|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Что такое гомилетика?Слово "гомилетика" происходит от греческого слова omilia - гомилия, которое в начале означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а впоследствии получило значение речи, которая держится в религиозном собрании. В первое время "гомилию" различали от проповеди. В первые века христианства "гомилией" называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Св. Писания. Таким образом "гомилия" была истолковательная речь, которая произносилась при чтении избранной части Св. Писания и которая состояла из последовательных пояснений на каждый стих с применением смысла их к практической жизни. Для проповеди у первых христиан существовало другое слово: logoV - "слово" в смысле отдельной речи или kerugma (1 Кор. 2, 4) в общем смысле проповеднического служения. Проповедь отличалась от "гомилии" тем, что в то время, как "гомилия" состояла из кратких последовательных пояснений на слова текста, неразрывно с ним связанных, проповедь являлась самостоятельною речью, опиравшеюся на определенный текст Св. Писания или имевшею определенную тему из Св. Писания. Но впоследствии слово "гомилия" стали употреблять вообще в смысле проповеди - самостоятельной речи в религиозном собрании на какой-либо текст или тему из Св. Писания. В настоящее время учение о проповеди от этого слова называется гомилетикой. Еще в первые века христианства стали сознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и усердного изучения ее способов. Для сего являлось желание сохранить лучшие образцы проповедей. Поэтому первыми книгами по гомилетике были сборники лучших проповедей. Первый такой сборник был составлен Оригеном в 3-м веке. Затем особенно полный сборник таких проповедей был составлен по повелению Карла Великого в 782 году (см. выше). После сего таких сборников было издано в разных странах множество. Но мысль человеческая шла дальше; она требовала более или менее систематического изложения знаний об условиях, необходимых для правильной проповеди. Первая книга, которая более или менее отвечала этой потребности, была 1) "De Doctrina Christiana" Августина; затем следовали: 2) сочинение Эразма Роттердамского: "Ecclesiastes" или "Проповедник"; 3) "Застольные Речи" Лютера, которые дают очень много полезного материала для проповедников; 4) "Loci Communes" Меланхтона, в которой он дает указания текстов для проповедей. Но в сущности первым, кто написал сочинение, достойное названия гомилетики, был Андрей Гипериус из Марбурга (1564 г.). Его сочинение "De Formandis Concionibus Sacris" дает указания к выбору текстов, построению проповеди и т. п. Дальнейшее развитие гомилетики привело к крайностям: к излишней классификации проповедей и предметов, о которых говорится в проповедях и т. п. Так, например, находили 25 различных родов проповеди; рекомендовали делать три введения к проповеди: 1) близкое, 2) более близкое и 3) ближайшее. Для соблюдения этой формы уродовались тексты и т. п. Таким образом, стремление к изучению правильной проповеди, превращенное в науку о проповеди, привело к мертвящему формализму. Приступая к составлению первой гомилетики на русском языке в евангельском духе, мы имеем в виду эту опасность научного формализма и наше желание - совершенно избегнуть его. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |