|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Попытки мистико-типологического (символического) толкованияС IV в. по почину Евсевия, епископа Кесарийского, Апок. пытались периодизировать в последовательности церковной истории: доапостольская эра, век апостольский (до св. Константина), послеапостольский период. На Западе этот диахронологический метод, который в V в. использовал блж. Августин, позднее трансформировался в историческое толкование: Витринг (1719), Ньютон (1721), Гофман (1860), Эллиот (1851), Гроциус (1840), Оберлен (1870), Тод (1880), Фаррар (первые дни христианства – 1888) и др. Обыкновенно пророчества Апок. связывали с последними временами, 1000-летнее царство Христово начинали, например, с Карла Великого и заканчивали Французской революцией 1848 г., в которой усматривали Гог и Магог. В 1830 г. англиканский священник Джон Дарби, комментируя Апок., использовал метод диспенсации, разделив мировую историю на 7 последовательных периодов в соответствии с различными формами правления (6-й период – XIX век – «век благодати»). В России диахронологический подход (греч. «диахроникос» – «последовательный, чередующийся, поступательный, периодический») был использован, например. П.В. Тихомировым (Православная догматика и религиозно-философское умозрение, 1897) и А. Таушевым (1954). Архиеп. Аверкий Таушев. «Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова». Переиздана М., 1991. Приводит мнение о том, что 7 церквей означают 7 периодов истории христианской Церкви от ее основания до кончины мира: 1) Ефесская церковь (первый период) – апостольская Церковь (от Иисуса Христа до начала гонений). Это Церковь, боровшаяся и превозмогавшая ереси, оставившая добрый обычай благотворения (общения имуществ) – «первую любовь». 2) Сминская церковь (второй период) – эпоха десяти гонений на Церковь: от Нерона (54-58), Домициана (81-96), Траяна (98-117), Адриана (117-138), Миксимина (235-238), Деция (249-251), Галла (251-253), Валериана (253-260) до Диоклетиана (284-305) и Юлиана Отступника (361-363). 3) Смирнская церковь (третий период) – эпоха Вселенских соборов. Церковь живет там, где «престол сатаны», т.е. где еще живы языческие обычаи и нравы. 4) Фиатирская церковь (четвертый период) – период расцвета христианства среди бывших варварских народов Европы XIII-XIV вв. 5) Сардийская церковь (пятый период) – эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII вв. 6) Филадельфийская церковь (шестой период) – предпоследний период жизни христианской Церкви, современная нам эпоха, когда Церковь уже «немного имеет силы» в современном человечестве (Апок. 3:8), когда вновь подверглась 70-летним гонениям Церковь в большевистской России. 7) Лаодикийская церковь (седьмой период) – последняя эпоха перед кончиной мира, отличающаяся равнодушием к вере (теплохладностыо) и внешним благополучием. Апок. не содержит в себе плана или схемы всемирной истории в конкретных исторических образах. Если и есть определенная связь с событиями современной тайнозрителю эпохи, не следует эту связь переоценивать, вычисляя ее исторически во всей точности и полноте. Иначе возникает опасность превращения книги пророческих символов и онтологических откровений в политический памфлет на темы современности. В Откр. мы встречаем духовные аллегории, а не исторические конкретности, приуроченные к определенной эпохе. Превращение Откр. в политический памфлет умаляет его пророческое значение. Хотя существуют разные экзегетические подходы к Апок., до сих пор нет такого подхода, который выражал бы церковное понимание Откр. Трудности начинаются уже с плана Откр. Основной вопрос сводится к тому, располагаются ли предсказываемые события в один последовательный ряд (диахронологический подход) или же мы имеем дело с несколькими повторными рядами образов, в которых одни и те же события освещаются с разных сторон (метод рекапитуляции). В этом понимании существует резкая грань между Апок. 11 и 12, и все, что за этой гранью следует, понимается как пророчество о тех же событиях, о которых была речь в первой половине книги, но под новым углом зрения. (Кассиан Безобразов – за поступательный метод исследования, т.к. Откр., по его мнению, не предсказывает события в точном хронологическом порядке). План Апокалипсиса В построении Апок. обычно различают две части. Первая часть начинается после введения с Апок. 1:19 («Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего»). «Что есть» (греч. «а исин») – относится к обращениям к семи церквам (Апок. 2, 3). «Что будет после сего» («а мэлли гэнэсфэ мэга тавта») – относится к видениям Иоанна, к пророчеству о будущих судьбах мира. Однако это разделение очень условно. Обе части тесно между собою связаны. Язык Апокалипсиса Греческий язык Апок. – живой, сильный и образный, но с точки зрения грамматики – худший в Новом Завете. Евангелист Иоанн думает на еврейском (арамейском), а пишет по-гречески. Тайнозритель погружен в Ветхий Завет. Он цитирует его 250 раз (Исаию, Иезекииля, Даниила, Псалтирь, Исход, Иеремию, Захарию – в основном пророков). В русском переводе Апок. называется «Откровение Святаго Апостола Иоанна Богослова», в греч. – «Апокалипсис Иоану», по-латыни – «Apocalypsis Iohannis», на английском – «The Revelation to John». В названии опущено «Богослов» (греч. «фэологос»), т.к. отсутствует в древнейших греч. списках – Синайском, Ватиканском, Александрийском. Греческий язык четвертого Евангелия и Откр. сильно различаются. Греческий язык Евангелия от Иоанна простой и правильный, а греческий язык Откр. – шероховатый и неправильный. Иоанн в своем Евангелии избегает упоминать собственное имя, а в Откр. оно часто упоминается. Богословие четвертого Евангелия (о земной жизни Иисуса Христа) дополняет богословие Апок. (Откровение Воскресшего Господа), а вместе они составляют завершенное целое.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |