АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (В. Петрушин)

Читайте также:
  1. A.для контроля качества сырья пищевых продуктов, для контроля технологических процессов
  2. A.признак качества очень многих продовольственных товаров
  3. B) В качестве воспитателя ханского наследника
  4. B) Развитию физических качеств
  5. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  6. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  7. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  8. II. Механизмы и условия социализации личности
  9. II. Порядок проведения оценки качества звучания.
  10. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  11. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  12. IX. Эмпатия личности

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

1. – так не бывает;

2. – пожалуй, неверно;

3. – может быть;

4. – наверное, да;

5. – уверен, что да.

 

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

 

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

 

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

8. Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

 

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

10. Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

 

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

 

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

 

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

цели

____________________

ВСЕГО: 36

1. Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

 

3. Решительность и

смелость. и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные волевые качества.

2. Каковы условия воспитания волевых качеств у детей?

3. Каково значение воли в деятельности музыканта?

 

Вопросы для самостоятельного изучения

2. Роль самовоспитания в жизни человека.

3. Произведите анализ волевого действия на примере литературного произведения.

 

Рекомендуемая литература

1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. - К., 1989

2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М., 1988

3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976

6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965

7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985

8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994

9. Вопросы педагогики и психологии воли. Под ред. В.И. Селиванова. М. 1969

10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - К., 1971

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Для темперамента особенно существенны впечатлительность и его импульсивность.

Впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое оказывает впечатление на человека. Существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Импульсивность характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

С древних времен различали четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Каждый из темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности, как основных психологических свойств темперамента.

 

Темперамент Впечатлительность Импульсивность
холерический сангвинический меланхолический флегматический сильная слабая сильная слабая большая большая малая малая

 

В основу своей классификации типов нервной системы И.П. Павлов положил три основных критерия – силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы и по количеству, и по основным характеристикам соответствуют классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;

слабый тип – меланхолик.

Сангвиник – любознательный, подвижный, возбужденно откликается на то, что привлекает его внимание. По выражению лица легко определяется его настроение, отношение к человеку, предмету или явлению. Энергичен, работоспособен, активно принимается за новое дело. Общителен, доброжелателен, легко сходится с новыми людьми. Сравнительно легко переживает неудачи.

Холерик – энергичный, активный, инициативный, настойчивый. С увлечением берется за дело, однако однообразность работы может вызвать охлаждение к ней. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми: холерик может проявить эмоциональную несдержанность, нетерпение.

Флегматик – медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности энергичен, работоспособен, проявляет упорство. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми ровен, уклоняется от ссор, споров.

Меланхолик - неуверен в себе, робок, застенчив быстро утомляется. Впечатлителен, с повышенной чувствительностью, чрезмерно обидчив. Ненастойчив, нерешителен, неэнергичен.

Б.М. Теплов определил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не результатом деятельности, а способом достижения результатов.

Именно тип нервной системы и прежде всего сила и подвижность нервный процессов оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Педагогу важно учитывать тип темперамента своих учеников для оптимизации процессов обучения и воспитания. Р.М. Грановская советует: контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как этим можно вызвать отрицательную ответную реакцию. Любой поступок холерика должен быть требовательно и справедливо оценен.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, желательно интересные для него задачи, требующие сосредоточенности напряжения. Необходимо постепенно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.

Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. В отношении него недопустимы не только резкость, грубость, но и повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Как убедительно показали исследования психологов Б.М. Теплова,

В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др., все темпераменты равноценны, имеют положительные стороны, поэтому усилия должны быть направлены на разумное использование их достоинств в конкретной деятельности.

Меланхолическим темпераментом обладали Н.В. Гоголь, Ф. Шопен, П.И.Чайковский; холерическим темпераментом – Ф. Лист, А.С. Пушкин, А.Суворов; сангвиническим темпераментом – В.А. Моцарт, Д. Россини, М.Ю.Лермонтов, А.И. Герцен; флегматиками были И.А. Крылов, А.И. Кутузов.

Чистые типы темперамента встречаются редко. Наряду с превалирующим можно обнаружить черты различных типов темперамента.

Характеристика типов темперамента нашла отражение в музыкальном искусстве. «Тема с четырьмя вариациями» для фортепиано и струнного оркестра П. Хиндемита имеет подзаголовок «Четыре темперамента». Концерт исполнялся также как музыка к балету «Четыре темперамента». Произведение состоит из темы и четырех вариаций, следующих в определенном порядке: «Меланхолик», «Сангвиник», «Флегматик», «Холерик». По замыслу это музыкальное выражение типического в реакциях четырех человеческих темпераментов на определенные музыкальные мысли, данные в основной теме. Бессюжетность замысла давала возможность при постановке на сцене свободно выбирать хореографические средства. Чисто музыкальное искусство тематического преобразования сочетается в этом произведении с наглядностью «звуковой жестикуляции», которая почти зримо демонстрирует человеческие черты и движения.

Тема вариаций трехчастна. Это лирическое Moderato струнного оркестра с широко развитой главной мелодией. После него следует острое Allegro assai фигуративно-игрового характера, исполняемого солистами. Оно выливается в свою очередь в нежный пасторальный напев баркарольного типа, завершающий тему. Так экспонируется здесь эпически уравновешенное, игровое и собственно лирическое начало, чтобы дать возможность темпераментам проявиться во всем многообразии жизненных ситуаций.

Вначале на тему реагирует меланхолик. Приветливая, знакомая поначалу пасторальная мелодия представляется ему траурным маршем. Тоскливые вздохи струнных, патетически «взлохмаченные» аккорды солиста – все несет на себе печать предельного отчаяния. Эпизод дополняет вихревое presto струнных.

Сангвиник, в противоположность меланхолику, представлен максимально обобщенно. Все три фазы темы он видит в обличье вальса и соответственно хорошо настроен, с особой отдачей реагируя на лирический раздел темы.

За этой развернутой пьесой следует самая короткая: флегматик себя не утруждает. Первые звуки струнных полны такого покоя и уюта, что солист явно не видит для себя необходимости «самоутверждаться». Добродушное Allegretto (средняя часть) – это большее, на что он способен. Слишком душевная лирика третьего раздела на состоялась. Ее заменило нехотя позвякивающее Allegrо scherzando со лабой претензией на игровую живость.

Но вот стремительным речитативом врывается холерик. Он не находит покоя, его бурный темперамент не удовлетворяется главной темой. Оно словно трещит и стенает под натиском яростных пассажей, лихорадочных взлетов, бешеных бросков на клавиатуру. Лишь в самом конце главной теме возвращено ее прежнее величие.

«Четыре темперамента» - блестящая и очень популярная концертная пьеса. Ее оригинальной замысел – отблеск столь щедро наделенной чувством юмора натуры композитора, добродушная улыбка которого естественно соединяется с острой психологической наблюдательностью.

Под характером подразумевают свойства личности, которые проявляются в отношении к миру и людям.

Однако характерными считают не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

В характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. По мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Многое здесь зависит от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств.

Твердость характера, необходимая, чтобы противостоять внушению, формируется в человеке лишь в процессе общения, подвергаясь воздействию со стороны других людей. И.-В. Гете говорил: «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер».

В процессе общения человек познает других людей. Это познание приводит к самопознанию, к выработке самооценки, к самокритике, что служит предпосылкой для сознательной работы человека над своим характером.

Акцентуации характера проявляются в особых способах построения отношений человека с окружающим миром. Типы акцентуации характера

К. Леонгарда и Н. Шмишека:

1. Гипертимный тип. Отличается подвижностью, общительностью. Настроение всегда приподнятое. Предприимчивы.

Пример этого типа – Хлестаков из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.

2. Застревающий тип. Особо чувствителен к обидам и огорчениям. Мстителен, заносчив, самоуверен. Недоверчив по отношению к людям.

Пример этого типа – Отелло из драмы «Отелло» В. Шекспира.

3. Эмотивный тип. Мягок, добр, отличается глубиной переживания. Ранимы. В конфликтных ситуациях первыми идут на примирение.

Пример этого типа – Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

4. Педантичный тип. Аккуратен, пунктуален, усидчив, нетороплив. Работу выполняет точно и качественно. Склонен к самоконтролю. Не приемлет нарушения порядка.

Пример этого типа – Каренин из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.

5. Тревожный тип. Застенчив, боязлив. Ответственен. Не может постоять за себя.

Пример этого типа – Тихон из драмы А. Островского «Гроза».

6. Циклоидный тип. Изменение настроения периодами от приподнятого до подавленного. Склонен к апатии.

Пример этого типа – Любовь Андреевна Раневская из драмы «Вишневый сад» А. Чехова.

7. Демонстративный тип. Эгоистичен, жаждет внимания к своей особе. Лжив, но не осознает этого. Глубокие чувства отсутствуют.

Пример этого типа – Тартюф из комедии Мольера.

8. Возбудимый тип. Раздражителен, гневен. Угрюм. Интеллект развит слабо. Агрессивен. Сабакевич из поэмы-романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Пример этого типа – Дмитрий Карамазов из романа «Братья Карамазовы»

Ф.И. Достоевского.

9. Дистимный тип. Мрачен, пессимистичен, молчалив, неприветлив. Склонен к депрессиям.

Пример этого типа – Р. Раскольников из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Экзальтированный тип. Высоко чувствителен к красоте природы, искусству. Легко впадают в отчаяние при встрече с жизненными трудностями.

Пример этого типа – Ромео и Джульетта из одноименной трагедии В.Шекспира.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)