АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  2. I. Идеализм и натурфилософия
  3. I. Классическая теория.
  4. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  5. I. Экономический материализм как философия и наука
  6. II СТАДИЯ - КЛАССИЧЕСКАЯ
  7. II. Философия и жизнь
  8. II. Философия Шеллинга
  9. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. III. Философия и наука
  11. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  12. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Иммануил Кант (1724 - 1804) – родоначальник классической немецкой философии. После окончания гимназии, он учился в Кенигсбергском университете, прошел путь от студента до ректора этого университета. Будучи студентом, изучал философию и естественные дисциплины, когда стал преподавателем, читал лекции по: естественному праву, теологии, антропологии, педагогике, физике. Его творческая жизнь была насыщена и полна. Современники сравнили его идеи с переворотом Коперника. По словам Г. Гейне: «Коперник заставил солнце стоять неподвижно, а землю обращаться вокруг Солнца. Прежде разум подобно Солнцу вращался вокруг мира явлений и старался их освещать. Но Кант остановил разум, и мир явлений вращается вокруг него и освещается по мере приближения к этому Солнцу».

В первый период своего творчества основное внимание И. Кант уделяет естествознанию. Важное сочинение этого периода: «Всеобщая естественная история и теория неба». Кант размышляет над вопросами возникновения космоса, солнечной системы. Он считает, что солнечная система возникла естественным путем в результате вращательных процессов из газопылевой туманности, благодаря единству сил притяжения и отталкивания, свойственных самой материи. Во втором периоде интерес Канта переходит на процессы познания и этики. Он создает такие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Известно выражение И. Канта в конце «Критики практического разума»: о двух вещах, которые «наполняют душу все большим удивлением и благоговением, чем чаще, тем продолжительнее мы размышляем о них – звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Важная проблема, поставленная И. Кантом,– критическое отношение к чистому разуму и поиск предела познания. И. Кант считает, что опытные данные, которые фиксируется органами чувств, не дают адекватного знания об окружающем мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не могут стать копией познаваемой вещи. То, чем вещь для нас является – феномен, имеет отношение к миру явлений. То, что она представляет сама по себе это – ноумен. Мир ноуменов – мир вещей в себе. Итак, феномены вступают во взаимосвязь с человеком и его познанием. А ноумены остаются миром вещей в себе. Сколько бы мы не проникали в мир явлений, наши знания отличаются от вещей, как Кант разделил узнаваемый мир на доступные знаниям явления и непознаваемые вещи в себе. Но он считал, что постепенно разум все дальше и дальше проникает в мир вещей в себе. Известно Кантовское выражение о том, что наблюдение и анализ явлений проникает внутрь природы, и неизвестно как далеко мы продвинемся со временем в этом стремлении. Человеческий разум не может выйти за определенные границы и поэтому впадает в антиномии.

И. Кант сформулировал следующие антиномии:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве. Если поразмышлять об идее этой антиномии, то получится, что граница мира наверное есть, но она подвижная и мы постоянно выходим за нее и бесконечное время очень сложно вообразить!

2. В мире есть только простое, и то, что сложено из простого. В мире нет ничего простого. Любая сложная субстанция состоит из более простых частей. Молекула из атомов. Атомы из элементарных частиц и так далее.

3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Нет свободы, все совершается согласно законам природы.

4. Существует, безусловное необходимое существо, то есть Бог – причина мира. Нет Бога, как безусловного, необходимого существа.

Перу И. Канта принадлежат этические императивы: практический и категорический. Императив И. Кант характеризует как основную формулу велений разума. Категорический императив, согласно Канту, нельзя нарушать. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства», – писал И. Кант. Нужно сказать, что это похоже на золотое правило этики: «(не) поступай по отношению к другим, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе». Практический императив заключается в следующем: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».[14]

Г. Гегель (1770-1831) противопоставил миру «вещей в себе» И. Канта идею: «Сущность является, а явление существенно». Гегель считал, что ребенок – это человек в себе, росток – это растение в себе. То есть Гегель с одной стороны развивает идеи Канта, а с другой дает собственное объяснение устройству мироздания. Свой подход Гегель развивает в произведениях «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Гегель положил в основу своей системы принцип тождества бытия и мышления. В этом тождестве сосуществуют и единство, и различие, которое связано с мышлением. Для Гегеля существует объект мысли и отдельно сама мысль, то есть объективное и субъективное. Мышление в состоянии включить в себя все богатство мира: природу, человека, и его разум. Оно как бы «отчуждает» от себя бытие. И такое мышление предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. И вместе с тем мышление объективно, оно не имеет отношения к отдельному человеку. Абсолютная идея автономна от человека, истории и природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря – это процесс самопознания Абсолютного духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания. Познание Гегель не связывал ни с отдельным человеком, ни с обществом – это некое безличное явление (феномен). Первая крупная работа философа, служащая введением в его систему, называется «Феноменология духа». Абсолютная идея по Гегелю развивается через природу инобытие идеи, а затем через мораль, нравственность, философию, выраженные в абсолютном духе, восходит сама к себе по спирали, то есть идея возвращается, но уже на новом более высоком этапе.

Осознание – процесс поэтапный. Первая ступень – предметное сознание, когда постигаются объекты, существующие вне человека. Второй период связан с познанием субъектом самого себя и потому называется самопознанием. На завершающем этапе это противопоставление субъекта и объекта снимается, они выступают в единстве, отождествившись в знании и представ в виде Абсолютного Духа. Один из важнейших выводов Гегеля звучит следующим образом: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Второй ведущий принцип гегелевской системы, после тождества бытия и мышления, – способность духа к движению и развитию. Опираясь на Абсолютный Дух, включающий в себя все конкретные формы существования и способный их познать, по мнению Гегеля, можно воссоздать всеобъемлющую философскую систему. В соответствии с тремя ступенями познания она должна включать в себя логику, философию природы и философию духа.

Идея развития

Закономерности универсального развития исследует логика. Для Гегеля логика является чистым знанием в полном объеме своего развития. Она занимается законами мышления, а они – законы действительного бытия. По Гегелю основные понятия логики первичны, независимы от природы и истории. Именно в их развитии осознается бытие. Работа Гегеля «Наука логики» посвящена исследованиям логических категорий. Логические понятия развиваются из исходных категорий, каждая из которых выражена в виде тезиса. Тезис – исходная категория, в нем –привычный, безотчетный посыл. Тезис развивается и появляется его противоположность – антитезис. Он противоположен первому, но тезис содержится внутри. Следующий этап – это их синтез. Он, в свою очередь, превращается в новый тезис, который более высок в своем развитии, чем предыдущий тезис. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью», писал Г. Гегель [6]. Здесь появляется и Гегелевское понимание жизненности, в котором «нечто жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие и притом есть та сила, которая в состоянии вмещать в себя это противоречие и выдерживать его» [6].

Логика согласно Г. Гегелю объединяет учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Все начинается с абстрактной категории «чистого бытия». Бытие, по словам Гегеля, «простая бессодержательная непосредственность». Противоположностью бытия у Гегеля выступает чистое «ничто». Взаимодействие чистого бытия и ничто происходит через становление. Переход от ничто к бытию – возникновение, а переход от бытия к ничто – уничтожение. Таким образом, Г. Гегель от категории чистого бытия переходит к бытию как к нечто и в результате приходит к категории существования.

Природу Г. Гегель определяет как то, что не содержит в себе конечную цель. Это антитезис – идея в форме инобытия.

Г. Гегель выделяет природе три ступени: механику, физику и органику. Связь между ними похожа на взаимодействие тезиса, антитезиса и синтеза в логике. Но в природе это взаимодействие выражается не как саморазвитие, а отпечаток его. Абсолютная идея предшествует природе. Одна из частей философии природы посвящена проблемам жизни. Высшей ступенью на лестнице, по которой природа поднимается в наличном бытии, для Г. Гегеля становится жизнь. Но она в качестве природной идеи предоставлена власти внешних условий и неразумности. Природа выходит из внешней непосредственности, являющейся для Г. Гегеля смертью, и входит в саму себя. Затем она снова выходит из формы живого существа, чтобы взойти к духовному существованию. Возникновение природы Гегель начинал с организации форм ее существования, таких, как пространство и время; но, во времени, природа реализует вечные повторения, возвраты и круговороты. Содержательная наполненность пространства и время связаны с материей и движением, которые существуют неразрывно друг с другом. Синтезируется вся эта сложность во внутренней, пробуждающей природу силе.

Развитие Абсолютного Духа Гегель представил в третьем разделе как заключительный этап развития идеи, возвращающейся в саму себя из своего небытия. Первое проявление Духа рассматривается в естественном наличном бытии. Здесь он достигает соответствия мыслящему природному существу – человеку. Гегель наблюдает в развитии духа триадность: во-первых, проявление субъективного духа. Он связан с телесностью и зависит от аффекций (сильных проявлений чувств) и физического состояния тела. Дух проявляет себя через душу и сознание человека. Этим взаимодействием духа, души и тела занимается антропология. Следующим этапом развития является феноменология – учение о духе, отчужденном от телесности. Дух в плане обращенности к себе самому и в плане осознания себя становится объективным, им занимается психология. Завершение развития духа, по мнению Г. Гегеля, происходит в искусстве религии и философии, через них дух восходит к абсолютному проявлению. Духовная форма по Гегелю содержит в себе более высокую жизненность, является более достойной духа, чем природная форма. Противоположностью субъективного сознания, индивидуальной психики человека является объективный дух, общественное сознание.

Разумность состоит в единстве единичного и всеобщего. В конкретном своем содержании она выражается в единстве объективной и субъективной свободы, для Гегеля всеобщей воли и индивидуального знания. И в этом взаимодействии вечное и необходимое бытие духа. Праву, как сфере внешних законов, противостоит мораль – область внутреннего веления, свободной воли. Мораль воплощает в себе убеждения человека. Высшей ступенью развития объективного духа является нравственность, в которой сливаются личное и общественное. Нравственность в своем развитии проходит три стадии: семью, гражданское общество и государство. У Гегеля первичным определяющим началом человеческой истории выступает не индивид, а общество. Так, в семье воплощается природное, естественное, изначальное единство людей. Но не нужно смешивать понятия гражданского общества и государства. В гражданском обществе каждый становится целью для себя, все другие для него суть ничто. Государство – объективный дух, и индивид только тогда нравственен и истинен, когда является членом государства. Государство – нравственная целостность, считает Гегель. Только осознающий себя дух может быть государством. «Существование государства, это – шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю» [7]. Государство– шествие божественной идеи на земле», – писал Г. Гегель [8].

В природе изменения происходят путем бесконечных повторений, но история способна к совершенствованию и прогрессу. Гегель считал, что в истории царит закономерность, и искал ее. Всемирная история предстает как единое целое, где нет случайных ступеней и этапов. В целом процесс истории духовен, а господствует в нем Абсолютная идея, обретая в человечестве средство собственного познания. Критерием прогрессивности всемирной истории выступает постижение необходимого, то есть степень свободы. Сложность истории связана с разнообразием человеческой деятельности, множественностью интересов, многогранностью целей, богатством вкусов, силой страстей, особенностями сложившихся обстоятельств. «Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности» [8].

Если идея составляет основу истории, то страсть выступает в ней путеводной нитью. Поэтому действия людей довольно часто осуществляются неосознанно. Действия и речи великих личностей, названных Гегелем «всемирноисторическими людьми» являются лучшими для данного времени. Эти люди духовные руководители, за которыми идут остальные. Это они доверенные всемирного духа, но жизнь их тяжелый труд, а судьба несчастлива. Таковы судьбы рано умершего Александра Македонского, преданного и убитого Цезаря. Цели и устремления этих людей находятся не во внешнем ходе вещей, а во внутреннем источнике, содержание которого скрыто. Оно еще проходит процесс доразвития из наличного бытия и стучится во внешний мир. А затем разбивает его как скорлупу.

Мировая история, имеющая своим содержанием Мировой Дух, еще не является конечной целью развития. Над всей системой возвышается, пронизывая ее, Дух Абсолютный. Его первой исходной формой, в которой конкретизируются этические отношения, выступает искусство. Искусство предстает в виде прекрасного образа, в котором гармонически сосуществуют форма и содержание. Немецкая поэзия– наивысший идеал искусства. Но через романтическое искусство дух переходит из области искусства в сферу религии. В религиозном сознании содержится антитезис абсолютного духа. В истории религиозные представления развиваются до своей абсолютной вершины – христианства. В философских понятиях происходит синтез религиозных представлений и эстетических образов. Формируется философия у отдельных народов как завершающий продукт его культуры и во всей своей полноте предстает к исходу истории этого народа. Философия является вполне закономерным итогом развития культуры. Так понятие абсолютного духа Г. Гегеля заканчивает трудный путь самопознания, достигнув предельных позиций. Система немецкого философа является совокупностью всех форм бытия и познания. Свою философию мыслитель склонен считать вершиной и концом философской мысли, выражением достигнутой абсолютной истины

 

 


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (ПО ГЕГЕЛЮ)

 

Логика

 

Бытие Сущность

качество –> количество чистая сущность–> явление

мера действительность

 

Философия природы

 

Механика Физика

Пространство материя магнетизм –>электричество

и время и движение химизм

всемирное тяготение

Органика

Геология –>ботаника

 

Философия духа

 

Субъективный дух Объективный дух

антропо- –>феноме- право –>моральность

логия нология

духа нравственность

психология

Абсолютный дух

Искусство –> религия

Философия [11]

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)