АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура и цивилизация

Читайте также:
  1. CCCР и БССР в предвоенные годы: Экономика, наука, культура, жизненный уровень.
  2. II. Культура речи
  3. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  4. IX. ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  5. Антична культура східного і західного регіонів
  6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  7. Античні міста – поліси, їх культура в українських землях.
  8. Белорусская культура периода «застоя».
  9. В первичных культурах клеток
  10. В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.
  11. В. Скіфо-сарматська культура.
  12. Виды культуры (доминирующая, субкультура, контр культура).

ПОНЯТИЯ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

1. Философия – учение о предельно-общих отношениях бытия познания человека и мира

2. Онтология – философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах)

3. Гносеология – философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

4. Логика – философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время как самостоятельная наука)

5. Философская антропология – философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни

6. Социальная философия – философское учение о человеческом обществе в целом, и его общих законах и перспективах развития

7. Аксиология – философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества

8. Экологическая философия – философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти XX века)

9. Этика – философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией)

10. Эстетика – философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии)

11. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность методологических принципов

12. Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе – материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления

13. Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе – сознание, дух определяет существование материальных явлений

14. Субъективные идеалисты за началное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта

15. Объективные идеалисты утверждают, что первичным является нечеловеческое, мировое сознание, сверхъестественное духовное начало

16. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой. Она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. После подготовительного периода, продолжавшегося столетия, наступил классический период греч. философии. Ее расцвет приходится на 7 и 6 вв. до Р. X., а отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греч. философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, в Европе произошло возрождение греч. философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греч. философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия). Греч. философия (можно также сказать: античная философия, т. к. всем, что есть творческого в последней, она обязана греч. философии) делится на эллинскую философию классической Древней Греции (4 в. до Р. X.), которой предшествовала философия греч. полисов, в 6—5 вв. до Р. X. расположенных по всей Греции, и эллинско-римскую философию, т. е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся Римской империи с 3 в. до Р. X. до 6 в. после Р. X. Эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до Р. X.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Аристотель — 4 в. до Р. X.), досократовская философия — на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до Р. X.) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до Р. X.).

17. ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. hermeneutikos — истолковывающий) — искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря работе т. н. исторической школы в 19 в., начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика — это учение о понимании (см. Понимание), о научном постижении предметов наук о духе. Чтобы познакомиться со значением герменевтики, следует прежде всего обратиться к Дильтею. Хайдеггер называет герменевтикой изображенную им в работе «Sein und Zeit» феноменологию существования.

18. ПОНИМАНИЕ - 1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном[22]. Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание.

19. ОБЪЯСНЕНИЕ - функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить — значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. При этом остальное почти всегда остается необъяснимым. Естественнонаучному «объяснению» Дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание».

20. ТРАГИЧЕСКОЕ - философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.

21. ИСТОРИЯ - временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т. е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история человеческого рода, т. е. его собственная история, тем не менее и нечеловеческая природа имеет свою историю (которая подробнее рассматривалась только с 19 в.), включающую в себя историю возникновения мира, земли, царства растений и животных.

22. ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинными;. Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. — «нескрытность») является откровенностью бытия.

23. Истина корреспондентская – знание, соответствующее действительности;

24. Истина прагматистская – знание, которое полезно применимо на практике (У. Джеймс)

25. Конвенциалистская истина – истина как результат условных соглашений (Пуанкаре)

26. Когерентная истина – непротиворечивая истина согласованность мышления с самим собой

27. НРАВСТВЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ БЫТИЯ БОГА – ВЫДВИНУЛ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И. КАНТ. В своей "Критике чистого разума" он приходит к заключению, что существование Бога нельзя доказать рациональными способами, но также нельзя и опровергнуть. В то же время в "Критике практического разума" Кант утверждает, что принятие существования Бога является необходимым постулатом нравственного сознания человека. Нравственный аргумент ("доказательство") бытия Божия быстро вошел в арсенал апологетики. Однако многие утверждения Канта, напр., отрицание промысла Бога в мире, Откровения, фактическое отождествление религии и морали и др., были неприемлемы для христианского сознания.

28. ГУМАНИЗМ - (от лат. humanitas — человечность) — рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произв. древности. Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итал. гуманизма.

29. ЛИБЕРА́ЛЬНАЯ ДЕМОКРА́ТИЯ является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе, поскольку общественность видит в них угрозу для самой либеральной демократии. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества.

В либеральной демократии политическая элита, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власть имущих

30.. МАЙЕВТИКА - (греч. maieutike - букв. - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

31. СХОЛАСТИКА - (от лат. schola — школа) — школьная наука, школьное движение в период западно-христ. средневековья (в т. ч. в Византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. В кит., инд., ислам, философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. Для схоластики христ. западного мира (6 и 9 —15 вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. Однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. Этапы развития схоластики: 1) Ранняя схоластика (9—12 вв.), стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. Sic et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях.

32. СУБСТАНЦИЯ - (от лат. substantia — сущность) — в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане — нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее — у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к «аналогиям опыта». Для Шопенгауэра субстанция — материя, для Юма — это только фикция, сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии «духовной субстанции» как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория). Для современного естествознания субстанция — только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia — лежащий в основе) — существенный, материальный, относящийся к субстанции.

33. ДЕТЕРМИНИЗМ - (от лат. determine —определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм). Детерминизм может перейти в фатализм: Противоположность — индетерминизм. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, напр. в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

34. КАРНАВАЛ - Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [Primo весенние праздники в Италии]

35. "РИМСКИЙ КЛУБ" - международная неправительственная организация, возникшая в Риме в 1968 г., объединившая ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира, выдвинувшая обширную программу исследования глобальных проблем современности, много сделавшая в этом направлении и завоевавшая высокий авторитет в современном мире.Во главе создания "Р.К." стоял видный итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель А. Печчеи (1908--1984). Заслуга "Р.К." состоит прежде всего в том, что он уже в конце 60 - начале 70-х гг. громко выступил с серьезным предупреждением о грозящей современному человечеству гибели цивилизации и начал широкую и систематическую научную разработку конкретных проблем будущего человечества. Можно указать, напр., на итоги исследовательских проектов "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Цели для человечества" (1977), "Третий мир: три четверти мира" (1980), "Маршруты, ведущие в будущее" (1980) и др. За последнее десятилетие особое внимание "Р.К." уделяет разработке различных программ преобразования социальных и политических систем. Рекомендации "Р.К." оказывают серьезное влияние на общественную жизнь как отдельных стран, так и мира в целом.

36. СИНЕРГЕТИКА - (от греч. synergetikos - совместный - согласованно действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологической, физико-химической и др.) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т. е. уменьшается энтропия (т. н. самоорганизация). Основа синергетики - термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн.

37. Развитие - Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему

38. РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелатинского reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) (Философское) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований.

39. ПАРАДИГМА - (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

40. СУБСТАНЦИЯ - (латинского substantia - сущность; то, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое, постоянное, существующее самостоятельно. В различных философских учениях могли вычленяться одна субстанция (монизм), две субстанции (дуализм), множество субстанций (плюрализм).

41. АКЦИДЕНЦИЯ - (от лат. accidentia — случай, случайность) — несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).

42. ПОЗИТИВИЗМ - (франц. positivisme - от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический" позитивизм - Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

43. СЦИЕНТИЗМ - (< лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, основанная на представлении о науч. знании, отождествляемом прежде всего с достижениями естественных наук, как о наивысшей культур, ценности; на абсолютизации и позитивной соц. роли науки, проявлением чего является технократический подход к обществу Н. Бердяев употребил этот термин в работе «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»; полагал, что С. «отвергает пер-вородность и самостоятельность философского познания, он окончательно ее подчиняет науке».

44. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ -. — О самостоятельной рус. философии может идти речь только с нач. 18 в. До этого времени в России над мышлением господствовала греч. ортодоксальная церковь. В кон. 18 в. на рус. философию оказывали свое влияние франц. Просвещение и философия Хр. Вольфа, в 19 в. — философия Шеллинга и Гегеля (см. Гегельянство), а позднее — позитивизм и материализм Получили известность шеллингианец Д М. Велланский, Давыдов., Петр Чаадаев гегельянец Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин, материалист и позитивист Чернышевский, Лавров, М. М. Филиппов (1858—1903), Плеханов. В кон. 19 в. начинает формироваться рус. философия в ее национальном своеобразии, имеющая мистически-религиозную направленность В этом отношении для рус. философии характерны писатели Толстой и Достоевский. Соловьев — первый известный на западе представитель рус. философии — пришел через канта к оправданию мистического христианства. В основе философии Соловьева – идея всеединства. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Большое философское значение имеют работы двух психологов — Бехтерева и Павлова (см. также Рефлексология). Николай Бердяев, как и вся эмигрантская рус. философия, продолжил мистически-утопическую линию Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних рус. классических философов А.Ф. Лосева и С.Л. Франка.

45. ПРАГМАТИЗМ - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

46. КРЕАЦИОНИЗМ - (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий - иуд аизма, христианства, ислама.

47. ГОББС ТОМАС - (1588-1679) - английский социолог, политолог и философ, представитель механистического материализма, сторонник теорий естественного права, общественного договора и приоритета государства над личностью и обществом.Г.Т. исходил из того, что догосударственное состояние общества представляло собой "войну всех против всех", но человеческий разум позволил найти выход и этого состояния через заключение соглашения между людьми на основе взаимного самоограничения ими своих прав - общественного договора, гарантировавшего мир и безопасность в обществе. На этой основе возникает государство, которое Г.Т. уподоблял мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Государство, особенно в форме монархии, по Г.Т., стоит над обществом и личностью, уберегает их от хаоса, обеспечивает мир, порядок и благоденствие. Основные труды Г.Т.: "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) и трилогия "Основы философии" - "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642).

48. ОРТЕГА-И-ГАСЕТ - (Ortega y Gasset) Хосе (1883 - 1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философской антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая её в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества", "массовой культуры" ("Восстание масс", 1929 - 30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).

49. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от позднелат. exsistentia - существование) - или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает СВОБОДУ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ВЫБОР САМОГО СЕБЯ, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

50. Возникновение СОВРЕМЕННОЙ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ связано с именами А.Шопенгауэра и Ф. Ницше.

51. Язык- универсальное средство человеческого общения, любая система знаков, существующая для получения, хранения и передачи информации.

52. АВГУСТИН - Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 - 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (сочинение "О Граде Божием"): "земному граду" - государству - Августин противопоставлял мистически понимаемый "Божий град" - церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия (смотри Пелагианство). Автобиографическая "Исповедь" Августина, изображающая становление личности, отличается глубиной психологического анализа. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 в.

53. ГУССЕРЛЬ - (Husserl) Эдмунд (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в "строгую науку" посредством феноменологического метода ("Логические исследования", т. 1-2). В дальнейшем обратился к идее "жизненного мира" как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию.

54. ШПЕНГЛЕР - (Spengler) Освальд (1880-1936) - немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых "организмов" (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся ок. тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение: "Закат Европы" (т. 1-2,1918-22).

55. Э. Ротердамский – автор книги «Похвала глупости», обосновавший известный тезис: «От великого до смешного один шаг»

56. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения: 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк - США) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен - США); 2) лингвистическая философия - философия обыденного языка (Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Строусон - Великобритания).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)