|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯПросвещение — передача знаний, распространение знаний и культуры. Так же под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Одна из ярких эпох в развитии культуры и философии. Начало этой эпохи можно отнести к 1718 году, когда во Франции поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ Вольтера. В ответе на вопрос «Что такое Просвещение?» И. Кант размышлял о том, что само просвещение – это выход из состояния несовершеннолетия, в котором находимся по собственной вине. А несовершеннолетие человечества, по мнению И. Канта, есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Кант выделял еще и несовершеннолетие по собственной вине. Его причина заключается не в недостатке рассудка со стороны кого-либо, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны другого. Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком».[15] К 40 гг. XVIII века просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. Развиваются естественные науки, художественная литература, философия. Представители Ж.Ж. Руссо (1712 — 1778), Жюльен Ламетри 1709 — 1751), Дени Дидро (1713 — 1784), Клод Гельвеций (1715 — 1771), Поль Гольбах (1723 — 1789). Черты философии Просвещения. 1.Антитеологическая направленность; 2.Связь философских воззрений с достижениями естествознания; 3.Гуманистическая направленность с доминированием антропологической и социальной проблематики; 4.Социально критическая направленность и стремление «улучшить общество». Французские просветители поставил задачу освобождения человеческого разума от фанатичных религиозных суеверий. Они были энциклопедистами. Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания. В дореволюционной Франции католическая церковь владела капиталами и земледельческими наделами. Только преодолев религиозные предрассудки можно построить общество на разумных началах. Основная мысль «Философских писем Вольтера»: Христианство и католическая церковь создают благоприятную среду для духовной тирании, проповедуют зависимость человека от божественного промысла, призывают к смирению и повиновению. Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Сострадание становится для Руссо источником всех благородных порывов и всех социальных добродетелей. «Что такое великодушие, милость, гуманность, как не сострадание, применённое к виновным или к человеческому роду вообще? Сострадание не только «предшествует разуму» и всякому размышлению, но развитие разума ослабляет сострадание и может его уничтожить. Догмам католической церкви просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование её дано Вольтером в трактате «Все в Боге», в философской поэме «О естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Идею «естественной религии» развивал Дени Дидро в сочинении «О достаточности естественной религии. Вот такая религия согласна с человеческой природой, включает общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль и золотое правило этики: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Просветители утверждали независимость моральных категорий добра и зла от Бога. Просветители уделяют внимание обоснованию материалистических концепций природы. Он стала одной из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы»: «Природа – есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, из различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной», писал Гольбах. В качестве сущности и основных процессов природы Гольбах называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, ее неразрывной связи с движением и даст одно из первых определений материи: «Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».[9] Причины движения материи Гольбах видит в самой материи. Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим ее силам. Все разнообразие движения материи происходит от различия ее свойств и качеств. Движение универсально. Оно присуще всем телам вселенной, укрепляет и продлевает их существование. На основе современных достижений в физике и химии, Гольбах формулирует положение о качественном многообразии форм материи и об универсальности движения. С позиции детерминизма (от лат. determino – определяю) Гольбах рассматривает проблемы причинности и необходимости. Гольбах подчеркивает объективный характер причинности. Принимает ее в качестве процесса взаимодействий. Он рассматривает развитие вселенной как закономерную взаимосвязанную цепь причин и следствий. На ними господствует строжайшая необходимость. По словам Гольбаха, в природе все необходимо, фатально, в ней нет ничего случайного, а сама «фатальность – вечный незыблемый необходимый установленный в природе порядок».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |