|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслугиВ Москве были очень недовольны поставлением Киприана и назначением его в преемники святителю Алексию без согласия великого князя. Престарелый святитель хотел назначить себе преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник решительно отказался от этой чести. Тогда великий князь Дмитрий Иванович наметил на митрополию своего духовника и любимца, священника Митяя (Михаила) – он был коломенским приходским священником из белого духовенства. Во время посещения Коломны Дмитрий Иванович обратил внимания на Митяя., он был высок ростом, с четкой речью, грамотен, Начитан. Во всем был превосходен. В начале 1367 г Митяя постригли в монахи. Монах по канонам должен был быть послушником еще много лет, должен был медленно подняться по иерархии чтобы достичь высокого положения чтобы претендовать на митрополичий сан. Но в случае с митяем годы оказались буквально спрессованными. Как только его записали в послушника, в тот же день он стал архимандритом Спасского монастыря. Небывалая социальная мобильность в его случае. В 1377 г., когда Алексий умирал, Митяй переместился в его подворье и стал исполнять функции митрополита. Был созван собор, где Митяя возвели в епископы, и сделали его митрополичьим наместником в Москве. Князь пошел на крайнее средство: по смерти Алексея в 1378 г. он сделал Митяя наместником митрополичьего престола. Киприан устремляется в Москву, надеясь взбунтовать противников Дмитрия. Но на подступах к столице он был арестован, а затем выдворен из страны вместе со свитой, обряженной в лохмотья. Изгнанный Киприан продолжает бомбардировать Сергия и других церковных деятелей письмами, в которых требует прямого выступления против князя. Высшие церковные иерархи Митяя явно не приемлют. Дмитрий решается направить своего кандидата на традиционное рукоположение, не поскупившись на дары для хищной своры, окружавшей патриарший стол. Дальнейшие события разворачивались как в детективном романе. Опередить Митяя стремится суздальско-нижегородский епископ Дионисий. Дмитрий «нужею» удержал Дионисия и запретил ему выезд в Константинополь. Но тот «переухитри князя великого словом худым», заручившись поручительством Сергия. Получив же свободу, он немедленно нарушил все клятвенные обещания. Митяй не доехал до Константинополя. В наиболее обстоятельном* рассказе об этой поездке прямо говорится о его насильственной смерти п. Сопровождавшие и погубившие Митяя епископы после ожесточенных междоусобных схваток выдвинули кандидатом в митрополиты епископа ярославского Пимина. Было состряпано поддельное прошение за него от князя Дмитрия. Послы не поскупились на взятки, заняв по подложным поручительствам великого князя крупные суммы «у фряз и у бессермен». Столь сильный «аргумент» произвел впечатление на нового патриарха исихаста Нила, и он утвердил Пимина.
Однако чтобы стать настоящим митрополитом нужно было ехать в Константинополь. Но в Константинополем в Киеве был поставлен митрополит Киприан. Киприан спешил утвердиться в Москве. 3 июня 1368 г Киприан приехал в Москву, сделал стоянку в Калуге, перешел через Оку и оттуда написал записки Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому, предлагая встретиться где сами предложат - хотел заручиться поддержкой высшей иерархии в мск
Пока укреплялась оппозиция, положение Митяя было затруднительным. По привычке он все надежды возлагал на покровительство ДИ. Оппозицию ему возглавил Дионисий суздальский и нижегородский. Когда ДИ собрал сбор из епископов, Дионисий там выступил против затеи возвести Митяя (Михаила) в сан. Он предложил положиться во всем на волю Константинополя. Потому предложил ехать в Константинополь и ничего не предпринимать до этого. Никто не подумал вступаться за посрамленного Митяя. Однако он все таки получил письменное благословение от Макары константинопольского. Митяй уже на законных основаниях вступил в обязанности главы русской церкви. Митяй также был печатником, хорошо собирал налоги итд но плохо вступал в богословские споры. Радонежский тогда вмешался поручился Дионисия. Но как только тот оказался на свободе, он бежал из Москвы поставив под удар Сергия Дионисий отправился в Константинополь. Но для этого он должен был получить грамоту для отъезда в крым – отправился в Сарай. Это все побудило самого Дмитрия поспешить с утверждении Михаила в сан. Во 2 половине июля 1379 г Митяй Михаил также покинул Москву и отправился в Византию с официальным постановлением в митрополиты. Открытые и тайные приверженцев Киприана не одобряли отправки в Константинополь. Согласно житию Сергия он будто бы предсказал что Митяй не получит желаемого и не увидит царьград. Митяй шел более коротким путем чем Дионисий. Во время продвижения по степи Митяя захватили и доставили в ханскую ставку к хану тюляку - к Мамаю
Посольство отпущено и достигло черного моря и тд оттуда добивались в Константинополь
Послы узнали что пока они добирались, конст патриарх Макарий уже был низложен и арестован. Его покровитель - император Андроник изгнан и бежал в Геную. Туда, в галату отправилось и посольство. Митяя похоронили, но послы боялись вернуться в мск, не исполнив волю ДИ. Покончить с Киприаном можно было лишь тем, чтобы поставить митрополита из преданных ДИ лиц. Но в посольстве не было никого равного сана Митяю. После кончины Митя между послами распри о кандидатурах между Иваном и Пименом. Архимандрит Иван был самым подходящим кандидатом. Его поддержал были Радонежский. Но его избрание не одобрил бы ДИ. ДИ, снабжая Митяя в Константинополь дал ему чистую Харатью (чистый лист пергамена) он был запечатан княжеской печатью. Дионисий все рассказал ДИ, тогда он снял сан с Пимена и послал Дионисия в Константинополь. Посвящение было получено, НО на обратном пути в Киеве Дионисий был схвачен и в тюрьме уморили голодом в 1385 г. Итак, Киприан содействовал Москве в собирании русских земель. В феврале 1391 г попытка а в 92 поездка в Новгород. Но они отказались его признавать главой рус церкви. Киприан прибыл в мск и наложил интердикт на всех новгородцев и пожаловался конст патриарху на их поведение. Они тоже послали ему жалобы и просили освободить из от митрополичьего суда. А в случае отказа грозились принять католическую веру. КОнст патриарх не согласился и потребовал подчинения киприана. В 93 г Василий чтобы сломить новгородцев послал войска и захватил у новгородцев торжок, Вологду. После этого новгородцы дальше упорствовали, в 96,97 и 01 г. В 1401 г решением киприана новг архиепископ иона отрешен от епископской кафедры. Это было содействие Москве в стремлении захватить земли. Итоги правления киприана: Позиции церкви усилились, церковь была самостоятельной в решениях Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители принадлежали к ростовским боярам. Сначала обучение его грамоте шло неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом {первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали имущество. Пустынь обратилась в богатый монастырь. Патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту и совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий отказался. Часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Умножение у нас святых обителей в монгольский период можно считать прямым следствием естественного хода и дальнейшего развития у нас религиозной христианской жизни. Московский князь Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии...» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Детство князя Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Поначалу роль Святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича в 1359 г. митрополит становится фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменяет отца; до самой смерти в 1378 г. Святитель – один из ближайших людей в великокняжеском доме. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних – Орды и Литвы, – Великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское. Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики. В вечевые республики Новгород и Псков был послан – ради заключения союза с ними – князь Владимир Андреевич; за поддержку Литвы понесли наказание князья смоленский и брянский. Митрополит Алексий отлучил от Церкви князей Михаила Тверского и Святослава Смоленского. В 1371 г. тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно с опаской наблюдал за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. Димитрий Иоаннович перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен Великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех, Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила. На этот поступок – как и на прочие свои важные политические действия – Великий князь имел благословение митрополита Алексия. Восьмидесятилетний старец сопровождал его до самой Коломны: видимо, он придавал большое значение данной поездке. «Практически ни одного значительного государственного решения Великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути: это Святитель Алексий, Преподобный Сергий и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский; каждый имел особенное влияние на Великого князя. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 г., соответственно самой личности Святителя имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной»[8]. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком, Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение. Сведения о Куликовской битве содержатся в 4-х основных произведениях древнерусской письменности, текстологии и датировке которых посвящается эта глава. Это «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» о Куликовской битве, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Кроме того, краткий вторичного происхождения рассказ о ней содержит «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», а рассказ о встрече перед битвой Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и о посылке им на бой Пересвета и Осляби содержится в Житии Сергия Радонежского. В 1378 г. Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял воевода Бегич; в июле татары вторглись в рязанские земли. Поход этот имел целью не только ограбление Рязанского княжества, но, судя по размерам обозов, Бегич не исключал возможности дойти и до самой Москвы. Навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар. Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле. В ответственный момент своей жизни князь хотел иметь реальную духовную поддержку. Именно за ней он обратился к великому молитвеннику, при жизни прославившемуся чудесами и почитаемому святым Преподобному Сергию. На второй день Успения, когда в окрестностях Москвы уже собирались войска, приходящие на его зов с разных концов Русской земли, Великий князь со свитой отправился по Владимирской дороге в Троицкий монастырь. После литургии состоялась беседа Преподобного с Димитрием Иоанновичем. Святой немедленно благословил его идти на битву, уповая на Бога, и обещал с несомненностью высшую помощь. Он предсказывал ему победу, говорил о венцах, уготованных многим православным воинам в предстоящей битве, – самого же Великого князя смертная участь в ней должна была миновать. Димитрий Иоаннович просил Преподобного Сергия отпустить с ним на битву двух монахов Троицкого монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. «Вряд ли они – при его стопятидесятитысячном войске – нужны ему были как дополнительные ратники, – хотя их, бывших брянских бояр, отличали воинские выправка и искусство. Скорее всего, в их лице на бой с татарами как бы отправлялся сам Преподобный Сергий. Перед битвой в русский стан из Троицкого монастыря была принесена грамота и просфора с благословением преподобного Сергия. В послании было написано: «Иди, иди смело, князь, надейся на помощь Божию»[12]. Эти слова одушевили мужеством Димитрия и все войско русское. Победа на Куликовом поле была совместной победой сил Русской земли и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей отпор русских полчищам татар. Достойно внимания, что жития преп. Сергия – как Епифаниево, так и Пахомиево – не упоминают ни об иноках-воинах, ни о политических миссиях Преподобного Сергия. Летописи и жития освещают нередко разные стороны деятельности святых. «В этом нужно видеть тонкое различие сценки. Не все в политической деятельности преп. Сергия было «оцерковлено». Его помощь московскому князю против удельных принадлежит его времени, и мы не в праве канонизировать ее, как и политики святых князей. Остается вечным в церковном сознании благословение Сергия на брань с врагами христианства. На Куликовом поле оборона христианства сливалась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности этой связи дано и благословение преп. Сергия Москве, собирательнице государства русского»[13]. Как раз перед выступлением Великого князя против татар произошло – как Божественное знамение – чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Сбор войска Русской земли был назначен в Коломне; некоторые удельные князья со своими полками явились в Москву. На призыв Димитрия Иоанновича откликнулись практически все княжества – за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. 20 августа после молебнов в Кремле войско Великого князя вышло из трех кремлевских ворот; возле каждых стояли священники, которые благословляли ратников и кропили их освященной водой. Полки двинулись к Коломне. По пути, проходящему через село Брашеву, Великий князь положил начало новому монастырю. Произошло это так. Проезжая по лесу, князь увидел на одном из деревьев образ Святителя Николая. Восприняв это явление как благоприятный знак, он воскликнул: «Сие место угреша мя!», пообещав затем в случае победы основать монастырь. Николо-Угрешский монастырь, построенный после Куликовской битвы, имел столь редкий по тем временам белокаменный храм[14]. Исключительно важным событием, особо отмеченным во всех исторических источниках, был переход на службу московскому князю двух сыновей Ольгерда литовского – Димитрия и Андрея. Их полки, вместе с войсками других уделов, соединились в Коломне с пришедшими из Москвы ратями и направились навстречу врагу. Единство было явлено и в исключительно важном действии: представитель Церкви и лично Преподобного Сергия, монах Александр Пересвет начал битву и стал первой ее жертвой. Он принял вызов на бой татарского богатыря; простившись с ближним и призвав себе на помощь молитвы Преподобного, с копьем наперевес он ринулся на татарина; столкнувшись друг с другом с неимоверной силой, оба воина погибли в смертельной схватке. Древние источники говорят о знаменательном поступке князя перед битвой: подозвав к себе боярина Михаила Бренка, он снял с себя великокняжеские доспехи и возложил на него – сам же облачился в одежду простого ратника. Это было его ответом на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, будучи в безопасности, наблюдать сражение. Самым горячим стремлением князя было желание принять участие в битве; им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Особо чутким в эти часы открывалось духовное существо происходящего. Видели ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб; от духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели же над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов. Первая половина боя проходила под знаком успеха татар. Но исход был решен вступлением в сражение запасного полка, находящегося в засаде; во главе его стояли князья Димитрий Михайлович Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской, за героизм прозванный Храбрым. Принялись искать князя среди мертвых; наконец, он был найден в роще неподалеку, лежащим без сознания. Бог хранил князя; несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться в народе Донским. «Вернувшись в Москву, Великий князь немедленно отправился к Преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва. Вернувшийся с победой Великий князь озаботился не только погребением своих погибших воинов, но и церковным их поминовением. Одну из первых панихид совершил преподобный Сергий»[20]. В память погибших, по воле Великого князя, было установлено особое ежегодное поминовение – субботний день перед Днем его Ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская родительская суббота постепенно стала в Русской Церкви днем сугубой молитвы об упокоении православных вождей и воинов, на поле брани убиенных. Великий князь Димитрий Донской в церковной памяти всегда стоял особняком – его чтили не только как победителя Куликовского сражения, но как покровителя и защитника Москвы, образец благочестивого правителя. Последние годы жизни Великого князя Димитрия Иоанновича были, вероятно, самыми трудными для него; после Куликовской битвы его ждали многие тяжелые испытания. Осенью 1380 г., свидетельствуют летописи, Димитрия Иоанновича впервые посетили тяжелые болезни, – сказалось нечеловеческое напряжение великого боя. В изнеможении была и вся Русская земля; оно сказалось при новых испытаниях, посетивших ее. Летом 1382 г. с несметным войском новый татарский хан Тохтамыш двинулся на Москву, разоряя русские земли. Когда Великий князь вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим. По преданию, Дмитрий Иоаннович плакал на развалинах Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги[23]. Другим большим горем для Великого князя было возобновление старой вражды с Тверью: презрев все письменные обещания 1375 г., князь Михаил отправился к новому хану просить ярлыка на великое княжение. В 1383 г. Великий князь Димитрий был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за Преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни Великого князя, не только был главным свидетелем при составлении его духовного завещания (что подтверждено документами), но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые ему христианские таинства. Древний источник воспроизводит если не самые предсмертные слова Великого князя в их исторической буквальности, то общий дух его назидания ближним. Во-первых, ссылаясь на Священное Писание, князь заповедал своим детям глубоко чтить свою мать. Во-вторых, его обращение было к приближенным боярам. Сущность этого обращения в воспоминании князем его дружественного единства с ними, в призыве хранить мир между собой и честно служить делу, продолжат которое его потомки. 19 мая 1389 года Великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник. Старец Великого князя, Преподобный Сергий Радонежский. Великий князь положил начало всестороннему освобождению Руси от вражеского ига. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: князь избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвале ему – «С Богом все творящий и за него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и «в такой благости всегда пребывал. С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению Преподобного Сергия он заложил в 1378 г. Успенский Стромынский монастырь; предполагалось – в преддверии решающей битвы с Ордой – собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик Преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский монастырь, Великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик Преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь в Москве Всех святых на Кулишках. В 1379 году опять-таки с помощью Преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря[30]. Особым знаком произволения Господня стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление князя. Уже вскоре после кончины его были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Житие». В житии отмечаются христианское великодушие и большая любовь к народу, сочетавшиеся с широкой благотворительностью. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |