|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
V. Тест на отношение к музыковедческой деятельности(Петрушин В.И.) 1. Мне нравится читать книги о музыке. да 2. Часто играя или слушая музыкальное произведение, я пытаюсь передать его содержание словами да 3.В школе учителя находили у меня определенные литературные да способности 4.Мне больше нравится анализировать музыкальное произведение, чем его самому играть да 5. Мне не очень нравится решать задачи по гармонии нет 6. Я считаю, что знание теории музыки менее важно для музыканта, нет чем ее хорошее исполнение. 7. Я стараюсь не выступать перед публикой без особой необходимости да 8.На занятия по теоретическим дисциплинам я прихожу нет неподготовленным довольно часто 9. Меня больше привлекает совершенствование моего литературного да стиля, чем игра на инструменте 10. Моя самая большая мечта – хорошо знать музыку всех стран и народов да 11. Анализ музыкальных произведений не особенно интересует меня нет 12. В литературных произведениях меня привлекает описание да чувств их героев больше, чем развитие сюжета 13. Умные слова о музыке совсем необязательны для того, чтобы нет ее понимать. 14. Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необязательно знать нет культуру и искусство прошлых эпох 15. Слушая музыку, я часто пытаюсь выявить ее структуру да 16. Мне нравится предаваться размышлениям в спокойной и уютной да обстановке 17. Мне нравится рассказывать моим друзьям разные истории о музыке и музыкантах. Они, как правило, с интересом слушают меня да 18. Меня больше привлекает живая музыка, чем разговоры о ней нет 19. Дома у меня неплохая библиотека по теории и истории музыки да 20. В моей будущей работе меня больше привлекло бы выступление да с лекциями и докладами, чем работа, связанная с исполнительством 21. Я хожу на самые разные концерты чаще, чем другие да 22. Я рассматриваю свою будущую профессию музыковеда как да возможность нести людям свет знаний 23. Я не особенно стремлюсь изучать иностранные языки нет 24. Мне нравится работать над литературным стилем рефератов и да научных докладов 25. Я стараюсь не читать больше тех книг, которые необходимы по нет программе 26. Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр да 27. Я играю в концертах лишь потому, что этого требует программа да обучения 28. Я считаю, что каким бы хорошим ни был музыкант, да выступающий в концерте, слушателя надо специально готовить для восприятия музыки 29. На занятиях по педпрактике в школе я предпочитаю показывать да музыку в механической записи, а не играть самому 30. Меня не надо упрашивать выступить где-нибудь, чтобы рассказать о музыке да Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные компоненты структуры деятельности? 2. Какие виды деятельности вы знаете? 3. В чем проявляется объективная и субъективная ценность творчества? 4. В чем состоят особенности музыкального творчества? Вопросы для самостоятельного изучения 1. Режим и гигиена работы музыканта. 2. Значение игры в развитии ребенка и формировании его личности. 3. Роль труда в формировании личности. Рекомендуемая литература 1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997 2. Бирмак А. О художественной технике пианиста. - М., 1973 3. Алексеев Н.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978 4. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М., 1968 5. Коган Г. Работа пианиста. - М., 1963 6. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л., 1969 7. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой - Л., 1968 8. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - М., 1986 9. Матейко А. Условия творческого труда - М., 1970 10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965 11. Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя. - М., 1956 12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М., 1951 13. Цыгин Г.М. Музыкант и его работа. - М., 1988 14. Савшинский С. Режим и гигиена рабты пианиста. - Л., 1963 15. Искусство быть здоровым. - М., 1984 16. Муха А.И. Процесс композиторского творчества. - К., 1979 17. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М., 1988 18. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства: В кн.: Музыкальное исполнительство. - Вып. 7. - М., 1972. ОБЩЕНИЕ Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность без контактов между людьми в нее включенными. Такие контакты в едином процессе, благодаря которым осуществляется обмен информацией (коммуникативная сторона), взаимодействие путем обмена словами и действиями (интерактивная сторона), взаимовосприятие друг друга (перцептивная сторона) называют общением. По определению А.В.Петровского, «общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности». Различные авторы рассматривают общение как специфическую форму совместной деятельности, как специфический человеческий способ организации деятельности, как специфическую систему межличностного взаимодействия, как вид человеческой деятельности, как явление коммуникации, деятельности, отношений, как процесс воздействия людей на сознание друг друга, как обмен ценностями, как форму общественно-коммуникативной деятельности и т.д. Следовательно, наукой общение рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношения людей к друг другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. Существуя неразрывно, деятельность выступает как сторона, часть общения, а общение – как часть, сторона деятельности. О важности феномена человеческого общения и его значимости можно судить, обратив внимание на тот факт, что общение является предметом специального изучения целой группы наук: философии, психологии, социологии, педагогики, этологии, этнографии, этики, эстетики, лингвистики, теории информации и др. Вызвано это тем, что на жизнь любого общества оказывают мощное воздействие четыре группы факторов – политический, экономический, технический и человеческий. Каждый из этих факторов значим и важен. Вместе с тем, анализируя современное общество, видна настоятельная необходимость решать проблемы не только в каждом отдельном направлении, а прежде всего на их стыке, максимально учитывая их человеческие составляющие, ибо взаимоотношения и взаиморазвитие людей являются определяющими. И хотя это кажется очевидным, на практике в отношениях с людьми педагогами и работниками сферы культуры и искусств еще редко используются знания всеобщих закономерностей общения. В этом вопросе действовать стихийно недопустимо. Как подчеркивали Г.М. Андреева и Я. Яноушек, в современном обществе требуется повсеместный поиск способов повышения эффективности самых разнообразных сторон человеческой деятельности и прежде всего обращения к психологическим средствам оптимизации совместной деятельности, представляющим собой важный арсенал таких средств. К примеру, руководитель коллектива ежедневно имеет непосредственные контакты с подчиненными, коллективом, вышестоящими руководителями, у которых общение с людьми занимает три четверти рабочего времени. В работе непосредственно педагога, руководителя музыкального коллектива общение занимает практически все рабочее время. Следовательно, проблема овладения искусством общения для будущего специалиста - одна из главных, ибо здесь решается важнейшая задача – формирование деловой культуры личности как способности к анализу и оценке явлений общественной жизни, осознанию гражданских обязанностей, в сочетании с активной и умелой деятельностью и способствующей росту духовной культуры, обогащению знаний человека, его сознания, чувств, идеалов и др. Становление проблемы общения у первобытного человека исторически начиналось от полного отсутствия фиксации отношений людей друг к другу, как сколько-нибудь существенных. Это объяснялось прежде всего вниманием к природе и управляющему ею и им самим миру духов, божественных образов и т.д. Сократ и Платон впервые подняли этическую проблематику, отражающую межличностные отношения. Интеллектуальное общение они рассматривали как общение независимых, самостоятельно и по-разному мыслящих людей. Принципиально важный шаг на пути изучения феномена общения привнесло христианство, которое, в пределах античной культуры, было связано с развитием самосознания личности. Новый Завет, история Христа и Его отношения с окружающими стало образцом нравственного содержания человеческого общения, утверждения права личности на самостоятельный выбор своего поведения. Нравственный кодекс человеческого общения становится здесь средством, обеспечивающим возможность общения с Богом. Принятие другого человека как равного себе, а не как орудие исполнения своей воли, принесла эпоха Просвещения, сделав акцент на «антропологию и эстетику», а применительно к самому человеку на те психологические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с Богом и не природой. Уже в то время Р. Декарт писал, что половина человеческих заблуждений возникла от непонимания значения слов. Необходимые категорические и теоретические предпосылки для исследования человеческого общения создала немецкая классическая философия. Но теория общения ею не могла быть создана из-за поиска абсолютного, а не человеческого. Идея «единства Я и Ты» не стала концепцией общения у материалиста Л. Фейербаха, ибо он не увидел в общении проявления определенного вида человеческой деятельности, рассматривая его лишь как природную общность. Материалистические взгляды на проблему общения определили общение не как чисто духовную связь людей или биологический контакт, а прежде всего материальное, производственное взаимодействие. В работах К. Маркса и Ф.Энгельса доказывается, что сфера общения как форма духовного взаимодействия от политической до интимной гораздо шире сферы производственных отношений, но которая всегда соотносится с «производством». В теории марксизма общение выступало в качестве одной из главных философских категорий исторического материализма и рассматривалось как элемент социальной системы в единстве с анализом общественных отношений и деятельности. Сегодня наметившийся переход научно-технической в научно-психологическую революцию с приматом психологии в качестве ведущей науки социального прогресса ставит новые задачи по раскрытию феномена общения как основополагающей проблемы в эволюции общества. Изучение мировоззренческого, социально-психологического аспектов общения получили свое развитие в трудах многих зарубежных авторов. Достаточно отметить лишь несколько концептуальных направлений: «экзистенциальную коммуникацию» К. Ясперса, «феноменальную симпатию» М. Шелера, «диалогику» М. Буейра, «теорию коммуникаций» Ю. Ходермаса и другие. Эти концепции доминируют и особенно активно исследуются в последнее время. Психология стала базовой в изучении проблемы общения смежными науками и принесла много практических результатов. Сами исследователи этого феномена пришли к выводу, что неверно рассматривать проблему общения только как исключительно принадлежащую социальной психологии и только психологическим наукам. Рассматривая онтогенез психологического развития человека сегодня, практически доказано, что если раньше предполагалось, что психика формируется на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых средств речи, то в настоящее время считается, что для человека исходной является ситуация общения и развитие психики и решающая роль должна быть отведена общению и взаимодействию людей. Исследования восприятия и понимания человека человеком показали, что взаимопонимание (восприятие и понимание) выступают в единстве с межличностными отношениями, которые не только интериоризируются в образе другого человека, но и эстериоризируются на основе образа в актах взаимодействия как реакции, действия, поступки, поведение, направленные на партнера, вызывая его ответные реакции, действия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства личности, т.е. возникают взаимоотношения в виде групповых эффектов, образуя субъективную реальность психологической атмосферы, которая воздействует на личность, формируя ее особенности. Эти возможности общения рассматриваются в отечественной педагогической и психологической науке в плане средств интенсификации учебного процесса, с целью повышения эффективности обучения и воспитания личности, в основном в двух направлениях: через тренинг развития коммуникативных качеств личности; изучение структуры коммуникативной компетенции личности в профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А.Деркач и др.). В изучении проблемы общения и подготовки к эффективному общению специалистов-профессионалов как в отечественных, так в западных психологических школах накоплен значительный практический материал, с которым полезно познакомиться. «Модификация поведения» - суть бихевиористической программы воздействия. Грейгхед, Каждин, Махони в книге «Бихевиористическая модификация: принципы происхождения и применения» подчеркивают, что поведенческая модификация рассматривается как приложение научного подхода бихевиоризма. Существует достаточно много технологий модификаций поведения в зависимости от подхода научных школ Скиннера, Каснера, Вольпа и других, но характерным для них является идея управления поведением человека как
пассивным объектом, суть которых - предварительная диагностика исходных реакций объекта, манипулирование факторами и продвижение реакции человека или группы к достижению заранее спланированного эталона. Такой подход воздействия на человека при обучении общению практически не учитывает личностных, сугубо индивидуальных качеств личности и ее активности, результатом чего является критика бихевиористского направления не только нашими учеными, но и представителями зарубежной психологической науки. А Комбс, представитель гуманистической психологии, в частности, подчеркивает что нельзя ограничивать психологию, рамками «поведенческой науки», сосредоточившей внимание на методах контроля и управления людьми путем манипулирования стимулами. «Гуманистическая психология» в отличие от «поведенческого подхода» более тонко подходит к личности, рассматривая ее активность, а не стремление к статическому существованию. По мнению представителей «гуманистической школы психологии», человек ищет возможность реализовать «наивысший потенциал», направленный на познание самого себя, самоактуализацию с целью самосовершенствования и противостояния внешнему миру. Такая установка на самоактуализацию, потребность реализовать весь свой потенциал не всегда востребуется обществом и обеспечивает для этого условия. С другой стороны, психологические стратегии и тактики индивида присущи человеку не имманентно, а формируются в процессе жизнедеятельности, зависящем от конкретных исторических условий. Игнорирование этих факторов в «гуманистической психологии» приводит к отсутствию установки человека на изменение окружающего мира. Особое внимание в западной и особенно в американской психологии уделяется выработке методик стабилизации социальных конфликтов путем переноса в общество установок и приемов, наработанных при обучении людей сотрудничеству и коммуникабельности в «малых группа», исходя при этом из понимания общества как результата интеракций индивидов. Следовательно и поиск решения проблемы ведется от индивида к малой группе, а от нее к обществу. Вместе с тем, обращение к сознанию человека как единственному источнику формирования личности значительно обедняет результаты работ Н. Гейджа, Ч.Бидуэлли, К. Шедера, Г. Херингера, К. Моленхауэра. Они трактуют коммуникацию как чисто сущностную характеристику человека, обеспечивающую ему способность к социальному взаимодействию и ограничивают понятие социального взаимодействия «установкой межличностных контактов в группе». Еще раз обратим внимание, что если в целом каждый из рассматриваемых подходов к проблеме общения в западной психологии, как показывает анализ, далеко не бесспорен, все же следует подчеркнуть значимость наработок, особенно в области использования групповых и индивидуальных методов обучения профессиональному общению. Как подчеркивала Л.А. Петровская: «Решительное отмежевание от философской и социально-политической ориентации этого подхода, их критика не должны сопровождаться отбрасыванием наработанных методологических приемов, опирающихся на реальные психологические механизмы». Деятельность определяется как активность личности, обусловливаемая потребностно-мотивационной сферой человека, направленной по вектору «мотив-цель». Общение, как отмечалось выше, определяется как одна из форм взаимодействия людей. По существу общение – это специфическая деятельность в системе «субъект-объект-субъектное». Цели и предмет общения определяют разнообразие его содержания, форм, средств, уровней и результата. Оно изменяется от функционально-ролевого, регулируемого нормами права и морали, правилами этикета, до социально-психологических условий и эмоционально-личностных факторов. Общение может иметь как инструментальную направленность на выполнение социально значимой задачи, на дело, так и направленность на удовлетворение личностных потребностей. В процессе общения могут решаться следующие задачи: 1. Социальную – засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношение и т.д.; 2. Информативную – обменяться информацией, фактическими сведениями, сообщить, выяснить факты, обстановку, намерения; 3. Экспрессивную – выразить чувства, мнения, недовольство; 4. Побудительную – попросить, заставить что-то предпринять, сделать и т.д.. Наиболее дискуссионной в проблематике общения является выделение функций общения. Так, Б.Ф. Ломов, рассматривая вопрос о функциях общения, выделяет три класса таких функций: 1. Информационно-коммуникативную; 2. Регуляционно-коммуникативную; 3. Эффективно-коммуникативную. В.М. Соковнин считает основной функцией общения изменение одним субъектом намерений, взглядов и действий другого субъекта. В.А. Кан-Калик в этом случае представляет четыре основных функции общения: 1. Взаимоотношения, обеспечивающая настроение, желание общаться; 2. Информации, способности нести людям новую информацию; 3. Взаимовлияния, активные сопереживания общающихся людей; 4. Познания своего собеседника и самопознания. А. В. Телюк выделяет уже шесть функций общения: 1. коммуникативно-информационную; 2. организационную; 3. нормативную; 4. познавательную; 5. воспитательную; 6. гедонистическую. В большей мере в отечественной науке сложились представления об общении как трехсторонней проблеме (коммуникации, интеракции и перцепции). Важнейшей стороной общения является коммуникация, которую часто рассматривают как более широкое по объему понятие, а в отдельных случаях этим понятием пользуются как синонимом «общения». Коммуникация как проблема общения включает в себя два процесса: передачу и получение информации. Субъект общения - коммуникатор, то есть лицо, передающее информацию, а объект общения – реципиент – лицо, принимающее информацию. Только в одном объяснении современного подхода к психологии коммуникации на базе технологии НЛП (нейро-лингвистического программирования) выделяется несколько десятков законов и определений, имеющих конкретное практическое приложение к профессиональной деятельности специалистов. Интерактивная (интеракция-взаимодействие)сторона общения представлена рядом научно-практических подходов. Трансактный анализ с объяснением поведенческих моделей и ролевого взаимодействия лиц в психологических жизненных играх (Э. Берн) тесно смыкается с конфликтологией – наукой о разрешении споров и путях выхода из конфликтных ситуаций с помощью переговоров. Работы Дж. Гр. Скотта, исследования иных психологов позволили выделить различные виды взаимодействия. Так, по наиболее распространенной системе К.У. Томаса и Р.Х. Килменна выделяют пять стилей взаимодействия: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. Перцептивная (перцепция-восприятие) сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга общающимися и установления на этой основе взаимопонимания. В качестве механизмов взаимопонимания выделяют рефлексию, идентификацию, стереотипизацию и др. К примеру, рефлексия – размышление (рассуждение) за другого, то есть способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию партнера по общению. Компетентность общения специалистов в человеческой деятельности предполагает не только понимание всех сторон общения, но и практическое владение ими в профессиональной деятельности. По данным психологических исследований передаваемая информация в межличностном общении только на 7 % состоит из слов, 38% - из интонаций, остальные 55% передаются языком жестов. Познание и овладение всеми средствами общения – кинесикой (психодинамикой поведения, жестов, мимики), паралингвистикой и экспралингвистикой (особенностями произношения, голоса, тембра, темпа речи), а также проксемикой (формами пространственной и временной организации общения) – дает возможность выработать у будущих профессионалов по существу универсальный аппарат общения, решающий вопросы трехстороннего общения: коммуникации, интеракции и перцепции, что позволит более продуктивно решать стоящие задачи. Особо следует выделить проблему убеждающего воздействия на объект профессиональной деятельности. Риторика как наука об искусстве убеждения в ходе общения (в аристотелевском понимании) в настоящее время не только возрождается, но и обогатилась новым психологическим содержанием. Ведение монолога, диалога и полилога с использованием различных методов принуждения, убеждения в определенной мере могут дополнять арсенал средств общения профессионала-специалиста. Динамика элементарного акта общения может быть представлена тремя взаимосвязанными этапами: - предкоммуникативная ориентация – выяснение целей и задач, временных и пространственных условий общения, актуализация сведений о партнере общения, определение собственного настроя и установок; - процесс контакта – информационное и эмоциональное взаимодействие, передача инициативы партнеру, ориентация в изменяющихся условиях общения; - посткоммуникативная оценка – осмысление полученной информации и процесса общения в целом, выражение оценки и принятие решений. Структурно элементы общения, в зависимости от вида, могут быть представлены в различных формах. К примеру, структура деловой беседы (по Мицичу) состоит из: 1. Наличия беседы; 2. Передачи информации; 3. Аргументирования; 4. Опровержения доводов собеседника; 5. Принятия решения. Средства общения (по Ерастову Н.П.) делятся по характеру преобладающих в нем средств: 1. Языковое общение (основной вид общения людей); 2. Жестовое общение (общение взглядами, улыбками, позами, жестами как дополнительное к языковому); 3. Общение действиями (показ трудовых или иных действий, физические сигнальные воздействия на собеседника); 4. Предметное общение (демонстрация реальных предметов общения или их изображений); 5. Кодово-символическое общение (посредством азбуки Морзе, знаков дорожного движения, посредством схем, графиков, формул и т.д.).
Успешность же общения в практическом плане во многом зависит от того на сколько общающиеся хорошо представляют, как это общение будет происходить, от умения избегать конфликтных ситуаций в процессе общения, от психологической позиции по отношению к участникам общения и других аспектов. Приведенные ниже методики позволяют иметь некоторые представления о вашем стиле и позиции в общении. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |