АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антихрист и антихристы

Читайте также:
  1. Аль-Масих ад-Даджжаль (Антихрист)
  2. Антихрист
  3. Апокалипсический зверь и Антихристы.
  4. Об антихристе
  5. Об антихристе
  6. Противоборство между православным пророком царем и антихристом.
  7. Сокращенное толкование на Откровение в противоборстве между пророком, царем и антихристом

Апок. 13:1 – «...увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена бого­хульные».

Сброшенный с небес сатана, зная, что время его коротко, пытается причинить максимальный вред. Для этого он передал свою власть и силу двум зверям. Выходящий из моря зверь символи­зирует воплощение зла в представлении еванге­листа Иоанна. Зверь описан в выражениях, вос­ходящих к пророку Даниилу.

В Дан. 7:3-7 есть видение четырех зверей, вы­ходящих из моря, которые символизируют четы­ре империи, властвовавшие над миром поочередно: Вавилон (лев), Мидия (медведь), Персия (барс), Греция Александра Македонского (рога­тый зверь). В Откр. тайнозритель объединяет в одном звере черты всех четырех.

Апок. 13:4 — «и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» Это мрачная антитеза на великий вопрос Исх. 15:11: «Кто, как Ты, Господи, между бога­ми?...» Претензии зверя на власть основаны ис­ключительно на грубой силе, на вражде его про­тив Бога.

У зверя было 7 голов и 10 рогов, которые сим­волизируют римских правителей и императоров. Со времени Октавиана Августа, первого римско­го императора, в Риме было 7 императоров: Тиверий (14-37 гг), Калигула (37-41 гг), Клавдий (41-54 гг), Нерон (55-68 гг), Веспасиан (69-79 гг), Тит (79-81 гг), Домициан (81-96 гг). Эти 7 императо­ров – как бы 7 голов зверя. У зверя еще 10 рогов. После смерти Нерона в Риме царил полный хаос. В течение года трон занимали Гальба, Отон и Вителлий. Они включены в список 10 рогов. На го­ловах зверя – имена богохульные, т.е. титулы, ко­торые присваивали себе императоры: кириос, доминус, себастос – божественный. На монетах Не­рона вместе с его изображением чеканился и ти­тул – «спаситель мира».

Апок. 13:11 – «И увидел я другого зверя, вы­ходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон».

Второй зверь, выходящий из земли, возмож­но, символизирует всю совокупность провинци­альной власти и жречества, на которые Рим воз­лагал задачу внедрить (если нужно, силою) бо­жественный культ кесаря. В эпоху возникнове­ния Откр. культ кесаря был единственной всеоб­щей религией Римской империи; и христиан пре­следовали и казнили за отказ боготворить кесаря. Этот культ был необходим Риму для объедине­ния разнородной массы рас и народов в единство, имеющее какое-то общее сознание. Самая проч­ная объединяющая сила – общая религия и почи­тание обожествленного римского императора. Отказаться сжечь в честь кесаря щепотку фимиа­ма было не актом неверия, а актом нелояльности. В эпоху написания Откр. почитание кесаря до­стигло апогея.

Это почитание не было навязано сверху. Оно возникло в народах вопреки попыткам первых императоров остановить или ограничить его. Это было, можно сказать, проявлением благодарнос­ти Риму. Тиранический произвол местных влас­тителей был заменен римским правом и безопас­ностью. Великие римские дороги соединили раз­ные части мира. Моря и дороги были избавлены от пиратов и разбойников.

Культ кесаря начался не с обожествления им­ператора, а с боготворения Рима. Дух империи был обожествлен в богине Рома, которая симво­лизировала мощь империи. Первый храм Роме был воздвигнут в Смирне еще в 195 г. до Р.Х. За­тем дух Рима воплотился в императоре. Покло­нение императору началось с Юлия Цезаря.

В 30 г. до Р.Х. император Август даровал про­винциям Асия и Вифиния право воздвигнуть в Ефесе и Никее храмы в честь Ромы и Юлия Це­заря. Он также позволил жителям, не имевшим римского гражданства, воздвигнуть в Пергаме и в Никомидии (Вифиния) храмы для поклоне­ния Роме и самому себе. Сначала римским граж­данам не дозволялось поклоняться императору.

Постепенно, однако, культ императора вытес­нил поклонение Роме, превратившись в универ­сальную религию Римской империи. Этот культ не стремился к полному вытеснению других ре­лигий. Некоторые императоры были против него. Например, Тиверий запретил строить храмы и на­значать пресвитерии для собственного обожеств­ления. Однако после него Калигула попытался навязать собственный культ даже иудеям, решив поместить собственную статую во Святом Свя­тых иерусалимского храма, но умер, не успев осу­ществить своего плана. В его правление поклоне­ние кесарю стало обязательным во всей империи. Император Клавдий отказался от собственного обожествления и запретил возводить императора в первосвященники. Нерон, Веспасиан и Тит не настаивали на культе кесаря. В отличие от них, Домициан требовал его строгого соблюдения. Он воздвиг памятник «божественному Титу, сыну божественного Веспасианпа». Домициан провозгла­сил самого себя богом. Его указы начинались сло­вами: «наш господь и бог Домициан повелевает...» Преемник Домициана император Нерва (96-98 гг.) отменил императорский культ, но к тому времени сотни тысяч христиан поплатились жиз­нью за отказ почитать кесаря яко Бога. Таков ис­торический фон Откр.

Теперь попытаемся собрать воедино все, что мы знаем об антихристе. Как и сатана, антихрист в Св. Писании символизирует враждебную Богу силу. Если Христос – Помазанный Царь Божий, то антихрист – нечестивый князь зла. Если Хри­стос – воплощение Бога и любви, то антихрист – воплощение диавола и зла.

Идея враждебной Богу силы часто встречает­ся в Ветхом Завете задолго до эпохи Нового За­вета; у антихриста были свои ветхозаветные «предтечи», которые оставили свой глубокий от­печаток на новозаветном образе.

Первый предшественник антихриста – дракон хаоса. Борьба между Богом Творцом и драконом хаоса получила отражение в Ветхом Завете в не­скольких местах. Пророк Исаия говорит о дне, когда Господь поразит левиафана – змея прямо бегущего и левиафана – змея извивающегося и убьет чудовище морское (Ис. 27:1). В иудей­ском мировоззрении этот древний дракон хаоса получил название Раав. Пророк Исаия говорит: «Не ты ли (мышца Господня) сразила Раава, по­разила крокодила?» (Ис. 51:9) (слав.: «...не ты ли еси (Иерусалиме) победил гордаго и расторгнул змия»).

Перечисляя победы Господа, псалмопевец Да­вид говорит: «Помяну Раав и Вавилона ведущым Мя...» (Пс. 86:4). Иногда Раав в масоретском тек­сте именуется «гордым»: «Ты смутил еси яко язвена, гордаго мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя».

Раав, дракон – ветхозаветный предшествен­ник антихриста, и образ великого дракона вновь возникает в Апок. 12:9 – «И низвержен был вели­кий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы (аггелы) его низвержены с ним». Словом «аггел» наши предки называли демона в отличие от Ангела хранителя.

В преданиях древней Палестины представле­ния о зле нередко воплощались в образе Армиллия – губителя народов, чудовищного рыжего плешивого гиганта.

В Ветхом Завете встречается образ Велиала (князь воздуха, вражды и погибели; иногда – предводитель бесов), который в Новом Завете именуется Велиаром. Так, о негодных сыновьях Илия (первосвященника и последнего судьи израильского) в масоретской Библии говорится как о сыновьях Велиала (1 Цар. 2:12): «Сыно­вья Илия (Офни и Финеес) были люди негод­ные, они не знали Господа и долга священников в отношении к народу...». Имя Велиала – ветхо­заветный синоним зла. Злого и порочного чело­века называют сыном или дочерью Велиала (в русск. тексте «негодный» или «негодная»). Когда Анна (мать пророка Самуила) молилась в Храме о даровании ей ребенка, Илий счел ее пьяною, но Анна ответила, что она не дочь Ве­лиала (в русск. тексте: не негодная женщина) (1 Цар. 1:16): «не считай рабы твоей негодною женщиною...» (слав.: «не даждь рабы твоея во дщерь погибели...»).

Навал, имевший обширные пастбища и стада на горе Кармил, но отказавший Давиду в хлебе и назвавший его беглым рабом, именуется в ма­соретском тексте сыном Велиала (в русск. Биб­лии – человек злой). 1 Цар. 25:17 – «...он (На­вал) – человек злой, нельзя говорить с ним».

Семей, злословивший Давида, когда тот бе­жал из Иерусалима во время восстания Авесса­лома, называет псалмопевца сыном Велиала (в русск. Библии – убийца и беззаконник) (2 Цар. 16:7): «Так говорил Семей, злословя его (Давида): уходи, уходи, убийца и беззаконник!»

Лжесвидетели Иезавели, клеветавшие на Навуфея, который отказался продать виноградник Ахаву, называются сынами Велиала (в русск. Библии – негодные) (3 Цар. 21:10,13): «И против него (Навуфея) посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя...» (слав.: «...два мужа сы­ны законопреступных...»).

В Новом Завете о Велиале (Велиаре) говорит­ся всего один раз: «Какое согласие между Хрис­том и Велиаром? какое соучастие верного с не­верным?» (2 Кор. 6:15). Здесь Велиар – антипод Христа.

Возможно, что именно развитие ветхозавет­ного образа Мессии отразилось на эволюции представлений об антихристе. Мессия, Помазан­ник Божий, встречает жесточайшее сопротивле­ние сатаны, и это сопротивление воплощается, персонифицируется в конкретном человеке зла, сыне погибели. Где Мессия, там неизбежно и ан­тихрист, ибо до тех пор пока существует грех, бу­дет и сопротивление Богу.

В Ветхом Завете встречаются описания войны с объединенными силами противников Бога – например, пророчество об уничтожении всех языческих народов, воевавших против Иеруса­лима (Зах. 14); изображение битвы с Гогом и Магогом (Иез. 38). (По Плинию, Гог – народ в земле Магога – царей ассирийских).

Для позднейшей ветхозаветной эпохи сата­нинское зло обрело свое высшее проявление в образе «рога» (Дан. 8:9-12) (в слав.: «..рог един крепок...»), который чрезвычайно разросся и воз­несся даже до воинства небесного, остановил ежедневные жертвоприношения Богу (у Вождя воинства небесного была отнята ежедневная жертва) и надругался над местом Божественной Святыни. Этот «рог», вероятно, символизирует сирийского царя Антиоха Епифана (четвертый царь сирийско-македонской династии), который решил ввести в Палестине греческий уклад жиз­ни, греческий язык и греческое Богослужение, т.к. считал себя миссионером греческой культу­ры. Когда иудеи воспротивились этому, Антиох Епифан вторгся в Палестину и захватил Иеруса­лим. Около 80 тысяч иудеев были убиты и прода­ны в рабство. Обрезание и хранение свитков То­ры считалось преступлением и каралось смер­тью. (В Албании в 1960-е годы за совершение крещения священника расстреливали).

Это была попытка силой уничтожить ветхо­заветную религию. Антиох осквернил Иеруса­лимский храм, устроив во Святом Святых ал­тарь в честь Зевса Олимпийца, где в жертву при­носилось свиное мясо. Приделы Храма были превращены в притоны. Политика Антиоха при­вела к народному восстанию, и Маккавеи осво­бодили страну. В глазах иудеев Антиох был во­площением всяческого зла, «антихристом».

«Предтечами» антихриста на грани Ветхого и Нового Заветов были Ироды. Как история Ри­ма подразделяется на периоды правления консу­лов и проконсулов, так и история Палестины не­редко измеряется временем царствования Иро­дов.

1) Первый царь из дома Иродов, о котором упоминается в Мф. 2, – Ирод Великий, правивший примерно с 41 г. до Р.Х. по 1 г. нашей эры. Это он принимал волхвов с Востока и приказал умертвить 14 тысяч вифлеемских младенцев. Был женат 10 раз.

2) Ирод Филипп Первый – первый муж Иро­диады, отец Саломии. Он упоминается под именем Филиппа у Мф. 14:3, Мк. 6:17, Лк. 3:19. Не имел официального титула.

3) Ирод Антипа. Тетрарх в Галилее и Перее. Второй муж Иродиады, санкционировал казнь Иоанна Крестителя. На его суд Пон­тий Пилат послал Иисуса (Лк. 23:7).

4) Ирод Архелай. Правитель Иудеи, Сама­рии и Идумеи (Мф. 2:22). Был смещен и выслан из страны.

5) Ирод Филипп Второй. Тетрарх в Итурии и Трахонитской области. Основал в свою собственную честь Кесарию Филиппову. У Лк. 3:1 он назван Филиппом.

6) Аристовул, сын Ирода Великого. Его мать – Марианна из рода Маккавеев. Он был убит своим отцом, оставил сына Ирода Агриппу Первого.

7) Ирод Агриппа Первый. Упоминается в Деян. 12. По его приказу в 44 г. убит Иа­ков Зеведеев и арестован Ап. Петр.

8) Ирод Агриппа Второй, сын Агриппы Пер­вого, брат Вероники, упоминается при рас­следовании дела Ап. Павла. Брат Друзиллы, жены правителя Феликса, судившего Аи. Павла – (Деян. 24). Ирод Агриппа Вто­рой рассматривал дело Ап. Павла, перед ним Павел произнес свою знаменитую речь (Деян. 25 и 26): «Христос... восстал первый из мертвых возвестить свет народу иудей­скому и язычникам» (Апок. 26:23). «...мо­лил бы я Бога..., чтобы все, слушающие ме­ня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян. 26:29).

В синоптических Евангелиях об антихристе упоминается в последних главах. Он именуется «лжехристом» («псэвдохристос»).

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Хрис­тос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чу­деса, чтобы прельстить, если возможно, и избран­ных» (Мф. 24:23, 24).

«Ибо многие придут под именем Моим и бу­дут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13:6).

«Ибо восстанут лжехриста и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, ес­ли возможно, и избранных» (Мк. 13:22).

«...берегитесь, чтобы вас не ввели в заблужде­ние, ибо многие придут под именем Моим, гово­ря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21:8).

«Я пришел во имя Отца Моего, и не принима­ете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).

Здесь идея антихриста (хотя такого термина в Четвероевангелии нет) сводится к лжеучению, уводящему людей от истинной веры в Иисуса Христа.

Подобный новозаветный портрет антихриста представлен в «человеке греха» во 2 Сол. 2:5: Ап. Павел напоминает солунянам, о том, чему он учил их устно: «Не помните ли, что я, еще нахо­дясь у вас, говорил вам это?» Сперва речь идет вообще об отпадении (апостасии), потом о при­шествии человека греха, сына погибели (беззаконника), превозносящего себя выше Бога и пре­тендующего на поклонение и почитание, подоба­ющее только Богу. Он будет творить ложные зна­мения и чудеса, которые обманут многих.

В момент, когда Павел пишет 2 Сол., тайна беззакония уже в действии, но еще есть «удержи­вающий», который препятствует окончательно­му торжеству зла (2 Сол. 2:7). Возможно, Павел имел в виду Римскую империю, которая в его представлении удерживала мир от распада и па­дения в хаос последних дней. Антихрист сведен к одному лицу – беззаконнику, в котором сосре­доточено все зло. Портрет «беззаконника» похож на ветхозаветный образ Велиала.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)