|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периоды и основные идеи китайской философииИстория китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа: древняя, средневековая и новая философия. Древняя философия (VII в до н. э. -III в. н. э.) В это время в Китае (особенно в VI - V вв. до н. э.) происходит расцвет философии, возникает множество философских школ, объединенных по шести основным направлениям:1. даосизм; 2. конфуцианство; 3. легизм или школа законников; 4. моизм; 5. номиналисты;6.натурфилософы. Средневековая восточная философия (III - XIX вв. н. э.). Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма (в форме махаяны) создал свою версию – чань-буддизм. Именно чань-буддизм наряду с неоконфуцианством и неодаосизмом образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае. Новая философия (с XIX в. по сей день). В XIX в. произошла мощная экспансия западных стран в Китай. Китай был поставлен перед необходимостью усвоения и реагирования на чуждую ему культуру – христианство, европейскую науку, литературу и т. д. Этот процесс еще не завершен. Но и сегодня в ХХI веке современная социальная философия Китая в основном базируется на этических принципах Конфуцианства. Принципы философии легизма используются в государственном управлении. Возможно, что экономический и культурный расцвет в Китае обусловлен этими факторами. Вернемся к самому древнему этапу китайской философии. Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма. Прежде чем перейти к непосредственному изложению философских оснований этих школ, следует сделать одно существенное уточнение: история китайской философии наиболее адекватно (наиболее по-китайски) представима как история основных категорий, понятий, языковых конструкций. Например, главными понятиями китайской философии выступают «Дао», «Дэ», «Инь», «Ян», «Ци», «Жэнь», «Сяо» и др. Ими пользуются все философские школы. С одной стороны, это подразумевает сохранение какого-то первичного, традиционного значения этих образов-понятий, но, с другой стороны, означает очень большую степень свободы философского творчества. Даосизм Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (что буквально означает старый учитель). Он жил в начале эпохи Чжань-го в VI - V вв. до н. э. Довольно долгое время Лао-цзы находился на государственной службе: был хранителем архивов династии Чжоу. В 1973 г. во время археологических раскопок в Мавандуе была вскрыта могила, в которой находились два экземпляра сочинений, приписываемых Лао-цзы - «Даоцзин» и «Дэцзин». Эти два трактата известны под единым названием - «Даодэцзин». Сочинение состоит из 81 главы, трактат написан 5 –ю тысячами иероглифов. Синологи утверждают, что трактат был написан последователем Лао-цзы спустя 200 лет после его смерти. Другим важным письменным источником даосизма стал философский трактат IV в до н. э. - «Чжуан-цзы», названный так по имени мудреца Чжуан-цзы. Свое название школа «даозця» (даосизм) получила вследствие того, что размышления ее последователей сконцентрированы вокруг понятия «Дао». Графически Дао изображается иероглифом, состоящим из двух элементов: «шоу» - головы и «цзоу» - идти. То есть первоначальный смысл этого понятия – «путь, по которому ходят люди». Это значит, что поиск Великого Пути, общего для Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания. Однако содержание, вкладываемое в понятие «Дао», менялось с течением времени. У Лао-цзы Дао имеет два значения: 1. Как первичное творческое начало мира; как источник и причина его возникновения; как корень всего сущего. «В Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего», – говорится в «Даодэцзине». 2. Как единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии. Несмотря на образность и чувственную конкретность языка, в «Дао Дэ Цзине» поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Для адекватности понимания следует сказать, что под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство. «Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше в нем пустоты, тем дольше он действует...» [11]. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо...» [11]. Это пустота, как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Для обозначения этой энергетически емкой пустоты, положившей начало сущему, используется иероглиф «Дао». Даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». Об этом же говорится в даосской притче: «Свет спросил у Небытия: - Вы, учитель, существуете или не существуете? Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик: темное, пустое. Целый день смотри на него – не увидишь, слушай его – не услышишь, трогай его– не дотронешься. - Совершенство! - воскликнул Свет. Кто мог бы (еще) достичь такого совершенства! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Небытие, как (оно) этого достигло?». В даосизме мы находим исторически первые (в Китае) философские ответы на философско-мифологические вопросы: «Каким образом из ничто появилось нечто? Откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания?» Современная теоретическая физика совсем недавно подошла к открытию того, что вакуум, представлявшийся ранее как пустота, это не есть отсутствие, а присутствие в связанном виде мощного энергетического потенциала. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |