|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬМузыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведению музыкального материала. Как считает А.Д. Алексеев, «музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». Б.М. Теплов считал слуховой и двигательный компоненты в музыкальной памяти основными. Запоминание должно основываться на осмысленности усвоения, а не на механическом заучивании. Известная французская писательница М. Лонг писала: «Без сомнения, упорное повторение страницы под конец обеспечивает ее автоматическое усвоение, но это – ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время». Важно понять содержание музыкального произведения, особенности его структуры, формообразования и т.д. Г.М. Цыпин предлагает следующие приемы и способы выучивания наизусть, которые могут обеспечить запоминание: 1. При заучивании на память крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Вначале следует понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, и только затем уже переходить к дифференцированному усвоению псставляющих ее частей. 2. Смысловые единицы (фрагменты, части) запоминаемого музыкального материала не должны быть ни слишком малыми, ни чрезмерно большими по объему. 3. Запоминание музыки во многом облегчается при выделении в тексте так называемых смысловых опорных пунктов. 4. Углубленному пониманию и запоминанию отдельных фрагментов разучиваемого произведения в большей мере способствует мысленное соотнесение (сравнение) этих фрагментов с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом. Сопоставляя новое со знакомым, опираясь на знакомое, мы обычно запоминаем успешнее и быстрее. 5. Способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание. Феноменальными способностями обладали в этом отношении Ф. Лист, Г. Бюлов, А.Г. Рубинштейн, И. Гофман, В. Гизекинг, Э. Петри, Г.Р. Гинзбург. Л. Оборин в беседе с С. Хентовой вспоминает: «Помнится, в 1919 наша семья сильно бедствовала. Чтобы меня подкормить, мать забралась со мной в дальнюю подмосковную деревню Баковку. С собой я захватил сочинения Шопена в издании Петерса. Зимой в деревне делать решительно нечего было. С одеждой у меня было плоховато. Я просматривал ноты. Звучания возникали в сознании. Внутренний слух у меня уже тогда развился. Особенно нравились мазурки. Как-то незаметно я их запомнил, без фортепиано, а когда возвратился в Москву, сыграл некоторые из них педагогу. И оказалось - выразительно, хорошо сыграл». В.И. Муцмахер предлагает следующие приемы работы по заучиванию музыкального произведения наизусть. Смысловая группировка заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них - такие, как главная, побочная, заключительная партии. Использование приема смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах разучивания произведения. Если же произведение уже выучено, следует обращать внимание на передачу целостного художественного образа произведения. Смысловое соотнесение заключается в сопоставлении характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения. Особенно эффективны указанные приемы при запоминании произведений, написанных в трехчастной форме и форме сонатного allegro. При этом, В.М. Муцмахер отмечает важность осмысления и определения, что в идентичном материале совершенно тождественно, а что нет. Следует обращать внимание на имитации, варьированные повторения, модулирующие секвенции и другие элементы музыкальной ткани. Правильное распределение повторений в процессе заучивания, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствует запоминанию. Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, следует продолжать работу с нотным текстом, выискивая в нем все новые смысловые связи, вникая в каждый поворот композиторской мысли. Игру наизусть необходимо чередовать с повторением по нотам. Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже исполнители с хорошей памятью. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |