|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОНТОЛОГИЯ. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ1. Бытие в истории философии. 2. Реальность, действительность бытие. 3. Бытие и небытие. 4. Единая научная картина мира. 1. В современной философской мысли проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Онтологические вопросы и ответы на них – фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом. За века, прошедшие со времен Парменида и его представления о мышлении и мире идей как бытии, философские умы понимали под бытием – Бога, материю и т.д. Понимание бытия, прикосновение к нему, преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая самобытным, делая его самого бытием. Одним из первых проблему бытия поставил античный философ – Парменид. Согласно Пармениду бытие означало власть мысли, но мысли не простой о вещах и предметах повседневности, а мысли абсолютной, чистой, которая не связана с эмпирическим опытом людей. Таким образом, Парменидом открыта сила мысли, которая удержит мир от опрокидывания в хаос. Люди обретут уверенность в том, что все происходит по необходимости. «Все по необходимости» означает, что заведенный порядок мироздания не изменится. День придет на смену ночи, солнце не погаснет внезапно. Парменид постулировал (определял) наличие за вещами чувственного мира того, что выполняло бы роль гаранта мира. Сам термин «бытие» взят из греческого языка. Но Парменид наполнил изучаемое понятие новым содержанием, не вытекающим из простого перевода глагола быть, т.е. быть в наличии, существовать. Бытие по Пармениду – то, что находится за миром чувственных вещей. Оно едино, неизменно, абсолютно, не имеет деления на субъект и объект. Оно всевозможная полнота совершенств, среди которых на первом месте: Истина, Добро, Благо, Свет. Бытие – истинное существование. Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, нескончаемо во времени. Бытие не просто мысль, а Логос – Космический разум. Он лежит в основе мироздания. Демокрит считал, что бытие едино, т.к. состоит из одних и тех же атомов, и множественно, т.к. различное сочетание атомов дает различные предметы. Платон нашел неделимость и единство в мире идей. Значит идеи или эйдосы – вот подлинное бытие. Видимый мир – материальный, скрывает истинную сущность бытия. Гармония единства, совершенства находится только в мире идей. Аристотель ядром философии считал онтологию – учение о бытии. Основа бытия – первоматерия принципиально не определена, образует потенциальную предпосылку существования. Простой определенностью этой категории являются огонь, воздух, вода и земля, элементы могут превращаться друг в друга. Аристотель разделил мир существования на надлунный и подлунный, Ввел понятие эфир – пятая сущность– квинтэссенция. Он считал, что в мире есть движение и невозможно предположить, что оно закончится. Движение, как истинное бытие, предполагает в качестве основы перводвигатель. В эпоху средневековья для алхимиков задача получить из различных веществ золото стала центральной. Средневековым номинализмом упраздняется понимание бытия, как предельного понятия для основания мироздания. В русской философской мысли проблему бытия рассматривал Вл. Соловьев. Он считал истинным бытием бытие Всеединой идеи. А вещественное бытие в нашем мире считал противоположным истинному бытию. Так как русский философ много занимался переводами диалогов Платона, то, конечно, его взгляды повлияли на идеи Вл. Соловьева. Он считал, что вещественное бытие противоположное истинному бытию или всеединой идее, подавляет нашу любовь, мешая осуществлению ее смысла. «Тот мир, в котором это бывает, не есть настоящий; его нравственная негодность становится сносною для ума, если не для чувства, лишь благодаря его метафизической неподлинности или обманчивости: в неистинном натурально происходит недолжное… Человеку, ищущему не материальной выгоды, а истинного знания, нечего делать в этом мире» [19]. Свойство неподлинного вещественного бытия – двойная непроницаемость. Во-первых, непроницаемость во времени, когда всякий последующий момент бытия не сохраняет предыдущий, а исключает или вытесняет его собой. Во-вторых, непроницаемость в пространстве, когда два тела не могут занимать одновременно одного и того же места. Вл. Соловьев пишет о том, что задача мирового процесса простая в понятии и сложная в конкретном исполнении – победить двойную непроницаемостью тел и явлений; соотнести внешнюю реальную среду с внутренним всеединством идеи. Мартин Хайдеггер (представитель философии экзистенциализма XX в) понимал Логос не столько как разум, сколько как речь. В речи высказаны основные знания. Речь позволяет передать существование, как и найти способ раскрытия мира и себя в этом мире. В речи как слушании языка мы говорим вслед услышанному сказу. Язык не просто выражение чувства, желания, мысли. Язык для Хайдеггера не в смысле принадлежности, а в смысле исходного измерения, внутри которого человеческое существо впервые оказывается в состоянии отказываться на зов бытия. Недаром говорят, что стены имеют уши. Мы, прежде всего, слышим, и отвечаем в речи зову бытия. Это голос любви, совести, трансценденции, и благодаря этому голосу мы существуем в этом мире. Русские народные сказки начинаются с приобщения к бытию. Бытие, согласно К.Ясперсу, (представителю философии экзистенциализма ХХ в.) делится на четыре вида: 1 Эмпирическое – наличное бытие, физическое тело человека и психологический тип. Для того, чтобы существовать в этом мире человек создает предметный мир его окружающий. 2 Бытие сознания вообще, понимание того, что все окружающее воспринимается нами через сознание. 3 Бытие духа – жизнь идей о мире, о смысле жизни и смерти. Идеи не предметны, они воздействуют на нас, но именно благодаря им мы живем в этом мире. Там, где идея отсутствует, мир распадается, теряет стройность, организацию. 4 Возможная экзистенция, в которую входит: 1. Несоответствие эмпирического «я» духовному миру. 2. Стремление к слиянию с бытием, с вечностью. 3. Осознание непостижимого воспоминания. 4. Сознание бессмертия. Определение бытия Бытие есть всеохватывающая реальность, все что есть, было, будет и можно себе представить. «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение вопроса» – это слова из философской поэмы Парменида «О природе», а не как может показаться на первый взгляд из пьесы У. Шекспира «Гамлет». Виды бытия: Предметное бытие – окружающий материальный мир. Материя со всеми видами, классами неживая и одушевленная. Условно бытие можно разделить на: 1) Бытие природы ее явлений, независимых от человека 2) Бытие вещей, процессов, явлений, созданных людьми. 3) Бытие человека индивидуализированное: его внутреннее сознательное и духовное 4) Бытие социального, объективированное духовное. Бытие, то, что есть и то, что может открыться нам, через реальность и действительность – ядро бытия. Существование является характеристикой бытия и пронизывает как действительность, так реальность и само бытие. Если изобразить их взаимодействие в кругах Эйлера, то получится такая схема: 3. Небытие В «Трактате о небытии»[30] А.Н. Чанышев выразил в литературной форме идею небытия, которое невидимо и не дано опосредованно, оно прячется за спину бытия. Небытие всюду и всегда, оно в дыхании, оно сама жизнь. А.Н. Чанышев приводит доказательства небытия. Вот, например, доказательство от времени: прошлое и будущее, то чего еще нет и то чего уже нет – это временный модус небытия. Другое доказательство от пространства: существование в данном месте предмета означает несуществование его в другой точке пространства – это пространственный модус небытия. Следующее доказательство от возникновения нового: все новое было раньше в небытии. Жизнь – небытие смерти и наоборот. Следующее доказательство – «от противоположности»: миры – антимиры, частицы – античастицы, положительные и отрицательные числа, все противоположности возникает из небытия как из нуля в системе координат. Все противоположное противопоставляется друг другу в небытии. Автор подводит итог: «Человек приходит из небытия, и уходит в небытие так ничего и не поняв». 4. Единая научная картина мира. Современная научная мысль делает акцент на организационном, структурном моделировании материального мира. Базовые понятия. Система – множество элементов, взаимосвязи между которым сильнее связей с окружающей средой. Элемент – минимальный компонент системы. Структура – способ связи элементов между собой. Весь известный нам мир – Вселенная, которая состоит из множества элементов, по сложности разделяется на 3 больших типа систем: 1. Система неживой природы. 2. Биосистема. 3. Социальная система. Общая картина структурных уровней материи схематично выглядит так: Вселенная Метагалактики Галактики Планеты, планетарные системы, звезды Биогеоценозы Макротела, человек Атомы, молекулы Микромир: кварки, кванты, элементарные частицы, электроны Различные поля электромагнитные,гравитационные и др. Соотношения уровней материального мира строится по правилам: Все структурные уровни материи связаны, каждый уровень возникает и существует на основе нижележащего. Атомы из элементов частиц, молекулы из атомов, макротела из молекул. На каждом новом уровне возникают новые свойства объектов не совпадающие с теми веществами, на основе которых они возникают. Так объекты разных уровней обладают свойствами, которые отличают их от свойств предыдущего и последующего уровней. На каждом структурном уровне существует особые законы материальных объектов. Например: Организменные системы ведут себя иначе, чем клеточные. Наиболее оптимальное определение материи дано В.И.Лениным. «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Она копируется, фотографируется, то есть отображается разными способами в наших органах чувств, существуя независимо от них».
СОЗНАНИЕ 1.Проблема и предпосылки сознания. 2.Свойства, структура сознания. 3.Функции сознания 1. Проблема сознания. Сознание – одно из предельных понятий в философии. В философии познания, морали, природы, общества инструментом будет выступать, так или иначе понимаемое сознание. Оно открывает нам путь для самореализации. Это не просто сумма знаний, а реализованная мысль и способ бытия. Парменид писал, о том, что одно и то же есть мысль, и то о чем эта мысль существует. И без бытия, в котором находится ее выражение, мысли нам не найти. Сознание – система отсчета – нам дан не сам предмет, дано не само бытие, поэтому мы его и не можем понять, потому что все предметы даны в модусах сознания. Сознание источник, через него происходит осмысление и понимание мира. Любая вещь или событие мира для нас ценно, постольку, поскольку это отправная черта, вызывающая работу сознания. Естествоиспытатель ХIХ века Т. Гексли сравнивает процесс возникновения сознания, которое возникает в результате раздражения нервной ткани сигналами органов чувств, с выпусканием джина из лампы Алладина. Но и современная наука сталкивается с отсутствие связующего звена между материальным носителем сознания – головным мозгом и его идеальной сущностью. Сознание – посредник между вещами и идеальными образами вещей. Мы видим мир через смыслы, которые нам дает сознание. Прежде чем приступим к познанию мира, мир уже дан нам через сознание, и опосредован через него. С одной стороны сознание способствует осмыслению мира, а с другой стороны сам предмет сознания нам не доступен. Грузинский философ М. Мамардашвили сказал, что сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Все многообразные события, происходящие с нами, наши стремления, любовь, страхи, образуются в сознании. Сознание – источник осмысления и понимания мира. Мир для человека – осознанное через его собственные переживания сущее. Не было бы сознания – не было бы человека и того окружающего мира, который «входит» через сознание.. Выделяют три стороны сознания: 1. Предметное – направлено на окружающий мир события, вещи и т.д. 2. Самосознание – осознание себя как нечто другое, выделения себя из окружающего мира. Наше сознание – Я возникает как отражение от другого Я. 3. Поток непосредственных переживаний. 1-ая и 2-ая сторона это – духовность человека. 3-я сторона включает душу. 2. Предпосылки сознания. В неживой природе существует отражение. Солнце нагревает предметы, в мире растений подсолнух поворачивает чашечку цветка за Солнцем. Отражение в животном мире имеет более высокий уровень. Млекопитающие имеют способность объединения различных свойств в единый образ предмета. В сознании человека отражение не исчезает после взаимодействия с внешним воздействием объекта на человека, а остается частью состояния, в котором оно находится. К себе человек относится через сознание также как к объекту. Сознание конструирует духовную реальность. Эта реальность отражает сущность человека на различных уровнях. На физиологическом, биологическом, психическом, социальном и духовном. В истории философии есть две точки зрения относительно сознания: 1. Сознание – дар человечеству. 2. Сознание – проклятие его. Человек рассуждает, познает, оценивает окружающий мир, не просто доверяя инстинкту. Люди имеют сложноорганизованую нервную систему. Действия людей происходят на сознательном уровне, для которого требуется высокоорганизованная нервная система. Сознание – продукт деятельности головного мозга. Джеймс писал о том, что наше нормальные бодрствующее разумное сознание не более чем один особый тип сознания. В то время как вокруг повсюду него отдельные тончайшие преграды, за которыми лежат потенциальные иные формы сознания. Многочисленные подсознательные феномены не укладываются в рамках представления о сознании. Проблема сознания метафизическая, то есть внечувственная проблема. Сознание– человеческое достижение. Существование человека и человечество представлено фактом становления сознания. Сознание – понятие, означающее высший уровень психической активности человека, способ взаимодействия с реальностью. Сознание обеспечивает возможность ориентироваться и действовать в окружающей человеческой среде. Г.П. Меньчиков определяет сознание как «специфически человеческую форму духовного бытия и форму освоения мира, обладающую идеальностью, императивностью, интенциальностью».
Свойства сознания: 1. Идеальность проявляется в том, что сознание не дано в ощущении, невозможно указать место его нахождения в нашем теле. 2. Интенциальность – направленность сознания (ввел термин Э. Гуссерль, основатель феноменологии). В этом свойстве сохраняются смыслообразующие отношения сознания к предметам. Наше сознание структурирует образ, придавая предметам смысл. 3.Креативность– творчество сознания – необходимость способствовать созданию чего-то нового. Эта способность образуется при помощи возможностей абстрактного мышления. Сознание творит окружающий мир. Но творческая активность человека не абсолютна, а ограниченна объективными законами природы.
Функции сознания: 1. Познавательная 2. Аккумулятивная 3. Коммуникативная 4. Аксиологическая (ценностная) 5. Программирующая 6. Целеполагающая 7. Прогностическая 8. Экзистенциональная 9. Герменевтическая Структура сознания 1. Знания – раскрытие смысла действительности, они принимают различные формы. Знание – духовное образование, принимают определенную языковую форму. Проявляются в различных видах, в точках зрения, высказываниях, знаках, символах. Знание имеет изначально самостоятельную ценность. Также сегодня приобретает глобальную ценность. 2. Отношения с окружающим миром: через чувство, эмоции, переживания. 3. Убеждения: знания и отношения, присущие субъекту. Компоненты: 1) интеллектуальный – осознанные знания 2) эмоциональный – чувства, эмоции, переживания, закрепляющее отношения, пристрастие к знанию, к идеям. 3) неосознанно-психический – то, что на уровне подсознания 4) поведенческий – побуждение к действию 4. Воля – целеустремленность и направленность, образно говоря память, опрокинутая в будущее. 5. Самосознание – единство знаний, отношений, убеждений, воли. 6. Память – основа сознания (на фоне памяти возникают ощущения, мышление, чувства, воля). Память представляется как плотина перед потоком ощущений. Они наслаиваются и возникают представления и понятия. Благодаря памяти создается мир идей.
Логико -геометрическая модель по А.В.Иванову.[12] I, II логическая сторона сознания, внешнепредметная или, по словам автора, внешнепознавательная сторона. I телесно - перцептивные способности (перцепция–чувственное восприятие внешних предметов). К ним относятся ощущение и восприятие. II логико-понятийные компоненты. В них входят те способности человека, которые отвечают за мыслительное постижение внутренних свойств мира: умение доказывать, аргументировать, воспринимать общие понятия. III, IV– ценностно-эмоциональная сторона сознательной деятельности III - эмоциональные и аффективные состояния: психологические переживания, предчувствия. IV ценностно- мотивационно эмоциональная сторона: мотивы деятельности человека, духовные идеалы, фантазии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |