|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сознание и мышлениеУточнение некоего содержания сознания, когда оно принимает определенную форму, называют мыслью. Мышление – процесс рождения мыслей в головном мозге. Мышление, направленное на реальные предметы называется конкретным. Но может быть и абстрактным – абстрагируемся от конкретных предметов, рассуждая о сознании – оно не предметно. Абстракция означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достичь научно-объективного познания. Способность к абстрагированию появляется в онтогенезе (становлении человека) и филогенезе (становлении человечества) не сразу – она формируется продолжительное время в разных культурах с разной активностью. Постоянные переходы от конкретного к абстрактному – свойство того, что сфера мышления меняет свой объем и содержание. Французский философ Клод Леви-Стросс в книге «Первобытное мышление» пишет об исследовательнице, которая изучила язык одного африканского племени. В процессе изучения языка выяснилось, что в их языке нет абстрактного понятия «растение».Абстрактное мышление позволяет определить бесчисленные связи с другими объектами, понять отличия от них. Сознание – высший уровень психической активности человека, способность человеческого ума осознавать мир. Мышление – способ постижения объективной реальности, процесс творческого воссоздания целостных структур окружающего мира.
Сознание и речь Каждый человек обладает способностью к речи. Язык метафоричен, в нем существует и главенствует абстракция. Нам точно известно, что слово не есть предмет. Почему кошку назвали кошкой? Мы передаем некое содержание сознания – объединяем слова, понятия по определенному сходству. Группируем их по смысловому содержанию. Например скажем: фрукты и прдтавим корзину созревших, нежных, ароматных яблок и груш или апельсинов и мандаринов. А если скажем: лимон или лайм, то рот невольно наполнится слюной. То есть наше сознание даст ответ на речевое выражение в слове. Еще Демокрит в Античности выдвинул тезис, что речь человека произошла от некоторых звуков чисто эмоционального характера. А русский поэт Тютчев писал: «Нам не дано предугадать, / как слово наше отзовется, / но нам сочувствие дается, / как нам дается благодать» Но язык рождается тогда, когда рождаются понятия, имена. То, что было лишь звуком, становится орудием мысли. Звуковые выражения используются в качестве символов, передающих определенное значение. Так каждый отдельный оттенок цвета имеет свое, особенное имя. Например, ярко- зеленый цвет, похожий на нежную пленку под скорлупкой фисташек,– фисташковый. Бессознательное Сознание черпает силы в глубинах бессознательного. Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, не осознаваемых им. Доказано, что даже если сознание отсутствует, психика продолжает функционировать. Поэтому с человеком, находящимся в коме, можно и нужно разговаривать. Огромную роль в нашей жизни играют неосознаваемые процессы психики. Человек бессознательно воспроизводит модели взаимоотношений в семье. Он бессознательно в своей взрослой жизни воспроизводит такие отношения, которые были приняты в той семейной обстановке, в которой он рос и взрослел. Идеи бессознательности выдвинута немецким философом Г.В. Лейбницем. Он оценивал бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Бессознательное лежит за порогом осознанных представлений, которые возвышаются как островки над океаном «темных» восприятий. И. Кант связывал бессознательное с интуицией, т.е. получением знания в форме догадки без доказательств и логических построений. Но важные результаты о бессознательном получены австрийским врачом З. Фрейдом. Наша психика имеет способность вытеснять из сознательного неприятные переживания в другие её участки. Бессознательное присуще не только отдельному человеку – существует коллективное бессознательное. Этот термин ввел последователь З. Фрейда К. Густав Юнг. Бессознательное – часть психики, которая содержит воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом. Мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, т.е. образы, складывающиеся в коллективном опыте, отражающиеся в индивидуальной психике. Архетипы – структурные элементы коллективного бессознательного, психологического опыта не только индивидов, но и предшествующих поколений. Юнг открыл, что в культурном творчестве, мифах, сказках, легендах, эпосе, литературе, живописи, сновидениях, искажениях поведения обнаруживаются устойчивые мотивы – архетипы.
ПОЗНАНИЕ 1. Познание в истории философии. 2. Элементы познания. 3. Принципы познания. 4. Истина и ее теория. 1. Человек – существо любознательное. Он способен познавать мир, разгадывать его тайны. Истоком познания служит приспособление к окружающему миру. Так в древности появилась потребность в огне, и, чтобы научиться пользоваться огнем, человек познает, что такое огонь. Процесс познания – не простой слепок действительности, а сложный процесс. Познание – процесс духовного освоения мира, направленный к поиску истины. Вопросы, на которые отвечает гносеология (теоретическое познание): Познаваем ли наш мир? Что является источником познания? Какова конечная цель познания или для чего мы познаем этот мир? С одной стороны познание – практическое приспособление к миру, но, с другой стороны, оно имеет и более глубокие истоки. Есть внутренние глубинные силы человека, заставляющие его постигать реальность окружающего мира. Обратимся к истории философии. Античный мыслитель Платон считал философов такими людьми, которые способны постичь то, что вечно тождественно самому себе. Философов страстно влечет к познанию, им приоткрывается вечное сущее. Они стремятся ко всему бытию в целом, не упуская ни малой, ни большой части жизни. Для этого им требуется прирожденная соразмерность и тонкость ума. Это своеобразие и наделяет их такой способностью познания и придания вещам истинности, а других людей возможностью следовать им. Для Платона центральная идея причина знания и познаваемости истины. Аристотель считал, что познание начинается с ощущения. Заканчивается изучением самого факта установления сущности. Сущность Аристотеля не число как у Пифагора, не Эйдос у Платона, а единство формы и материи. Познание сущности возможно через причины и принципы вещей. Истинное изучение вопроса по Аристотелю включало постановку проблемы, затем формулировку гипотезы, аргументирование выдвинутой гипотезы, и завершает изучение проблемы теория. Таким образом выстраивается познавательная теория согласно Аристотелю. В эпоху Средневековья Уильям Оккам (1281 - 1349) показал как интуитивный этап, с которого начинается познание, с внешнего восприятия переходит во внутреннее переживание. Если понятие не может быть познанным интуитивно или не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено. Эта идея называется «Бритва Оккама» – не умножать сущности без необходимости. То, что можно выразить посредствам меньшего, не следует выражать посредством большего. Августин Блаженный считал, что мы познаем мир в той мере, как мы любим. Блез Паскаль писал, что любовь прокладывает дорогу к разуму, вещам и людям. И. Кант – основоположник классической немецкой философии, писал о том, что человеческий разум не наделен такими крыльями, которые ему дали бы возможность пробиться сквозь высокие облака, скрывающие от наших глаз тайны иного мира. Разум должен подходить к природе со своими принципами, лишь сообразность с которыми согласуются являющаяся, с другой стороны с экспериментами, чтобы черпать из природы знания, но разум не должен быть школьником, которому учитель подсказывает все, что он хочет, должен быть судьей, заставляющий свидетеля отвечать на предлагаемые вопросы. Кант сформулировал вопросы: Что я могу знать? Ответ на этот вопрос ищем в гносеологии. На что я смею надеяться? Ответ – в религиозной вере. Что я должен делать? Ответ – в этике и практике. Эти три вопроса могут быть сведены к одному: Что есть человек? Макс Шелер размышлял о том, что знание – участие в судьбе мира, то, что называют любовью. Мы не можем полюбить то, чего не знаем. Познавая мир, мы обретаем любовь к нему. С этими словами нельзя не согласиться. Мыслители XVIII в. полагали, что вот-вот откроется абсолютная истина. Сознание прозрачно. Процесс мышления происходит без помех и мы приближаемся к ясному и всеобщему знанию. На самом деле не так! Границы познания определяется уровнем науки и техники каждой эпохи. В помощь своим законам восприятия человек создает инструменты, но они оказываются столь же несовершенными, как и органы чувств. Нельзя сказать, что наше познание постигает точную реальность. Субъект обязательно присутствует в познании. Истина соседствует, сплетается с предрассудками и даже заблуждениями. 2. Основные формы познания: 1.Чувственное (эмпирическое) познание. Чувство обеспечивает связь с внешним миром. Основные элементы: а) ощущение – исходный элемент чувственного познания. Внешний мир воздействует на органы чувств, вызывает ответную реакцию. На этом этапе отражаются лишь отдельные свойства объекта. Наибольшей информационной способностью обладают зрение, затем осязание и меньшей слух и обоняние. б) восприятие – это формирование образа объекта. На этом этапе происходит синтез ощущений. в) представление – обобщенный образ одного или многих объектов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предмета. 2.Рациональное познание. Формы мышления: - понятие; - суждение; - умозаключение. Понятие – одна из логических форм мышления, в которой представлено совершенно определенное, общепризнанное языковое выражение предмета или явления. В понятии выделяют общее во множестве познаваемых предметов или явлений окружающего мира. Вступают в силу такие методы познания как анализ, синтез, сравнение. Суждение – это таким образом связанные понятия, с помощью которых утверждается или отрицается информация о чем-либо. Умозаключение – это мыслительное действие, в котором отражаются связи объекта. Эти формы познания взаимосвязаны и могут быть приняты за определенные этапы познавательного пути. Этот путь начинается с переживаемого или испытуемого положения вещей, которое передается головному мозгу сигналами органов чувств. Сначала они разрозненны, затем соединяются в единый образ, и им находится адекватный ответ в виде понятий, суждений и умозаключений. Нельзя разрывать этапы познания, так как они тесно взаимосвязаны. Так ребенок усваивает опасности окружающего мира, вместе с ощущениями получает понятия такие как: горячо, высоко, глубоко. 3. Принципы и методы познания Они универсальны, являются простыми операциями нашего мышления, опираются на логику повседневных действий. Анализ – выделение в процессе исследования мысленного объекта составных элементов в целях выявления их свойств и отношений. Синтез – действие обратное анализу, соединение элементов в единое целое, в определенную целостную структуру. Индукция – способ рассуждения или метод получения знаний от частных суждений к общему выводу. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция охватывает все явления того или иного класса, т.к. это достаточно сложно, то в основном бывает неполная индукция. Дедукция – метод движения знания от общего к частному. Выведение частных положений на основе общего. Аналогия – прием познания, который позволяет на основе сходства объектов предположить свойство других объектов. Например, явление дифракции. Изучение света позволило выявить его волновую природу. Такие же свойства выявились у звука. Абстрагирование – отвлечение от несущественных, незначимых свойств и выделение необходимых свойств, важных, существенных. В книге «Prima elementa нучного познания» В.И. Курашов выделил наиболее известные методологические принципы и подходы: Принцип соответствия состоит во включенности «старого» знания в систематизацию знаний на основе новых принципов (идей, концепций, теорий). Так релятивисткая механика на малых скоростях переходит в классическую механику. Принцип дополнительности – в том, что объекты исследования изучаются более полно в интегративном подходе, с точки зрения разных концепций и теорий. Принцип пролиферации представляет собой принцип дополнительности «в квадрате». Возможности более полного изучения объекта увеличиваются с привлечением большего количества разнообразных теоретических идей. Принцип редукции заключается в познании некоторых свойств объектов через составляющие их части. Сформулированный В.И. Курашовым принцип контрредукции утверждает наличие в природных системах метацелостных свойств и возможность изучать данную систему как объект более высокоорганизованной системы. [17] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |