. Ап. Павел писал коринфянам в «главе воскресения» (1 Кор. 15), где говорится о последних временах: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).' В своем Евангелии (Ин. 9:4; 12:35) тайнозритель призывает делать дела «дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» (русск.: «...делать дела... доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать»). Следуя указаниям св. Иоанна и Ап. Павла, мы ограничимся лишь перечислением (в виде общей схемы) основных апокалиптических событий и видений, очень кратко комментируя лишь некоторые из них. Апокалиптические искушения В Апок. 6 тайнозритель описывает не конец мира, а признаки и события, которые будут ему предшествовать. Четыре коня и их всадники, возможно, прообразуют могущественные разрушительные силы, которые гнев Божий направляет против человечества в конце времен. В Ветхом Завете пророк Захария, например, видит четыре колесницы, которые выпущены на землю, чтобы отомстить Вавилону и Египту (Зах. 6:1-8). Кони и колесницы могут символизировать разрушение человеческих отношений, осатанение людей и превращение мира в царство злобы и ненависти. Рыжий конь и всадник, вероятно, символизируют разрушительное действие страстей (Апок. 6:4). Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно, входит в контакт с бесами. Внутреннее и внешнее обеднение человечества символизируется вороным конем с всадником, держащим меру (весы) в руке (Апок. 6:5, 6). Например, это может быть сильный голод, связанный с многочисленными лишениями и бедствиями, но не настолько жестокий, чтобы вызвать всеобщее вымирание. Есть хлеб, но по непомерно высоким ценам – «хиникс (полфунта) пшеницы за динарий», т.е. за дневную плату (Апок. 6:6). Тайнозритель предсказывает ситуацию, когда человеку придется работать целый день, чтобы только утолить свой голод, и ничего не останется на другие потребности, тем более не будет средств, чтобы прокормить семью. При Нероне случались голодные годы, приводившие к народным бунтам. Когда в Александрии, откуда привозили хлеб, был неурожай, суда приходили в Рим из Александрии регулярно, но привозили не хлеб, а белый песок из дельты Нила, чтобы посыпать дорожки в парках и садах римской аристократии, а также цирковые арены для гладиаторских представлений. Апок. 6:8. Появляется конь бледного цвета («иппос хлорос»). В греческих трагедиях бледный цвет – цвет побелевшего от ужаса лица. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщявлять мечом и голодом...». Имя всаднику – «смерть» («фанатос»). Это слово употребляется в двух смыслах: а) смерть, б) мор от голода. Смерть духовная как результат оскудения любви в конце концов ведет к смерти и физической. Семь чаш гнева Божия Апокалиптические кары и бедствия тесно связаны с ветхозаветными казнями египетскими. 10 казней, которыми Моисей доказал фараону гнев Божий: 1) Превращение воды в кровь (Исх. 7:17-25). 2) Жабы (Исх. 8:5-14). 3) Мошки (Исх. 8:16-18). 4) Песьи мухи (Исх. 8:20-24). 5) Моровая язва на скоте (Исх. 9:3-6). 6) Воспаления и нарывы (Исх. 9:8-11). 7) Град и буря (Исх. 9:22-26). 8) Саранча (Исх. 10:12-19). 9) Густая тьма (Исх. 10:21-23). 10) Смерть первенцев (Исх. 12:29, 30). Апокалиптические кары, последовавшие за звуком труб 1) Град и огонь, смешанные с кровью, уничтожившие треть растительного мира (деревьев и травы) – флоры (Апок. 8:7). 2) Большая гора, пылающая огнем, упала в море, в результате чего треть моря сделалась кровью (Апок. 8:8). [В 79 г. по Р.Х., за несколько лет до написания Апок., произошло извержение Везувия, уничтожившее значительную часть Неаполя. В 196 г. до Р.Х. в Эгейском море недалеко от Патмоса произошло извержение вулкана и образовался остров Палия Кавмэпи. | 3) Падение звезды «полынь» в воду, в результате чего воды стали горькими (Апок. 8:10, 11) – Чернобыль. 4) Поражение третьей части солнца, луны и звезд, в результате чего наступила темнота (Апок. 8:12). 5) Падение звезды, отворившей бездну, из которой появился дым и саранча (Апок. 9:1-12). 6) Освобождение четырех ангелов, связанных при реке Евфрате, и нашествие бесовской конницы с Востока (Апок. 9:13-21). 7) Великое землетрясение, от которого десятая часть города пала (Апок. 11:13). Кары (Апок. 16) 1) Жестокие раны на людях (Апок. 16:2). 2) Вода превратилась в кровь мертвеца (Апок. 16:3). 3) Реки и источники вод сделались кровью (Апок. 16:4). 4) Солнце становится невыносимо жарким (Апок. 16:8). 5) Мрак в царстве зверя (Апок. 16:10). 6) Иссушение Евфрата и образование пути для восточных царей (Апок. 16:12). 7) Стихийные бедствия в природе, освобождение стихий: гром, землетрясение, молнии, град величиной в талант (Апок. 16:17-21). В Откр. есть определенное различие между карами, следующими за трубными звуками (Апок. 8 и 9), и бедствиями, следующими за излиянием чаш (Апок. 11 и 16). В первом случае разрушения и гибель носят локализованный, ограниченный характер – например, распространяются на треть земли, а во втором случае речь идет о тотальном уничтожении. Библия начинается с утверждения, что «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Из этого следует, что если было начало, то будет и конец. О конце заявляет Откр.: «И увидел я (Ап. И. Богослов) новое небо и новую землю...» (Апок. 21:1). Апок. 16:2. Под действием первой чаши, излитой на землю, появились отвратительные раны на людях, имеющих начертание зверя. Апок. 16:3. Под действием второй чаши, вылитой в море, «...сделалась кровь как бы мертвеца и все одушевленное умерло в море». От третьей же чаши, вылитой в реки и источники вод, «сделалась кровь» (Апок. 16:4). Физика этих казней напоминает первую казнь египетскую (Исх. 7:17-25). Здесь трудно и едва ли правильно видеть превращение всех вод, морских и речных, в кровь. Более вероятно духовное истолкование физического образа; здесь лучше видеть указание на смертоносное оскудение и (правление источников духовного питания через подмену Евангелия формализованной псевдохристианской идеологией. Другое толкование: духовное извращение с необходимостью влечет за собой катастрофы в мире природном. Человек вынашивает ад в своей душе, а затем выплескивает его во внешний мир. Разбушевавшаяся стихия сметает с лица земли целые города, как бы мстя человеку за его безнравственное поведение на земле. Пусть наука еще мало знает о причинно-следственных связях между человеческим поведением и природными катаклизмами. Но интуитивно мы можем уже многое почувствовать из того, что еще экспериментально не подтверждено. Ад в человеческой душе, который сам человек создает, – это язва на прекрасном теле сотворенного Богом мира. (Символ этой язвы в физическом мире – озоновая дыра размером с Европу над Антарктидой). Поврежденная природа становится враждебной человеку. Но мы не можем относиться к ней как к врагу, потому что мы сами – ее часть и потому, что несем ответственность за ее болезнь, ответственность перед Богом-Творцом. Наша зависимость от поврежденной природы становится болезненной, а нежелание или неспособность избавиться от ада в душе все более втягивает человечество в то, что можно назвать небытием, отсутствием бытия, бездной, которая разверзнется перед нами в недалеком будущем, j огромной язвой на том месте, где должна была бы быть цветущая райская жизнь. Встает проблема ответственности человека и причастности греху или даже прямая связь греха не только с тем, что происходит в самой человеческой душе, но и с тем, что касается будущего всего мира. Природные катаклизмы, которые сметают с лица земли целые города, уничтожая жизнь на больших пространствах, связаны с нашим грехом, с нашим поведением, с адом в человеческой душе, который человек сам создает своим грехом. Ад не есть создание Бога, он создан самим человеком в собственной душе; ад разрушает и душу человека, и окружающий мир по мере того, как человек выплескивает свой внутренний ад во внешний мир. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Апок. 16:8, 9). Этот образ говорит о нераскаянности людской. Нераскаянность как следствие духовного упадка и ожесточения сопровождается упорным богохульством, как это свойственно безбожию, хотя оно теперь, как правило, не отрицает бытие Бога. Апок. 16:10, 11 – «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих». И тут образ мучительного состояния духовной атмосферы, не знающей раскаяния. Шестая чаша выливается «...в великую реку Евфрат: высохла в ней вода, чтобы готов, был путь царям от восхода солнечного» (Апок. 16:12). Апок. 16:13, 14 – «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения...». Здесь появляется дракон – сатана – как общий вдохновитель зла и два его послушных орудия: зверь – тоталитарное государство и лжепророк – языческая, безбожная, антихристианская цивилизация. Они творят знамения, обольщают народы и готовят их к битве с Богом. Апок. 16:17, 18 – «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле...». Нераскаянности и ожесточенности сердец человеческих не видно конца, «...и хулили люди Бога за язвы...» (Апок. 16:21). Действие гнева Божия происходит в этом мире ранее конца его. Исторический суд Божий еще не есть Страшный суд, но спасительное действие Промысла Божия в мире, к которому люди остаются глухи. С Апок. 12:7 открывается картина небесной войны. Здесь говорится не об изначальном падении сатаны (как у пророка Даниила), увлекшем за собой треть ангельского мира, но о продолжении небесной битвы па земле, в земной человеческой трагедии. «И произошла в небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Апок. 12:7). Апок. 12:9 – «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Война эта свидетельствуется как новое событие, которое наступает в связи с окончательным самоопределением и утверждением каждой из борющихся сторон.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |