|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отношение к бедности и богатствуВопрос об отношении к накоплению материальных ценностей, богатства является одним из основных, встающих перед каждым человеком в его текущем земном воплощении. Причем вопрос этот в том или ином виде возникает в нашей жизни практически ежедневно. Хорошо или плохо стремиться копить богатство? Какие пути для этого допустимы, а какие нет? Порок ли бедность? Порок ли богатство? Особенно остры вопросы эти для нашей страны. Именно они, по сути, определяли всю нашу жизнь в последние десятилетия. В советское время господствовало (правда, не в правящих кругах) убеждение, что бедность — это хорошо, богатство — это плохо. Поэтому все законы, все государственное устройство были направлены на то, чтобы не дать людям зарабатывать деньги. Накопить богатство можно было, только нарушая закон. Сейчас, в постсоветский период, когда государственный контроль существенно ослаб, все больше людей склоняются к прямо противоположной точке зрения: богатство — хорошо, бедность — плохо, и значит, хороши любые пути для обогащения. Этому способствует и пассивность служб правопорядка. То есть маятник качнулся в другую сторону. Решение вопроса об отношении к бедности и богатству осложняется еще и тем, что во многих учениях он или обходится, или не решается достаточно очевидно, или, наоборот, решается слишком примитивно (обычно материальное обогащение противопоставляют духовности). Зороастрийский подход и здесь основывается на учении о добре и зле, а также на принципе золотой середины. Богатство, как и любое явление жизни, не является изначально хорошим или плохим. Таковым его может сделать только человек, имеющий свободу выбора. Мы живем в земном воплощенном мире, и дробить этот мир, расчленять его на составные части, противопоставляя при этом одну другой, — это значит вносить дисгармонию в мир, увеличивать количество зла в нем. Любое дело нашей жизни мы должны оценивать на соответствие космическим за-. конам. К любому поступку мы должны подходить как к священному обряду, не осквернять его нарушением принципов мироустройства. Поэтому нельзя призывать думать только о духовных плодах и одновременно считать все материальное грязью, недостойной внимания. Наш земной мир — составной элемент целостного мира, и если вы признаете ценность приобретения духовных сокровищ, познания мира, развития ваших способностей, то вы не должны отвергать и материальные проблемы. Не случайно в символике домов гороскопа проблемы накопления богатства относятся ко второму дому, но к нему же относятся и вопросы накопления всех других ценностей: знаний, энергетики, вещей, воспоминаний, опыта и т.д. То есть это то, что составляет источник силы человека, то, без чего человек ощущает себя бессильным, лишенным фундамента. Тот, кто ничего не накопил в этой жизни (причем во всех областях), не может считаться выполнившим свою земную программу. Сокровища надо собирать на всех уровнях: как в верхнем мире, духовном, так и в нижнем мире, воплощенном. Итак, богатство не отвергается, но не любое богатство, а только накопленное праведным путем (такое богатство считается священным). И прежде всего его накопление не должно становиться для человека самоцелью, нельзя быть рабом богатства, копить его ради него самого. Человек должен помнить, что все, накопленное им, ему на самом деле не принадлежит. Об этом в Авесте сказано так: "Ты не должен слишком обустраиваться в этом мире. Ибо мирское устройство человека оборачивается его духовным разрушением. Не прельщайся обретением многих сокровищ и богатства, ибо в конце тебе придется оставить все". Общее правило для всех знаков Зодиака и домов гороскопа: если человек чрезмерно много внимания уделяет проблемам одного знака (дома), то на него начинают сильно действовать проблемы противоположного знака (дома). В нашем случае второму дому противостоит восьмой дом, следовательно, при зацикливании на проблемах накопления богатства в жизнь вторгаются проблемы разрушения, смерти, духовной гибели, экстремальных ситуаций. Причем зацикливание здесь может быть как в том, так и в другом направлении: отождествление богатства с добром и отождествление его со злом. Размер своего состояния, по зороастрийским законам, каждый человек должен в течение жизни увеличить не менее чем в 16 раз. При этом состояния должно хватать самому человеку и его детям. Если есть излишки, их надо раздать, иначе они станут источником обольщения. Человек возгордится, будет считать себя "пупом земли" и в конце концов станет служителем зла. Не случайно именно второй дом гороскопа часто становится для человека дорогой в ад, нижними вратами (Porto Inferno). В зороастрийских общинах никогда не было нищих. Члены крупнейшей общины последователей зороастризма в Индии — парсы — являются самыми богатыми в стране. Умение зарабатывать всегда считалось священным, но если появились излишки — найди нищего и помоги ему. Пока хоть один человек из твоих сородичей будет страдать, ты не имеешь права пользоваться богатством, так как главная цель накопления богатства — внесение гармонии в этот мир. Если ты работаешь только для себя, становишься рабом богатства, то все, что ты имеешь, обращается в пыль. С другой стороны, не поощрялось нищенство. Если не умеешь ценить накопленное, заработанное, то есть материальные блага, значит, так же можешь относиться и к благам духовным, не ценить их, так как все в этом мире взаимосвязано. Резко порицается паразитизм, жизнь за чужой счет. В Авесте про таких людей сказано: "Тот, кто ест что-либо не от своих постоянных трудов, но от усердия других, подобен человеку, который держит в своей руке человеческую голову и выедает из нее мозги". Точно так же осуждаются и другие формы присвоения чужого имущества: кража, грабеж и т.д. Еще цитата: "Не вымогай от богатства других, чтобы твое ежедневное трудолюбие не перешло в небрежение". То есть человек должен зарабатывать сам, а не выпрашивать себе подачек, как это часто случается сейчас у нас. В то же время каждый труд должен быть оплачен, бесплатный труд не поощряется. Деньги вообще рассматриваются как эквивалент труда, разновидность энергии, и если человек затратил физическую или умственную энергию, выполняя работу, он должен получить за нее компенсацию — деньги. С другой стороны, нельзя платить деньги ни за что, за невыполненную работу. Нарушение этих принципов ведет к паразитизму или со стороны работодателя, или со стороны работника. Какое же богатство может считаться благим? То, которое нажито благими путями. Зороастрийцы выделяют четыре правила приумножения богатства, следовать которым должен каждый человек, зарабатывающий деньги. Первое правило: думай о благе партнера больше, чем о своем собственном. У нас сейчас оно практически не выполняется. Распространено наплевательское отношение к интересам своих клиентов, партнеров по бизнесу, поставщиков, покупателей и т.д. В странах Запада, в Японии бизнесмены обычно следуют этому правилу и с теми, кто его не соблюдает, в дальнейшем просто не хотят иметь дело. Однако в отношениях с партнерами из развивающихся и бедных стран даже они предпочитают не заботиться о выполнении этого правила. Второе правило: святость договора, как устного, так и письменного. Если дал слово, ты обязан его сдержать. "Договор дороже денег". У нас сейчас это соблюдается крайне редко. У многих новых бизнесменов в ходу больше другая пословица: "Не обманешь — не продашь". Считается особым шиком удачно обмануть партнера, нарушив заключенный договор. Западные же бизнесмены включают правило соблюдения договора в свой кодекс чести. Нарушающие договоры лишаются доверия других бизнесменов. То, что на Западе пользуются этими первыми двумя правилами, позволило достигнуть там в ряде случаев очень неплохих результатов. Однако для того, чтобы богатство считалось благим и бизнесмен считался идущим правильным путем, нужно выполнять и два других правила. Третье правило: богатство можно наживать любым путем, но нельзя нарушать целостности мира, нельзя осквернять благих творений. В частности, запрещается наживаться на убийстве человека, растений, животных, на разрушении природы, осквернении огня, земли, воздуха и воды. Нельзя строить свое благосостояние на строительстве различных вредных производств, на загрязнении воды и воздуха, на засорении земли, на убийстве, на войне, на оружии — это будет богатство от дьявола. И не может здесь быть никаких оправданий: мы, мол, только это и умеем, у нас для этого много заводов, люди останутся без работы, только так мы можем быстро разбогатеть и т.д. Именно в этом случае можно однозначно сказать, что богатство (такое богатство) — зло, и никому счастья оно не принесет. Негативные последствия таких "легких" денег на первый взгляд не очевидны, но уже сейчас многим становится ясно, что они обрушиваются на нас же, причем совершенно неожиданно. Предприятия, выпускающие нужнейшую государству продукцию, начинают уничтожать живущих рядом с ними людей. Сверхприбыльные ликеро-водочные заводы и табачные фабрики подрывают своей продукцией здоровье народа и способствуют его деградации. Оружие, произведенное вроде для нашей безопасности, оборачивается против нас же самих, попадая в руки преступников и врагов, бывших раньше друзьями. Неправедные, корыстные войны не только уносят жизни солдат, но и наносят непоправимый ущерб душам оставшихся в живых. Однако соблазн слишком велик, и политики, от которых ждут мер по росту благосостояния, часто идут по этому пути. Нельзя наживаться на продаже растений (плодов, зерна, леса и т.д.), а также скота. Вообще-то такая продажа разрешается, но только нельзя наживать на этом капитал. Можно получать на этом столько денег, сколько тебе нужно на жизнь, избытки ты должен отдавать нищим. В принципе убийство растений не считается неправедным делом, но нельзя варварски истреблять посевы, губить зерно в зернохранилищах, уничтожать плоды, применять химию, то есть убивать растения можно только для нужд человека. Убийство животных разрешается только при крайней необходимости, например, когда больше нечего есть. На охоте запрещается убивать детенышей, убивать животных ради удовольствия, азарта. Производства всегда считались благими, но только если они не вредили природе, не несли ей гибель. Особенно благим делом считали изготовление лекарственных препаратов. Не считалось благим ростовщичество. Практически вся современная промышленная цивилизация (как у нас, так и за рубежом) создавалась с нарушением этого третьего правила, хотя раньше на Руси его довольно часто соблюдали. Отсюда можно сделать вывод, что очень многие современные состояния, накопленные с причинением огромного вреда природе, не являются благими. Если бы человечество следовало данному правилу, мы не имели бы сейчас такого глубочайшего кризиса окружающей среды, грозящего уничтожением всего живого. И, наконец, четвертое правило: руководствуйся космическими законами, советуйся со звездами, все делай в соответствии с космическими ритмами. Здесь большую помощь должна оказывать астрология. Подбор партнеров, выбор времени начала нового дела, времени заключения сделок, выбор сферы деятельности, наилучшей для конкретного человека или коллектива, — все это должно производиться на основе астрологических рекомендаций. Только состояние, накопленное с соблюдением всех четырех правил, может считаться благим. В противном случае оно считается неправедным, тянущим человека в ад. Считалось, что чем иметь такое богатство, лучше быть бедным. Хотя эти правила сформулированы для накопления богатства, их можно и нужно применять и ко всей остальной жизни. Как уже упоминалось, особенностью зороастризма является положение о том, что помощь служителю зла равносильна пассивному участию в его злодеяниях. Отсюда, в частности, следует, что если у вас просят в долг и вы знаете, что эти деньги пойдут на черное дело, вы не должны давать ни в коем случае. Более того, если у вас есть хоть малейшие сомнения в намерениях просящего — лучше не давать. Естественно, мы можем ошибиться, не дать тому, кто действительно нуждается, кто употребит деньги на доброе дело, но этот грех всегда значительно менее тяжкий, чем помощь злу. Нельзя и поддаваться жалости, жалеть зло, так как оно всегда окажется волком в овечьей шкуре. Точно так же не следует брать денег у служителей зла за оказываемые им услуги, нельзя способствовать распространению лжеучений, "произведений", увеличивающих количество зла в нашем мире, информации о фирмах, занимающихся неправедным бизнесом. И никакие оправдания, что мы, мол, на эти деньги будем распространять разумное, доброе, вечное, не снимут греха с тех, кто способствует усилению зла, смешивает добрые и злые дела. Всегда надо помнить, что мы здесь затем, чтобы делать свой выбор. Особо следует остановиться на отношении к богатству христианского учения. Часто можно слышать от христианских проповедников, различных толкователей Библии, что Иисус однозначно осуждает богатых. Действительно, некоторые высказывания, приведенные в Евангелиях, на первый взгляд можно трактовать таким образом. Однако если внимательно почитать те же Евангелия, то нетрудно понять, что осуждается только неправедное богатство, то есть нажитое нечестным путем: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Матф. 12,35). Об этом же говорит тот факт, что в своих притчах Иисус неоднократно сравнивает Бога-Отца с богатым и справедливым хозяином, имеющим множество работников. Например, в известной притче о талантах хозяин, раздавший богатство работникам, поощряет тех из них, которые это богатство приумножили, а не зарыли свои таланты в землю. Сам выбор положительного примера говорит о многом. И, конечно же, осуждается в Евангелиях накопление состояния как главная цель в жизни, как самоцель, затмевающая все остальные стороны жизни. В заключение данной главы хотелось бы остановиться вот на каком вопросе. В настоящее время в развитых странах (прежде всего в США) широко распространено стремление к успеху, под которым большей частью понимается успех именно материальный. При этом доход человека, его состояние зачастую рассматриваются как надежнейший показатель ценности человека. Тех же, кто не может разбогатеть, несмотря на все свои старания, объявляют неудачниками, и их все сторонятся. Это представление проникает и в нашу страну: все чаще можно слышать, что сейчас не может заработать только ленивый, что надо искать дополнительную работу, лучше работать на своем месте и т.д. Однако уровень доходов очень многих людей зависит отнюдь не только от них самих, но и от организации общества. В первую очередь это относится к интеллигенции (врачам, учителям, работникам искусства и т.д.). Немаловажен здесь и уровень духовного развития общества. С другой стороны, существуют виды деятельности, приносящие огромные доходы, но вносящие в мир зло, разрушение (крайний пример — преступность). Поэтому абсолютизировать материальный успех, преклоняться перед теми, кто получил больше денег, конечно же, не стоит. Тем более нелепым выглядит стремление выяснить мнение таких людей по самым разным вопросам и донести это мнение до всех. В нашем мире, сильно пораженном злом, далеко не всякое богатство — от Бога, не всякое богатство обогащает (в истинном смысле этого слова) его обладателя. И, наконец, еще несколько цитат из Авесты. "Что является благом — бедность или богатство? Честная бедность лучше богатства, которое приходит от сокровищ других. Что касается того, кто богат, кто является человеком большого состояния, то если его богатство добыто нечестным путем, тогда, даже если он беспокоится о долге, о добрых делах и благочестивых дарах, его доброе дело не является делом его рук, ибо это доброе дело того,, у кого отнято богатство". Об этом не мешает помнить многим нынешним нечестным бизнесменам, которые пытаются успокоить свою совесть, жертвуя деньги на восстановление храмов, на помощь бедным, на развитие культуры, другие благотворительные цели. Это не их заслуга. И последняя цитата: "Кто беднее из богатых, и кто богаче из бедных? Из богатых беднее тот, кто недоволен тем, что ему принадлежит, и страдает беспокойством от того, что состояние других возрастает. А из бедных богаче тот, кто доволен тем, что ему дано, и не тревожится о том, чьи доходы растут". Глава 10 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |