|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеал сверхчеловекаНицше создал идеал человека, живущего "по ту сторону добра и зла, истины и лжи" на основании принятых им положений, что "воля к власти есть воля к господству, а самое высшее господство это - господство человека над человеком". Обязанность сверхчеловека по Ницше есть всякое насильственное порабощение другого, всякое освобождение в себе первоначального "дикого зверя". Сверхчеловек представляет собою высший тип породы людей, сильный род, который, будучи свободным от помехи морали рабов, наслаждается в могучем развитии жизни своею властью господина. В этой теории есть известная доля поэзии, но ведь поэзия есть и вокруг демона и ада. Если откинуть одеяние поэзии от сверхчеловека, то мы увидим фигуру Тамерлана с пирамидами черепов. Современное сознание человечества уже ушло далеко от миросозерцания, которое вдохновляло Ницше, и его идеал не может найти продолжительный отклик в мыслящей части человечества, в особенности при существовании лучей другого идеала, идеала Христа. Идеал Христа, прежде всего "власти" в ее даже высшем проявлении в виде господства над всем миром, противопоставляет неизмеримо более высокую ценность души человеческой ("Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Мат. 16, 26). Идеал Христа есть совершенство души. И вот образ человека с совершенной душой. "Се, Человек!" по внешнему виду в нем нет ни вида, ни величия, внутри же он горит нетленными лучами кроткого и великого духа; Он льна курящегося не угасит, трости надломленной не сокрушит, но бури и ветры повинуются Ему. Он не имеет где главы приклонить, а Сам является убежищем для разбитых жизнью душ, Он - нищ, но всех обогащает, Он не ищет власти. Он хочет всем "служить", и в то же время покоряет все сердца и люди сами в умилении падают к ногам Его. Его обвиняют во всем, Он не виновен ни в чем, даже лести не обрелось в устах Его; Его ненавидят, - Он прощает. Его распинают, - Он молится за палачей. Он всех призывает к миру, к братству и свободе. Он ходит по миру, благовествует нищим, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным освобождение. Он есть сочетание противоречий, а между тем, проще его нет ничего и никого в мире. Его мораль - не рабская; это - мораль Бога неограниченного - во имя любви самоограничившего Себя. Телом Он Сын Человеческий, душою - Сын Божий. Он есть соединение Божеского и человеческого. Он есть то, чем должен быть человек - Богочеловек. Выше идеала Богочеловека ничего не может быть на земле. "Се, человек!" Б) Идеал общества Во всей философии, вплоть до Гоббса (17 век), человек рассматривался, как индивидуум-эгоист, не знающий никаких компромиссов и с неохотою вступавший в общественный союз. Гоббс единственным состоянием естественного человека признавал "состояние войны каждого против всех", при чем, однако, по его учению для своей выгоды человек вступает в соглашение "со своим соседом". После Гоббса, однако, стали проводиться взгляды на общество как на агрегат сознательных существ, объединяющихся одной организацией для общей пользы. Только Герберт Спенсер возвысился до понимания того, что общество есть не организация, а организм нравственный и физиологический, потому что в строении его замечается разделение труда, распространяющееся от отдельных индивидуумов на группы и организации индивидуумов. Но что я читаю в Библии - и именно у ап. Павла? Говоря об идеальном обществе Христа, он называет его организмом, "телом, составляемым и совокупляемым посредством взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена" (Еф. 4,16). При этом он указывает на неразрывную зависимость друг от друга отдельных членов организма. "Страдает ли один член, страдает все тело". Восемнадцать веков потребовалось для научной человеческой мысли сделать то определение общества, которое я нахожу в моей Библии. Восемь веков потребовалось для того, чтобы в нашу криминологию ввели понятие об ответственности всего общества за нравственное падение отдельных членов, т. е. тот принцип, который так просто указывается в Библии. Отсюда ясно, что если бы люди изучали поглубже Библию, то и скорее формулировали бы принципы социологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |