|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА1.Особенности философии Древнего Востока 2.Буддизм 3.Периодизация китайской философии 4.Конфуцианство 1.Середина первого тысячелетия до н. э. – тот период, когда философия возникает в Древних цивилизациях в Индии, Китае и Древней Греции. В Индии формируются ортодоксальные и неортодоксальные Ведам учения. Веды (веда – знание) – сборники гимнов в честь богов и описание ритуалов принесли с собой пришедшие в Индию племена ариев. В Ведах были собраны гимны, молитвы, описания жертвоприношений, поэтические образы природы. Так в гимне «Песнь творения» – представлен космогонический миф: вначале все существующее было бесформенным хаосом, в нем возникло стремление, и прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие, так возник мир. Это мифологическое представление о возникновении мира находится на границе религиозного и философского мировосприятия, т.к. уже поставлен вопрос о происхождении мира, но ответ дан в образной форме. Каждая Веда дополнилась брахманами, описаниями обрядов и комментариями обрядовых текстов. Около 800 г. до н. э. возникли Упанишады (буквально означает сидеть у ног учителя и внимать ему). Они проникнуты религиозно-философскими размышлениями о брахмане (высшем духовном начале) и атмане (личном духе), внутреннем мире человека, бытии и небытии, смерти и бессмертии. И в Китае и в Индии философия начинается как комментарий к религиозным текстам. В Китае – «Книга перемен» («И – цзин») состоит из двух частей. Первая часть представляет собой священный текст – канон. В ней приводится описание и графическое изображение универсального закона «И», благодаря которому наше мировоззрение постоянно изменялось, сохраняя свое определенное состояние. Вторая часть – комментарий к канонической части. Основная суть «Книги перемен» сводится к следующему: все и вся находится в постоянных взаимопереходах, взаимоотношениях, переменах, переливах. Для объяснения изменчивости в мире обычные слова не подходят. Для обозначения текучести мироздания применяется сочетание горизонтальных черт, где непрерывно «Ян», прерывно «Инь». Все вещества носят в себе «Инь» и «Ян», наполнены «ци» – всеобщей универсальной энергией, образуют гармонию. «Ян» символизирует вершину, сухость, свет, солнце, небо. «Инь» темноту, пассивность, низменность, влажность, луну, землю. Инь - Ян - источник происхождения, создания и превращения всех веществ и существ Вселенной. Инь и Ян являются двумя противоположностями, которые присутствуют во всех существах, веществах, феноменах природы. Можно сказать, что они повсюду одинаковые и что между понятиями Инь и Ян существует определенная аналогия. Небо - Ян, земля - Инь; день - Ян, ночь - Инь; мужчина - Ян, женщина - Инь. Эти примеры показывают, что каждое существо Вселенной соответственно может образовать свой характерный признак Инь - Ян. Понятия Инь - Ян являются абстрактными, имеющими материальную основу, общность всех противоположностей, однако одновременно дополняют друг друга. В философии Китая выделяются пять первоначальных элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Им соответствует пять действий человека: речь, зрение, слух, мышление, осязание. Буддизм Существует легенда о Сидхартхе Гаутаме, ставшем впоследствии Буддой. Гаутама Будда родился в 563 г. до н. э. на севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха. Его отцу было предсказано, что Сиддхартхе уготовлено два пути. По один пути было суждено наслаждаться радостями жизни, и стать впоследствии великим царем. Второй – открыть страдания, болезни, старость, смерть в мире, стать великим прорицателем, и показать истинный путь спасения людям. Мать Сиддхартхи умерла рано, поэтому отец стремился оградить сына от страданий, он рос в богатстве и роскоши и получал хорошее образование. Даже сад вокруг замка был засажен такими деревьями, чтобы Сиддхартха не увидел увядания и упавших листьев. Но однажды молодой человек увидел, выйдя за ворота замка, несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью; немощного старика; траурную процессию. Принц был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вернуться к прежней безмятежной жизни он не мог. Принц вполне познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда. Он покинул дворец, жену, новорожденного сына и под именем Гаутама вступил в орден аскетов, полагающих, что единственным способом существования в мире, полном страданий, является самосовершенствование. Помочь миру стать лучше смогут лишь те, кто сам сумел духовно подняться. Индийские йоги представляли это себе как путь борьбы духа с плотью (путь умерщвления плоти), путь подчинения животного начала в человеке началу духовному. Как гласит легенда, Гаутама превзошел других аскетов в самоограничении: спал на ветвях, покрытых шипами, часами сидел на голой скале, не меняя позы, съедал один боб в день. В конце концов, он так ослаб, что едва не умер. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, он позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?». Но «Есть... два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Один путь ведет к удовольствиям и вожделению, он низок, груб, неблагороден, бесполезен; другой ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване» [3]. Однажды Гаутама сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным. Согласно древнеиндуистскому преданию, Гаутама, прежде чем стать Буддой был царем, аскетом, жрецом, богом деревьев, рабом, плясуном, лягушкой и даже свиньей. Через семь дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырех благородных истинах. «А это благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого, то есть, привязанность к существованию есть страдание» [3]. Наша жизнь пронизана страданием, которое само по себе второстепенно. Мы сами носим в себе причину своих страданий – неудержимую привязанность ко всему земному, материальному, телесному. Наши желания – это цепи, которые сковывают нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное желание приносит страдание, но и достижение желаемого создает лишь видимость счастья. Путь постоянного удовлетворения своих желаний также бесперспективен, пуст, как и путь жесткого самоограничения. Что же нам делать? Нужно освободиться от страданий, отказавшись от желаний. Это самое трудное – уничтожение желаний, стремления к власти, и богатству. Поэтому Будда находит следующий ответ: «А это... благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение». [3] Восьмиричный путь – это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению – нирване. Буддисты считают, что об этом пути говорят все великие учителя, пророки и мудрецы. Движение по нему предполагает следующие шаги: 1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери «маршрута» Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение – это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий. Можно найти путь, ведущий к прекращению страданий. 2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять решение в своем сердце. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины. 3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово – отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер. 4). Правильное действие. Цель самосовершенствования – стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми. В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из Пяти заповедей-ориентиров. Первое правило призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий и убийству других живых существ. Жизнь священна, поэтому не убивай! Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый. Третье правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне брака). Четвертое правило – избегать лжи. Буддист предан истине и для него ложь не имеет оправдания. Последнее же правило заключается в воздержании от опьяняющих веществ, таких, как алкоголь и наркотики, поскольку они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически. 5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых. 6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков. «Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум. Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум». 7). Правильное внимание. «То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли». Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние. 8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания – медитацию. Цель медитации – успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом. Таким образом, восьмеричный путь представляет собой три ступени духовного роста: первая – нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости». В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. «Идеал Будды – больше чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда – воплощенный нравственный идеал». [10] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |