АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская церковь и феодально удельная война второй четверти 15 века

Читайте также:
  1. I.4.3.Изменение государственного управления на основе новой Конституции СССР в предверии второй мировой войны
  2. I.5.1.Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. второй мировой войны
  3. II. Отрицательное влияние шумов на здоровье человека.
  4. II. Сведения о деятельности Администрации городского поселения Удельная, структурных подразделениях Администрации городского поселения Удельная
  5. IV Раздел. ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ XVII века.
  6. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. Na-катионирование воды второй ступени
  8. V Раздел. Европейский костюм XVIII века.
  9. Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине XIX в.
  10. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  11. Активизация политических партий и первая русская революция 1905-1907 гг.
  12. Алкоголь в самую первую очередь уничтожает талант человека, а уже потом убивает самого человека. Точнее говоря то, что осталось от этого человека.

Русь в начале XV века представляла себя уже не той разрозненной и выжженной землей, какой она была в XIV веке. Благодаря усилиям московских князей, начиная с их родоначальника Даниила Александровича, сына Александра Невского, а потом, продолжая и Иваном Калитой и Семеном Гордым и Иваном Красным и, разумеется, Дмитрием Донским, стала более крепким, но еще не единым государством. Именно московские князья сделали тот шаг, который и должны были сделать – они начали собирать земли вокруг нового центра, вокруг Москвы.

После трудной и тяжелой борьбы XIV века с Тверью и Вильней за право быть новым центром формирующего государства Москва одержала победу и стала новым центром, к которому стали тянутся более мелкие княжества и стали покорятся серьезные противники.

Кратко о междоусобной войне.

война между моск. вел. кн. Василием II Васильевичем и галичскими удельными князьями (кн. Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным) за моск. великокняж. стол, продолжавшаяся (с перерывами) с 1425 по 1453. Ф. в. в Р. была важным этапом в процессе политич. объединения Сев.-Вост. Руси, т. к. явилась решит. столкновением представителей объединительно- централизаторской и сепаратистско-удельной тенденций в рус. господствующем классе. Осн. причинами Ф. в. в Р. были: политич. и экономич. консолидация ряда великих (Московского, Тверского, Рязанского) и удельных княжеств (внутри Моск. вел. княжества - Галичско-Звенигородского, Можайского и др.), усиление противоречий среди феодалов по вопросам путей и форм гос. централизации и политич. объединения, значит. осложнение междунар. обстановки (усиление тат. набегов и экспансии вел. княжества Литовского). Важным фактором, воздействовавшим на ход и результаты войны, был рост клас. борьбы крестьянства и горожан.

1-й период Ф. в. в Р. - борьба пр-ва малолетнего Василия II (в 1425 ему было 10 лет; во главе пр-ва стояли его мать Софья Витовтовна, митрополит Фотий, боярин И. Д. Всеволожский и др.) и его дяди Юрия Дмитриевича, начавшаяся после смерти вел. кн. Василия I Дмитриевича в 1425. Юридич. основанием претензий Юрия была духовная Дмитрия Ивановича Донского, к-рая предусматривала переход великокняж. стола после смерти старшего сына к следующему по старшинству. После ряда столкновений в 1428 было заключено соглашение, по к-рому кн. Юрий отказался от своих притязаний, хотя соглашением действенность завещания Дмитрия Донского подтверждалась. Смерть (1430) вел. кн. литовского Витовта, поддерживавшего своего внука Василия и проводившего политику усиления роли Литвы в Сев.-Вост. Руси (договоры 1427 с Тверью и 1430 с Рязанью, условия к-рых ставили их внеш. политику под контроль Витовта, походы Витовта в 1428 против Новгорода и Пскова), и Фотия (1431) вновь обострили борьбу. Юрий отказался от договора 1428 и в 1431 оба соперника отправились за решением дела в Золотую Орду. Хан выдал ярлык на Дмитровское княжество Юрию, а ярлык на вел. княжение - Василию II (в 1432). Однако война уже возобновилась, осложнившись расколом среди моск. боярства (на сторону Юрия бежал Всеволожский). В нач. 1433 Юрию удалось разбить войско Василия II и захватить Москву. Василию II была выделена в удел Коломна. Однако подавляющая часть моск. служилых феодалов, недовольная выдвижением приближенных галичского князя, отъехала в Коломну, а сыновья Юрия, недовольные политикой отца, ушли со своими отрядами в Кострому. Оказавшись в изоляции, Юрий вернул вел. княжение Василию II и обязался не поддерживать своих сыновей против Василия II (что не было им выполнено). Попытки Василия II разбить сыновей Юрия были неудачны. В нач. 1434 галичские князья объединились и снова заняли Москву. Потерпевший поражение Василий II бежал в Новгород, а оттуда через Кострому в Ниж. Новгород, а на великокняжеском столе утвердился Юрий, к-рый, однако, вскоре умер (июнь 1434).

2-й период Ф. в. в Р. - борьба за вел. княжение между Василием II и старшим сыном Юрия Василием Косым. В июле 1434 Василий Косой был изгнан из Москвы соединенными силами Василия II, Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного (двое последних были недовольны захватом престола старшим братом и получили от Василия II уделы: Шемяка - Углич и Ржев, Дмитрий Красный - Бежецкий Верх). Обосновавшись в Костроме, Василий Косой в 1435 совершил неудачный поход на Москву, после чего перенес действия на сев. районы Руси, стремясь укрепить свою материальную и финанс. базу. Характерным для 2-го периода был выход войны за рамки Моск. вел. княжества: значит. помощь Василию Косому оказал тверской вел. кн. Борис Александрович. Однако в 1436 Василий Косой потерпел поражение, был взят в плен и ослеплен, после чего сошел с политич. арены (ум. в 1448).

3-й период Ф. в. в Р. - борьба за вел. княжение между Василием II и Дмитрием Шемякой, к-рая вспыхнула в 1441-42. В 3-й период выявился общерус. характер (в масштабах Сев.-Вост. Руси) войны: Шемяка вначале был поддержан вел. кн. тверским, а затем Новгородской феод. республикой, в союзе с ним выступил ряд удельных князей Моск. вел. княжества (кн. Иван Андреевич Можайский и др.). К этому времени относится рост клас. борьбы в форме городских восстаний, "великих грабежей и разбоев", массового бегства крестьянства, а также ухудшение внешнеполитич. положения Сев.-Вост. Руси (усиление набегов казанских татар хана Улу-Мухаммеда с 1437). Крупное поражение 7 июля 1445, нанесенное татарами под Суздалем моск. войскам (в плен попали Василий II, кн. Михаил Андреевич Верейский, много бояр и служилых людей), вызвало восстание горожан в Москве. В стране усилилось недовольство политикой Василия II со стороны части феодалов, купцов и посадских, особенно после возвращения Василия II из плена, когда стали известны условия его освобождения (выкуп в 200 тыс. руб. серебром, отдача ряда рус. городов на прокорм тат. мурзам, приехавшим вместе с Василием II). Возмущением антинац. политикой Василия II умело воспользовался Шемяка. При поддержке тверского вел. кн. Бориса Александровича и с помощью заговорщиков (кн. И. А. Можайский, ряд моск. бояр и старцев Троице-Сергиева монастыря) он захватил в февр. 1446 Москву. Василий II был схвачен в Троице-Сергиевом монастыре, отвезен в Москву, ослеплен и сослан в заточение в Углич с женой и сыновьями; его мать заточена в Чухломе. Нек-рые сторонники Василия II во главе с кн. Василием Ярославичем Серпуховским уехали в Литву. Моск. бояре и служилые люди были недовольны засильем приближенных Шемяки, увеличились налоги, упало значение Москвы и возросла роль ее соперника - Твери. К осени 1446 наметилась изоляция Шемяки. С целью укрепления своего положения Шемяка был вынужден освободить Василия II, выделив ему в удел Вологду. Василий II, опираясь на помощь церк. кругов и тверского вел. князя (последний, учитывая соотношение сил, изменил свою позицию, надеясь установить контроль над действиями Василия II; союз был скреплен браком сына Василия - Ивана с дочерью Бориса - Марией) и используя массовый отъезд феодалов на свою сторону и своих сторонников в Литве, начал активные действия. Уже в дек. 1446 Москва была занята отрядом войск Василия, т. к. Шемяка и кн. Можайский еще в ноябре выступили к Волоколамску. В февр. 1447 Василий II вступил в Москву. Шемяка бежал в Галич, а затем в Каргополь. В июле 1447 было заключено перемирие, условия к-рого (возврат казны и захваченного имущества) Шемяка не выполнил, а затем обратился за помощью к Новгороду и пытался организовать набег казанских татар на Москву. Церковный собор 1447 потребовал от Шемяки подчиниться вел. князю. В 1448 в результате похода моск. войск Шемяка обязался выполнять условия договора под угрозой "божьей кары", но в 1449 "сложил с себя целование" и начал воен. действия неудачным походом на Кострому. В 1450 под Галичем Шемяка был разбит и бежал в Новгород. В 1450-52 он захватил Вел. Устюг, разграбил вологодские волости, но значит. успехов не достиг и был вынужден вернуться в Новгород, где в июле 1453 умер (возможно отравлен). Окончание Ф. в. в Р. резко изменило соотношение сил в Сев.-Вост. Руси в пользу моск. вел. князя и создало предпосылки для завершения политического объединения страны и усиления процесса централизации.

Русская Церковь как участник конфликта.

 

Нельзя забывать и о том, что одним из важнейших участников событий второй четверти XVвека является церковь. В это время церковь еще находится под покровительством Константинопольского патриархата, являясь одной из его митрополий. Но надо отметить, что именно в это время именно в церкви происходят серьезные изменения.

Для того чтобы понять какие, надо поочередно разобрать два важнейших пункта.

Для начала следует понять, что представляет собой церковь в это время. Какого её устройство, откуда церковь получает доходы, а ведь нельзя забывать того, что церковь действительно надо на что-то содержать.

А затем следует разобрать отношения церкви и её первосвятителей с участниками описываемых событий, причем не только внутренних, но и внешних (Великое Княжество Литовское, Константинопольский патриархат и даже Папский престол, который сыграл очень важную роль в деле независимости русской церкви). Итак, рассмотрим эти два пункта по порядку.

 

Положение церкви и её иерархия в начале XV века.

 

В начале века церковь представляется собой могущественную феодальную организацию, которая подконтрольна Константинопольскому патриархату. Какова же была её организация?

Во главе церкви стоял митрополит (титул предстоятеля - «Митрополит Киевский и всея Руси»), хотя митрополит уже давно переехал в Москву. До середины XV века митрополита назначал Константинопольский патриарх, после падения Византии в 1453 году митрополита стали выбирать на соборе русских епископов, а ближе к концу рассматриваемого мною периода его стал фактически назначать Великий Князь Московский. Ввел эту традицию последний предстоятель, имевший кафедру в Москве, но фактически имевший титул Митрополита Киевского Митрополит Иона (1448-1461гг.)

Вторым в церковной иерархии стоял епископ, который возглавлял одну из епархий. Н.С. Борисов уточняет, что из существовавших на то время 18 епархий на территории Руси находилось 9 из них, остальная часть находилась на территории Великого Княжества Литовского, что очень влияло на взаимоотношения с Литвой (Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимир-Волынская, Холмская, Туровская, Луцкая), о чем еще будет сказано. Назначались епископы митрополитом, хотя выдвигать его в большинстве случаев могли местные князья.

Основой церковной организации составляли рядовое приходское духовенство. Именно это духовенство, в пользу своей близости и постоянному контакту с населением, было самым главным распространителем религии, религиозных и даже политических идей среди населения. Это связано с тем, что, имея большое количество храмов, взаимосвязи с главами государств, которые с помощью церковных служителей проводили свою политику, церковь приобретала и определенный политический характер, причем довольно весомый, а во время войны этот вес мог сыграть определенную роль в важных события.

Вполне логично, что церковь должна была иметь и источники доходов на ведение дел и на связи с населением. Таковых источников доходов было несколько. В основном церковь получала доходы с земледелия, в качестве феодалов которых выступали митрополичий дом и епископские кафедры, а также крупные монастыри и городские соборы. Другим источником доходов были деньги, которые выделяла княжеская власть для поддержания церкви. Среди прочих немалые доходы церковь получала и от судебных пошлин. Нельзя забывать, что церковь имея свою организацию имела и право суда над церковными людьми, а также разбирательство в делах семейно-бытового характера, да и вообще церковь имела право суда над всем христианским населением. Ну и последним, скорее самым прибыльным являлось плата прихожан за совершение церковных ритуалов (венчание, отпевание, крещение и др.)

Таким образом, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что церковь в данное время играла очень важную роль в жизни общества и преимущественно её слово давало повод для людей делать так или иначе, здесь же стоит повториться, что церковь это и проводница политических интересов конкурентов, не только находящихся на территории Руси, но и заграницей. Теперь я считаю, что можно перейти к взаимоотношению церкви с участниками конфликта.

 

Взаимоотношение церкви с участниками конфликта.

 

Сразу после смерти Василия I Дмитриевича власть формально перешла к Василию II, но de facto к его матери Софье Витовтовне и «боярскому правительству, в составе которого крупную роль играл митрополит Фотий». Сразу следует дать небольшую предысторию Фотия.

Фотий по рождению грек, уроженец Монемвасии (Монемвазии) (Морея, Пелопоннес). Согласно Духовной грамоте отказался от светской жизни и отдал себя под покровительство старца Акакия. В 1397 году старец был рукоположен в Митрополита Монемвасии, Фотий стал при нем епархальным чиновником. В 1408 году Фотий находился в Константинополе по поручению Акакия. 1 сентября 1408 года Патриархом Матвеем рукоположен в митрополита Киевского и всея Руси, после смерти Митрополита Киприана. Ровно через год 1 сентября 1409 года прибыл в Киев, а на Пасху 1410 года в Москву. Прибыл он вместе с другим учеником Акакия иеромонахом Пахомием Болгарином и греческим монахом Патрикием. Избрание Фотия митрополитом было тоже не простым. Тогда между Москвой и Вильней была война и Витовт отправил в Константинополь своего ставленника на митрополичью кафедру. Витовт писал: «поставьте его нам митрополитом, чтобы он сидел на столе киевской митрополии по-старине и строил Церковь Божию по-давнему, как наш: потому что изволением Божиим, мы обладаем тем городом, Киевом». Вполне вероятно, что Витовт заботился только о своих интересах и, что он, возможно, хотел разбить русскую церковь, а точнее управлять православными людьми на своей земле самостоятельно, чтобы не перекликались интересы митрополита, которого выдвинула Москва. Примерно такую же версию выдвигает и Митрополит Макарий.

Фотий с самого начала конфликта занял сторону малолетнего Василия Васильевича. Именно Фотий в день смерти Василия I отправил боярина Акинфа Аслебятева к Юрию Дмитриевичу в Звенигород, которому предстояло принести присягу новому князю. Однако Юрий Дмитриевич отказался приезжать и вместо этого отправился в Галич. Летом 1425 года он посетил Галич-Мерьский и угрозой отлучения от церкви принудил Юрия Дмитриевича заключить перемирие с племянником. Перемирие был заключено, но от своих прав Галицкий Князь отказываться не желал.

А.Е. Пресняков предполагал, что Василий I назначил Фотия опекуном своему малолетнему сыну. Митрополит фактически занял положение «авторитетного руководителя великокняжеского правительства».

В 1431 году Митрополит Фотий скончался. Требовалось выбрать нового митрополита. Но «в условиях острой междукняжеской борьбы и государственной разрухи и Василий II и Юрий Звенигородский предпочитали видеть церковь обезглавленной, опасаясь, как бы новый митрополит не принял сторону соперника».

На некоторое время Митрополитом Киевским и всея Руси назначается ставленник Свидригайло – Герасим, Епископ Смоленский, но он позже был сожжен за измену. Согласно житию митрополита Ионы он был выдвиженцем от Москвы. Изначально Иона – Епископ Рязанский. К марту 1433 год относится послание Ионы в Нижегородский Печерский Вознесенский Монастырь, где он называет себя «епископом, нареченным в святейшую митрополию Русскую». Согласно его же житию, он прибыл в Константинополь на «шестое лето» после смерти Фотия, т.е. в 1436/1437 году.

Но вопреки ожидаемому митрополитом на Русь в 1436 году был наречен Исидор, который известен тем, что был сторонником церковной унии. До назначения был игуменом монастыря Св. Дмитрия в Константинополе. Принял унию на Флорентийском соборе. В знак признательности Папа Римский возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.

По данным Московского летописного свода конца XV века прибыл в Москву в 1440 году, он говорил: «соединили есмь на сем соборе въсточныя церкви съ западными», «и так восхоте соединити православие с латынством». И во время богослужения «в первых помяти, господи, папу Римского». Но люди были обеспокоены этим событием, люди не хотели, чтобы православие было соединено с латынью, поэтому уже на следующий год Исидор бежал из Москвы. Так Русь вновь осталась без митрополита, но в этот раз ненадолго.

Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело» и взаимосвязь с Константинополем, который явно согласился на церковную унию Флорентийского Собора, стала прерываться. Созванный Собор русских епископов в 1448 году избрал предстоятелем Русской церкви Митрополитом Киевским и всея Руси Иону. Теперь Русская церковь стала фактически автокефальной, т.е. самостоятельной. Именно Иона оказал большое влияние на Василия II и он своими советами и решениями помогал Великому Князю в его нелегком деле в объединении русских земель и окончании феодальной войны. Другой важной заслугой Митрополита Иона было объединение церкви северо-восточной и юго-западной, что дало возможность иметь своеобразную власть над населением, которые было подвластно Литве.

Таким образом, стало понятно, что церковь во время феодальной войны играет одну и главных ролей. Именно борьба за церковь и помогает основным противникам в их борьбе друг с другом. Международные отношения также играют немаловажную роль в борьбе. Великие Князья Литовские пытаются тоже использовать сложившуюся ситуацию себе на пользу, пытаясь внести раскол в церкви и даже сделать православную церковь католической. Благодаря жесткой воле московских князей, в данном случае Василия II и его окружения, удается не допустить объединения восточной и западной церкви. Благодаря этому, русская церковь получает фактическую независимость, что дает московским князьям уже не оглядываться на умирающий Константинополь, а вести и церковные дела самим.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)