|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исихазм на руси(по прохорову г.м.)
Это учение было создано египетскими и синайскими аскетами 4—7 вв. (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник); Основное время, кроме литургических собраний, на которые монахи приходили, чтобы причащаться Святых Христовых Таин, они проводили в частной непрестанной молитве. Отсюда происходит явление духовной жизни, известное подназванием «умной молитвы», которая заключается в постоянном призывании имениБожия. в условиях религиозной реставрации оно претерпело обновление и развитие, но отнюдь не было создано заново. В первой четверти XIV веке на границе Византийской империи и Болгарии, во Фракийских горах, в Парории появляетс ягруппа монахов, бежавших с Афона от набегов турок. Самым известным из них былпреп. Григорий Синаит, выходец из Малой Азии. Он долгое время жил на Синайскойгоре, в монастыре св. Иоанна Лествичника, потом на Крите, где приобщился копыту «хранения ума» и «чистой молитвы». Богатые свидетельства опыта,накопленного многими поколениями подвижников, делали сочинения Григория оченьпопулярными в монашеской среде. Мысли его изложены сжато, тезисно: С этого временина Балканском полуострове и на Руси из сербского монастыря Хиландар на Афонепоявляются многие переводы творений византийских подвижников. Об этомсвидетельствуют сохранившиеся в монастырских библиотеках рукописи, тщательно переписываемые. В середине 14 в в византии произошел церковный раскол.Византийская мысль переживала кризис,это выразилось в споре между Варлаамом Калабрийским(богослов,философ) и Григорием Паламой (византийский богословом). В этой полемике Григорий отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. "Фаворский свет", который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Исихасты считают,что что самоуглубление и отшельничество способствует Фаворскому свету, призывали к смирению. Бог,несообщимый, трансцендентный по Своему существу, сообщает Себя «во вне» черезСвои действия, или энергии и таким образом становится познаваемым, приобщимымдля человека.И еще один важный штрих богословия Паламы: энергии Божествапотому сообщимы человеку, что тот по образу создания своего является«богопричастным», homotheos. И жизнь человекаизначально задумана не автономной от Бога, а всецело теоцентричной. Т.е. человекне может жить без Бога. Варлаам главным образом нападал на понятие несотворенной энергии, называл исихастов «пуподушниками» и обвинил перед патриархом в еретическом посягательстве на общение с несообщимым. Так начались окрасившие всю эту эпоху долгие «исихастские» споры – конфликт двух индивидуалистических направлений в духовной и культурной жизни: внецерковно в конечном итоге направленного гуманизма, ярким представителем которого и был Варлаам, и церковно-персоналистского исихазма, рупором которого явился афонский монах Григорий Палама. Пятый Константинопольский собор 1341-51 г утвердил богословие исихазма святителя Григория Паламы и осудил его оппонентов — церковного деятеля и философа-рационалиста Варлаама Калабрийского и платоников, в том числе, сторонников исихазма, подтвердив решения V Вселенского собора. Все Автокефальные Православные церкви уважают решения этого собора, а допаламитский исихазм сохранился только в Грузинской церкви. Митрополит отверг их учения(называл эллинскими многобожниками). Со временем исихазм зарабатывает должный авторитет..О переписке Константинопольского патриарха Филофея (ум. ок. 1379) со святителем Алексием, митр. Московским и преподобным Сергием Радонежским существует обширная литература. Сергий радонежский был одним из наиболее ярких русских представителей нового,сложившегося в вост европе типа монаха-созерцателя, общ деят-ля, устр-ль и глава монашеского общежития, став на руси новыми культурными центрами мистических воззрений. Также Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах. Богомудрому исихасту святому Филофею(ученик паламы,поставил алексея,способст объед перед кулик) стал известен ученый инок Киприан, усердно занимавшийся переводами с греческого. На Афоне зародилась их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю преданность Киприана и отеческое расположение и покровительство Филофея. Киприан как особо доверенное лицо был послан патриархом в Литву и на Русь для умирения вражды западных князей против митрополита Алексия. Это произошло в 1373 году, а в январе 1376 года святой Киприан был поставлен патриархом Филофеем и Собором в «митрополита Киевского, Русского и Литовского», а чтобы сохранился древний порядок и чтобы Русь и впредь находилась под одним митрополитом, При Киприане произошло воссоединение митрополии Киевской и всея Руси, и вскорев нее вновь вошли отдаленные галицкие епархии. Будучи личностью сильной,Кипариан (по крайней мере, в течение некоторого времени) продолжал служить идее«византийского содружества». В его время: Богословие насловах, богословие в камне, богословие в красках – все это проводило основнуюмысль Восточно-христианского, исихастского осмысления Благой Вест
ГипотезаЭто он ввел наРуси константинопольский текст «Синодика Православия» составленный согласнобогословию Григория Паламы, который читается в Первое воскресенье Великогопоста.есть гип что появил в докиприановское время 50-ег 14 в. Среди русскихподвижников благочестия XV века мы встречаем имя преподобногоНила Сорского (1433–1508), который после возвращения из Греции собралгруппу учеников (т.н. «Заволжские старцы»), пребывавших вместе с ним в «умномделании». Его «Устав о жительстве скитском» – в основном компиляцияавторов-аскетов IV – XIV веков:святых Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, ГригорияСинаита и других. Основной акцент преп. Нилом делается на молитвенномпризывании имени Господа Иисуса при чистоте сердца («сведение ума в сердце») и отраженияпри помощи Божественной благодати греховных помыслов. Таким образом,можно завершить работу о проникновении исихазма 14 века в россии некоторыми обобщениями: В россию, как и в южнославянскре земли в середине 14 в проникает собственно исихазм(т е молчальничество, способ индивидуального подвижничества) или исихазм келейного уровня(который в теч 14 века проделал эволюцию к шир общ движ). Этому уровню соответствуе многочисленная аскетико-созерцательная лит-ра,занявшая с конца 14 века едва ли не главное место в русской письменности 2. одновременно или почти с этим распространяется на руси общежительный тип монастырей, т е исихазм церковно-политический 3.теоритический или богословско-философский исихазм принялся в меньшей степени, ибо не имеем собственно русских теоритических сочинений этого периода и свидетельств о собственном творчестве в этой области(но есть переводы сочинений диоптры филлипа философа, григория синаита симеона нового богослова,иоанна листвичника)
усвоение на руси исихазма было скорее практическим, а в общественно-идеологичесой сфере заключалось в проникновении новых идей понятий-«мысденного рая, мысленного солнца-правды», в создании новой обшественной смоочевидности,нового стиля дух культ жизни худ творчества. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV–XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси. Реформа Алексея Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей. Еще в 1353—1354 гг., при поддержке константинопольского патриарха Филофея Алексий предложил инокам подмосковного Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский, принять общежительский устав. На Руси в 12-13 вв преобладало отдельное "особножитие". Монастырь был загородным домом местных землевладельцев. Алексий выдвигает на 1 место монастырского общежития. Выдвижение на первый план в XIV веке монастырского "общежития" предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. По мысли митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. В монастырях, устроенных на правилах "общежития", отменялась частная собственность ( в прежних монастырях монахи были крупными феодалами, которые жаловали имущество монастырю, но часть большую оставляли себе ), вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства. К тому же, распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей. По характеру монастырская реформа Алексия отличалась от Византийского исихахма, где духовное спасение достигалось с помощью индивидуальной молитвы и молчаливым приобщением к божественному свету. Каждый должен был жить в отдельной келье. Во внедрении общежитийных монастырей была идея выйти за пределы местного подчинения. Эта реформа весьма успешна; вырастают десятки общежитейных монастырей за десятки дет. Утверждал эти монастыри сам митрополит. Некоторые возникали по инициативе самих монахов. В некоторых редких случаях и центральная власть участвовала в этом Дале - жаловалась земля, но монастырь мало зависел от центра. Лишь инициатива княжеской администрации. Сам Алексий основал Чудов монастырь, Андроников монастырь, Симонов монастырь и Алексеевский. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |