|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VII. Значение образования для проповедникаЕдва ли нужно в наше время доказывать пользу образования в общем смысле. Но в отношении проповедников иногда приходится слышать мнение, что образование для них не является необходимостью. При этом обыкновенно указывают на пример 12 апостолов, которые были рыбаками и просветили весь мир. Но здесь забывают, что все эти рыбаки 3 1/2 года были в школе величайшего из мудрецов, какие когда-либо являлись на земле. Иногда высказывается мнение, что образование удаляет от простоты Христовой, ослабляет непосредственность чувства и охлаждает пламя веры. При этом указывают на проповедников, существующих исторических церквей, проповедь которых превратилась в чтение сухих и неудобоваримых лекций. Нельзя отрицать, что во всем этом есть доля правды. То образование, которое дается в огромном большинстве семинарий и академий больших церквей и без которого в них никто не может быть допущен к проповеди, приносит больше вреда, чем пользы для духовной жизни учащихся проповедников. Оно "надмевает" (1 Кор. 8,1) и, как буква, умерщвляет дух. Мы знаем, что есть религиозные системы, основывающиеся на учении Христа, но неимеющие ничего общего с ним. Существование таких систем нельзя ставить в вину самому учению Христа, которое остается по-прежнему недосягаемым по высоте и совершенству. Так точно нужно различать между системой образования и чистой наукой. Системы образования могут быть плохими и вредными, а чистая наука, как собрание полезных для человека знаний, всегда полезна. Что наука может быть полезной в деле проповеднического служения доказывается двумя яркими примерами из библейской истории. В Ветхом Завете для того, чтобы выполнить великий план освобождения и устроения народа Израильского, Бог избирает Моисея и посылает его младенцем в Египет во дворцы фараона, где он научается всей мудрости того времени, т. е. получает самое высшее по тому времени образование и только после того выступает на поприще деятельности пророка и вождя народного. В Новом Завете для того, чтобы дать наилучшее разъяснение истин, проповеданных Христом и Его учениками-рыбаками и осуществить организацию и утверждение церквей. Бог избирает ап. Павла, учившегося при ногах Гамалиила и бывшего знакомым с греческой поэзией и философией (Деян. 17, 28). И Сам Христос признает пользу образования для деятелей Царствия Божья, когда говорит, что "всякий книжник (образованный человек), наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое (учение Христа) и старое (свою науку)" (Мат. 13,52). В нашем случае мы должны различать между науками общеобразовательными и науками богословскими. Польза наук общеобразовательных двоякая. Они 1) развивают вообще наши умственные способности и, в частности, способность логического мышления (логика, история, философия и т. п.) и нашу речь (грамматика, теория словесности, история литературы и т. п.); 2) обогащают ум полезными познаниями (география, история, психология, педагогика и пр.). При этом заметим, что желательно приобретение проповедниками медицинских знаний, ибо они дают возможность им быть полезными не только для души, но и для тела их слушателей. Польза богословских наук для проповедника несомненна. Эти науки дают возможность проповеднику изучить самую Библию и все, что относится к ней, путем: 1) изучения древних языков, на которых книги Библии написаны; 2) истолкования книг; 3) систематического изложения учения Библии (догматическое и нравственное богословие); 4) изучения истории влияния Библии на народы (история христианской церкви); 5) ознакомления со способами защиты учения Библии (апологетика и т. п.). Признавая пользу образования и знания, ап. Павел неоднократно увещевает Тимофея "заниматься чтением, наставлением, учением" (1 Тим. 4,13), "вникать в себя и в учение" (1 Тим. 4,16). Но этот объем знаний может быть полезен только при том условии, если в жизни проповедника всегда и всюду знание, дарованное от Бога (1 Кор. 8,3), т. е. внутреннее духовное познание Библии и опытное знание Бога, путем непосредственного общения с Ним, будет занимать первое место; когда он во всякий момент готов, подобно ап. Павлу, "все почесть тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" (Фил. 3,8). Можно доказать, что относительно высшего проявления проповедничества, т. е. пророчества, преподавалось учение. У великого пророка Илии был ученик Елисей, у Елисея было множество учеников, которые назывались "сынами пророческими" (4 Цар. 4,38). В Вефиле и Галгале были школы пророков (4 Цар. 2,3; 4,38; 6,21). В Коринфской церкви возникали различные недоразумения относительно способов пророчествования. По этому поводу ап. Павел написал свое разъяснение в 14 главе 1-го Послания к Коринфянам. В сущности говоря, это - чудная лекция на тему о "пророчествовании" в собраниях. Она могла бы быть одною из глав "гомилетики". Поэтому проповедник должен приближаться к Богу для наилучшего исполнения Духом Святым, но в то же время он не должен пренебрегать указаниями опыта других проповедников и особенно тех, кто более духовен и опытен. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |